1. Сущность и структура педагогического процесса
В научной литературе педагогический процесс определяется как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Из этого следует, что педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогического процесса. К компонентам педагогического процесса относятся:
· содержание образования (опыт, базовая культура);
· педагогические средства - материальные (наглядные, технические, электронные), художественные и др.
Системообразующим фактором педагогического процесса является его цель, понимаемая как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогическая система организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический характер. В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности.
Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Динамической системе «педагог - воспитанник» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.
Метод педагогической деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.
Организационная форма педагогической деятельности - это специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, а также методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.
Педагогический процесс имеет свой результат, под которым понимается определенная степень достижения поставленной цели. Единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна обладать всеми его существенными признаками. Основное отличие педагогической задачи от всех других заключается в том, что ее цель и результат заключаются в изменении самого действующего субъекта, овладевающего определенными способами действия. Педагогические задачи различаются:
· по классам (дидактические, воспитательные);
· по типам (оперативные, тактические, стратегические);
· по уровням сложности (простые, сложные).
Однако все они имеют общее свойство - являются задачами социально-педагогического управления. Задачи решаются, как правило, по единой принципиальной схеме, предполагающей четыре взаимосвязанных этапа (рис. 3).
Рис.3. Последовательность решения педагогической задачи
Универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие, имеющее две стороны, два взаимосвязанных компонента - педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника (рис.4).
Рис.4. Структура педагогического взаимодействия
Педагогические воздействия могут быть прямыми и косвенными, управляемыми и неуправляемыми; ответные реакции воспитанников - активными или пассивными, воспринятыми или проигнорированными, эмоциональными или безразличными и т. п.
Различают следующие виды педагогических взаимодействий:
· педагогические (отношения педагогов и воспитанников);
· взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);
· предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
· личные (отношение к самому себе).
Воспитательные взаимодействия могут возникать как при непосредственном участии педагога, так и без него, когда воспитанники в повседневной жизни сами вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.