Роль и место лекции в процессе обучения

Основными формами преподавания являются лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа.

Слово «лекция» происходит от латинского «lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в Средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым подразумевал «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». И поэтому он советовал лекторам «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов».

К числу наиболее прославленных лекторов отечественной школы следует отнести математика М.В. Остроградского, который придавал большое значение как научной, так и методической стороне лекции. Он начинал с обзора прочитанного ранее, затем следовали рассуждения и методы доказательства по новой теме. Лекция заканчивалась выводами и оживлялась экскурсами в жизнь и деятельность известных ученых.

Выдающимися лекторами были историки В.О. Ключевский и Т.Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвигали на второй план книгу или учебник. Н.Г. Чернышевский называл Грановского «одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом». Лекции этого ученого оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

С середины XIX века, по мере роста научных и технических знаний во всем мире, усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Назначение лекции первоначально виделось как «подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой». Известный русский хирург и педагог Н.И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 году Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что «живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой». В 1930-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал, т.к. резко снизился уровень знаний у студентов.

Таким образом, лекция является главным звеном дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Тем не менее, в настоящее время, наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала, которые считают, что:

1) лекция приучает учащихся к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше;

2) лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;

3) лекции нужны лишь в том случае, если нет учебников или их мало;

4) одни учащиеся успевают осмыслить лекционный материал, другие - только механически записывают слова лектора.

Однако, как показывает опыт, отказ от лекций снижает научный уровень подготовки обучаемых, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше критические замечания в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением лекционного материала.

В то же время, в учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, в частности:

· при отсутствии учебников по новым учебным курсам, лекция становится основным источником информации;

· когда учебный материал по конкретной теме в существующих учебниках устарел;

· когда отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения учащимися и требуют методической переработки лектором;

· когда по основным проблемам учебного курса существуют противоречивые концепции - лекция необходима для их объективного освещения;

· когда особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью влияния на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль особенно в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Поэтому, к основным преимуществам лекции, как форме обучения в профессиональной школе, можно отнести:

· творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

· экономный способ для учащихся получения в общем виде основ знаний;

· лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Особенно действенна авторская лекция, когда учащиеся идут не столько на дисциплину, сколько на «лектора». Тимирязев говорил по этому поводу, что «лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством». По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д.И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, на лекциях Менделеева на глазах у слушателей «из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами».

В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Многие преподаватели считают, что задача лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Однако «ясность изложения» является сложнейшей педагогической проблемой, включающей в себя: последовательность и наглядность изложения, сознательное активное усвоение излагаемого слушателями, и, как результат, понимание.

Поэтому лекция должна включать в себя:

· нравственную сторону лекции и преподавания;

· научность и информативность (современный научный уровень);

· доказательность и аргументированность;

· наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

· эмоциональность формы изложения;

· активизацию мышления слушателей через постановку вопросов для размышления;

· четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

· методическую обработку - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

· изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и понятий;

· использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: