Логика и условия построения целостного педагогического процесса

Основным исходным отношением в педагогическом процессе является собственно педагогическое отношение с позиций субъект-субъектного подхода в системе «педагог - воспитанник». В ходе взаимодействия педагоги и воспитанники решают определенную педагогическую задачу.

Целостность педагогического процесса объективно заложена в целостности содержания образования, целостности педагогической деятельности и деятель­ности обучающихся. Целостность содержания образования заключается в един­стве его четырех компонентов: знаний (в том числе о способах выполнения дей­ствий), умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру (к учению, труду, чело­веку, природе, обществу, самому себе).

Целостная педагогическая деятельность имеет два основных аспекта - организаторский и коммуникативный (рис. 6).

 
 


Рис. 6. Целостная педагогическая деятельность

Организаторская функция педагога является ведущей, но нельзя недооценивать роли коммуника­тивного обеспечения предметного взаимодействия, позволяющего создать оду­хотворенный эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, без которо­го невозможна ни одна продуктивная деятельность. Целостная педагогическая деятельность способствует реализации всех компонентов содержания образова­ния (рис. 7).


Рис. 7. Целостная педагогическая деятельность и компоненты

содержания образования

Целостная деятельность обучающихся - это единство учения и других видов деятельности.

Условия построения целостного педагогического процесса:

· преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками;

· осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и воспитанников по алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учеб­ных действий, коррекция, анализ эффективности;

· осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятель­ности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразование своей личности как в учебное, так и во внеурочное время;

· комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитатель­ных задач;

· направленность целостной деятельности педагогов на организацию содер­жательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнеде­ятельности обучающихся.

Соблюдение всех условий способствует формированию базовой культуры лич­ности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: