Практические, семинарские и лабораторные занятия

Процесс обучения в профессиональной школе предусматривает практические занятия, которые предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Целью практических занятий является углубление, расширение, детализация знаний, полученных на лекции в обобщенной форме, и содействие выработке навыков профессиональной деятельности. Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

Практические занятия развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания учащихся и выступают как средства оперативной обратной связи.

Между лекцией и практическим занятием планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

Структура практических занятий в основном одинакова:

· вступление преподавателя;

· ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

· практическая часть как плановая работа;

· заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из практической части дисциплины. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты и др.

Практические занятия следует организовывать так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации.

При проведении практических занятий большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - «рассадник», и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от педагога к обучаемым и «прорастающих» в сознании учащихся, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений педагогов. С XVII века эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX века - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи профессиональной школы.

В современной профессиональном образовании семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):

а) развитие творческого профессионального мышления;

б) познавательная мотивация;

в) профессиональное использование знаний в учебных условиях:

· овладение языком соответствующей науки;

· навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

· овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

1) повторение и закрепление знаний;

2) контроль усвоенных знаний;

3) педагогическое общение.

В современном профессиональном образовании практикуется следующие типы семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Формами семинарских занятий могут быть: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы, как правило, перетекают друг в друга.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Одной из эффективных форм организации семинара в контексте проблемного обучения является семинарское занятие по принципу «круглого стола». Эта форма отражает особенности современного профессионального общения на производстве.

На таком семинаре осуществляются сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. В условиях совместной работы студент занимает активную позицию.

Наиболее адекватно принцип "круглого стола" реализуется на семинаре-дискуссии, который предполагает диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы изучаемого учебного курса. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры».

В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли «ведущего», «оппонента», «рецензента», «логика», «психолога», «эксперта» и др. в зависимости от того, какой материал обсуждается.

Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.

Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.

Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.

Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.

Функции психолога и эксперта могут пересекаться. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю, который должен:

1) определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению;

2) подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих;

3) распределить формы участия и функции студентов в коллективной работе;

4) подготовить студентов к выбранному ролевому участию;

5) руководить работой семинара;

6) подвести общий итог дискуссии.

Существует особая форма семинарских занятий - семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 15-20 минут студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.

Одной из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний, является коллоквиум. Слово «коллоквиум» происходит от латинского «collocvium» - «разговор», «беседа». Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет изучается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследова-тельского характера. Термин «лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - «труд», «работа», «трудность». Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности, поэтому в каждом конкретном случае требуются частные методические рекомендации по их организации и проведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: