Основным исходным отношением в педагогическом процессе является собственно педагогическое отношение с позиций субъект-субъектного подхода в системе «педагог - воспитанник». В ходе взаимодействия педагоги и воспитанники решают определенную педагогическую задачу.
Целостность педагогического процесса объективно заложена в целостности содержания образования, целостности педагогической деятельности и деятельности обучающихся. Целостность содержания образования заключается в единстве его четырех компонентов: знаний (в том числе о способах выполнения действий), умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру (к учению, труду, человеку, природе, обществу, самому себе).
Целостная педагогическая деятельность имеет два основных аспекта - организаторский и коммуникативный (рис. 6).
Рис. 6. Целостная педагогическая деятельность
Организаторская функция педагога является ведущей, но нельзя недооценивать роли коммуникативного обеспечения предметного взаимодействия, позволяющего создать одухотворенный эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, без которого невозможна ни одна продуктивная деятельность. Целостная педагогическая деятельность способствует реализации всех компонентов содержания образования (рис. 7).
|
|
Рис. 7. Целостная педагогическая деятельность и компоненты
содержания образования
Целостная деятельность обучающихся - это единство учения и других видов деятельности.
Условия построения целостного педагогического процесса:
· преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками;
· осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и воспитанников по алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекция, анализ эффективности;
· осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятельности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразование своей личности как в учебное, так и во внеурочное время;
· комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач;
· направленность целостной деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнедеятельности обучающихся.
Соблюдение всех условий способствует формированию базовой культуры личности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.