Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения

Процесс обучения учащихся в образовательном учреждении проходит под руководством педагога. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их, и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли учащегося по пути познания. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания учения:

· отбирает содержание в соответствии с поставленными целями;

· продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения;

· использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление образовательным процессом предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельностью:

1. Этап планирования - завершается составлением календарно-тематического или поурочного планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, личных профессиональных возможностей преподавателя и др.

2. Организация деятельности учащихся - включает в себя постановку учебной задачи и создание благоприятных условий для ее выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

Современная дидактика рекомендует следующие правила выдвижения познавательных задач:

· познавательная задача должна вытекать из предметного содержания;

· необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создать реальные условия для выполнения задач;

· задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов учащихся;

· нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами.

3. Этап контроля – с целью регулирования процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля. Результаты контроля учитываются педагогом как в процессе изучения темы на учебном занятии, так и в последующей работе, которая может быть замедлена, облегчена или усложнена. Регулирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивают выработку внутренних потребностей к процессу познания и активизируют деятельность учащихся.

4. Этап анализа - осуществляется с позиции достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения, а также способов и условий их достижения. При помощи анализа выявляются причины недостатков в обучении и основания успехов, намечаются пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Деятельность учащихся в процессе обучения имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы - как побуждения, которыми учащийся руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Как правило, к учению учащегося побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Все многообразие мотивов учебной деятельности учащихся можно представить тремя взаимосвязанными группами:

1) непосредственно-побеждающие мотивы - основаны на эмоциональных проявлениях личности (яркость, новизна, занимательность и т.д.);

2) перспективно-побуждающие мотивы - основаны на понимании значимости учения и знания вообще, связывание учебного предмета с будущей профессией, ожидание в перспективе получения поощрения и т.п.;

3) интеллектуально-побуждающие мотивы - основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность и т.д.). Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности, которые имеют большое значение для эффективности учения.

Следующим компонентом учения являются учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми).

К внешним учебным действиям относятся: все виды предметных действий (письмо, постановка опытов и др.); перцептивные действия (слушание, наблюдение, осязание и др.); символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним учебным действиям относятся: мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация); действия воображения; действия мышления.

Неотъемлемыми структурными компонентами процесса учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют учащиеся в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий педагога. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие о дидактике и этапы ее становления.

2. В чем сущность педагогического процесса как целостной дидактической системы?

3. Определите последовательность решения педагогической задачи.

4. Охарактеризуйте структуру педагогического взаимодействия.

5. Назовите и охарактеризуйте аспекты целостного педагогического процесса.

6. Раскройте сущность педагогического процесса как динамической педагогической системы.

7. Определите условия построения целостного педагогического процесса.

8. В чем сущность обучение как способа организации педагогического процесса?

9. Дайте характеристику основных функций процесса обучения.

10. Охарактеризуйте деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: