Организация самостоятельной работы обучаемых

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами образовательного учреждения.

В педагогической литературе существует несколько вариантов определения сущности самостоятельной работы. Мы рекомендуем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.

Профессиональная школа отличается от общеобразовательной специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Поэтому, никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

К основным видам индивидуальной самостоятельной работы можно отнести: подготовку к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, как правило, составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.

Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе - лекции, практические, лабораторные занятия, семинары - обусловливают формы самостоятельной работы обучаемых и виды домашних заданий. На лекции преподаватель рекомендует студентам литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки. Семинарские и практические задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1) репродуктивный (тренировочный) уровень;

2) реконструктивный уровень;

3) творческий, поисковый.

Репродуктивные (тренировочные) самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

Реконструктивные самостоятельные работы предполагают перестройку решения, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

При организации самостоятельной работы следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики специалиста, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный.

Первостепенное значение при организации самостоятельной работы имеет сознательность в обучении. Сознательность выполнения самостоятельной работы обеспечивают следующие характеристики:

· методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

· сложность знаний, соответствующая «зоне ближайшего развития» студентов (по Л.С. Выготскому), т.е. посильность выполнения;

· последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;

· дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;

· деятельностная ориентация самостоятельной работы.

При разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Есть «тугодумы», люди с «быстрым умом», «генераторы идей» и люди, великолепно доводящие эти идеи до конца. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. Можно предложить следующие рекомендации, которые помогут найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:

· аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;

· необходим регулярный контроль (машинный и безмашинный) успешности выполнения самостоятельной работы и индивидуальные консультации преподавателя;

· для успешности самостоятельной работы необходимы четкие методические указания по ее выполнению;

· пакет заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

· при изучении любой дисциплины желательно проводить «входной контроль» знаний студентов;

· задания для самостоятельной работы могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которой учитывается при итоговом контроле;

· на практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в научно-исследовательской работе и консультирование более слабых студентов, проводя с «консультантами» дополнительные занятия.

Выход на новое качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров) ведущие российские ученые-педагоги видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы. Заслуживают внимания такие конструктивные предложения, как:

· организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;

· включение самостоятельной работы в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;

· создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы;

· ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;

· рейтинговый метод контроля самостоятельной работы;

· коллегиальные отношения преподавателей и студентов;

· разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

· индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом руководства самостоятельной работой обучаемых;

· проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает:

· увеличение числа часов на самостоятельную работу;

· организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на самостоятельную работу сразу или поэтапно;

· создание учебно-методической и материально-технической базы в образовательных учреждениях (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину;

· доступность лабораторий и мастерских (для самостоятельного выполнения лабораторного практикума);

· организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, что позволяет свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени на самостоятельную работу обучаемых;

· отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: