Сущность, структура и движущие сипы процесса обучения

Для формирования педагогического мышления важно понять сущность, структуру, логику функционирования и развития учебного процесса. Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить основные компоненты этого процесса:

1. Учебный процесс - совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения.

2. Двусторонний характер процесса обучения - который всегда содержит взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение.

3. Содержание изучаемого - поскольку все виды деятельности всегда предметны, т.е. направлены на усвоение определенного содержания.

Выделенные три компонента учебного процесса представляют его внешнюю его сторону. Поэтому возникает задача - за внешними, видимыми элементами обучения вскрыть его внутреннее движение, т.е. сущность обучения.

Обучение, в первую очередь, является процессом социально обусловленным, вызванным необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Своеобразным «строительным материалом», источником «создания» личности служит культура - духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Чтобы определить содержание обучения и понять его сущность, необходимо определить состав человеческой культуры и тех источников, которые наполняют содержание личности. В отечественной дидактике наиболее признанной является концепция И.Я. Лернера, который выделил следующие элементы этого содержания:

1) знания;

2) установленные и выведенные в опыте способы деятельности;

3) опыт творчества;

4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого, можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Овладение знаниями и способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом) (В.И. Загвязинский).

Репродуктивный вариант - включает в себя восприятие фактов, явлений и их последующее осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Основное из понятого (исходные положения, ведущий тезис, аргументация, доказательство, основные выводы) обучаемый должен удержать в памяти, что требует особой (мнемической) деятельности. Запоминание понятого приводит к усвоению материала. При этом часть материала вполне достаточно довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа - применения, использования его либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом (творческом).

Продуктивный вариант построения учебного процесса - состоит из ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего этапов. Добывание, применение знаний здесь носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция, инициатива.

Учебный процесс в данном контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно-познавательные задачи, а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения. При этом задача понимается не в узком методическом, а в широком психолого-педагогическом смысле - как цель, заданная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения искомых результатов.

Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (между достигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса, когда осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.

В реальном учебном процессе вновь возникающие задачи «очеловечиваются», пополняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальные качества педагогов и обучаемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: