Аспекты и содержание целостного педагогического процесса

Аспект Содержание аспекта педагогического процесса
Целевой Единство функций обучения, воспитания и развития личности
Содержательный Отражение в содержании образования элементов (в их взаимосвязи): знаний, в том числе умений и на­выков; опыта творческой деятельности; опыта эмоци­онально-ценностного и волевого отношения к окру­жающему миру.
Процессуальный (организационный) Единство процессов педагогического, взаимного, предметного и личного взаимодействия, образова­ния и самообразования
Операционально-технологический Внутренняя целостность всех относительно самостоя­тельных компонентов педагогического процесса, единство преподавания и учения

Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической систе­мы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педа­гогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функ­ционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

К статическим педагогическим системам относятся: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, альтернативные образовательные учреждения (гимназии, лицеи, и др.), авторские педагогические системы, профес­сиональные учебные заведения (училища, техникумы, колледжи, вузы), учреждения дополнительного образования (спортивные, художественные, музы­кальные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.), учреждения повышения квалификации и др.

Педагогический процесс является динамической педагогической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субор­динацию элементов системы по вертикали. По горизонтали систему координи­рует уровень развития и подготовленности субъектов педагогического процесса. Объектом усвоения является содержание образования, на которое направлена деятельность (взаимодействие) субъектов. Эта деятельность осуществляется с помощью методов, средств и организационных форм (рис. 5).

Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверя­ются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие кор­рективы, и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педа­гогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования, а наиболее подвижными - методы, средства и орга­низационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управле­ние педагогическим процессом.


Рис. 5. Модель педагогического процесса как целостной

динамической системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: