Отрасль педагогической науки, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения называется дидактика. По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает «поучающий», а «didasko» - «изучающий».
Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого: Сократом, Демокритом, Платоном, Аристотелем
Понятие «дидактика» впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия» («Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii»).
В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовав в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Я.А. Коменский впервые в истории педагогической мысли разработал теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку.
|
|
Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского. Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования В. Давыдова, Д.Б. Эльконина – о возрастных возможностях усвоения знаний, Л.В. Занкова - о путях формирования общего уровня развития младших школьников, П.Я. Гальперина - о формировании умственных способностей.
Этапы становления дидактики:
I этап – традиционная дидактика (XVII – XIX века) -акцент на преподавание, основной источник знаний: восприятие, авторитарное руководство обучением.
II этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX веков) - акцент на деятельности «преподавание-учение»: основной источник знаний, личностный подход, психологическое управление.
III этап - постсовременный (вторая половина XX века) - акцент на деятельности «преподавание – учение»: оценка знаний, основной источник знаний, деятельность психолого–социально обусловленная. В основе этапа – педагогика сотрудничества с учетом требований времени, личностного развития и творчества.
Современная дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую дидактику, которая исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на него влияют, условиями в которых он протекает, а так же результатами к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.
|
|
Принципы дидактики – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В качестве основополагающих выделяют следующие принципы дидактики.
Принцип сознательности и активности. В основе этого принципа лежат закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся и др.
Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения:
· обучать следует так, что бы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их;
· преподавателю следует помнить, что главное - не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует;
· следует, как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, - непременное условие развивающего обучения и др.
Принцип наглядности обучения – предполагает реализацию следующих правил обучения:
· применяя наглядные средства, педагог воспитывает у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, интерес к учению;
· применение современных средств наглядности должно быть научно обоснованно;
· следует применять наглядные пособия не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации. Современные виды наглядности позволяют организовать эффективную поисковую деятельность.
Принцип системности и последовательности - опирается на следующие научные закономерности:
· человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина видения внешнего мира;
· система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся;
· процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности;
· если систематически не упражняться в приобретенных навыках, то они утрачиваются; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.
Принцип прочности. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов – содержания и структуры материала, но также от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, педагогу; прочность усвоения знаний зависит от организации обучения, использования различных методов, видов, времени обучения; память человека носит избирательный характер: чем важнее и интереснее учебный материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется.
Принцип доступности -в основе которого, лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово «thesaurus» означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений и способов мышления.
Существуют и другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности:
· доступность определяется возрастными особенностями обучаемых и зависит от их индивидуальных особенностей;
· зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения;
|
|
· постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияет на развитие учащихся и формирования их моральных качеств;
· обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.
Известны классические правила, относящиеся к реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: «от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному».
Принцип научности - требует, чтобы учащимся предлагались для усвоения только установленные наукой знания. В жизни человека этот принцип играет все более важную роль; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования, строгим соблюдением принципов его формирования. Научность обучения зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой.
Принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность. Эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, возрастных особенностей учащихся. Чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства.
В современном понимании дидактика является теоретической и одновременно нормативно-прикладной наукой, и представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.
|
|
Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно:
· приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования;
· устанавливать принципы обучения;
· определять оптимальные возможности обучающих методов и средств;
· конструировать новые образовательные технологии и др.
Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.
Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «образование», «педагогическое сознание» и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия – категории дидактики.. К ним относятся: «обучение», «преподавание», «учение», «учебная деятельность», «процесс обучения», «содержание образования», «эффективность обучения» и др.
Обучение - целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. В процессе обучения преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность «учения».
Преподавание - это деятельность педагога по: передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию им помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке их учебных достижений.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого учащегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учащимися и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности обучаемых.
Учение - это деятельность учащегося по: освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков; самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках и общем развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя: овладение учащимся системами знаний и оперирование ими; овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения – т.е. умениями и навыками; развитие мотивов учения, становление мотивации и его смысла; овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Процесс обучения – это совместная целенаправленная деятельность педагога и учащегося, в ходе которой осуществляется развитие личности учащегося, ее образование и воспитание.
Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования является тем конечным результатом, к которому стремится образовательное учреждение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения, академическую успеваемость, качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Обученность - запас усвоенных учащимся понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Обучаемость - приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшей обучения, т.е. общая способность к усвоению знаний.
Процесс усвоения знаний - осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями: различения или узнавания предмета (явления, события, факта); запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний - оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Академическая успеваемость обучающегося - степень совпадение реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке.