double arrow

В преподавательской деятельности

Своеобразным мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения, которые всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Дидактика высшей, как и дидактика средней школы, призвана помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: для чего учить, как учить, чему учить?

С.И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний.

Однако все они являются трансформацией принципов, сформулированных дидактикой для средней школы. При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например: в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук выражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе).

Исходя из этих особенностей, различными отечественными педагогами сформулированы следующие принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе:

· обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И.И. Кобыляцкий);

· профессиональная направленность (А.В. Барабанщиков);

· профессиональная мобильность (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын и др.);

· проблемность (Т.В. Кудрявцев);

· эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко).

На основе различных взглядов на определяющие принципы обучения в высшей школе выделены группы принципов, в которых синтезированы различные мнения:

· ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

· соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

· оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

· рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

· соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Такой подход «вполне естествен, так как дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием» (Ю.К. Бабанский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: