Педагогическое мастерство преподавателя

Дидактика призвана помочь педагогу найти ответы на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить, как учить? Вопросы, несомненно, сложные, на которые нельзя дать однозначных ответов. Особенно труден вопрос «Как учить?», ибо нельзя дать готовый рецепт, найти обобщенный алгоритм ввиду гибкости и подвижности учебного процесса в целом, отдельных его элементов, неповторимости и индивидуальности двух важнейших составляющих обучения - педагога и обучаемого.

В некоторых педагогических исследованиях отмечается связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например с такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что в целом педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А. Реан обнаружили следующую особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием «самоуверенности» (а напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением «самоуверенности», тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.

Но вместе с тем дидактика предлагает понимание сути и закономерности обучения, принципы и подходы, систему методов и средств реализации поставленной задачи.

Замечено, что практики не всегда осознают необходимость дидактики для своей преподавательской деятельности. Это отмечалось еще в XIX веке. «Искусство воспитания, - писал К.Д. Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким и знакомым... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания».

Таковыми для преподавателя являются дидактические знания. Они помогают преподавателю анализировать зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, устанавливать на этой основе закономерности, действующие в сфере обучения, выбирать методы, организационные формы и средства обучения, наиболее эффективные для осуществления качественной подготовки обучаемых.

Знания по дидактике и их творческое применение во многом направляют формирование педагогического мастерства преподавателя. Исторически сложилось так, что относительно роли дидактики в деятельности преподавателя имеются разные мнения. Одни считают, что дидактика должна вооружить преподавателя конкретными рекомендациями по конструированию учебного процесса. Другие, что дидактика сковывает творческую самостоятельность преподавателя, поскольку все зависит от степени глубины его знаний по дисциплине, которую он преподает, от его педагогического опыта. Несомненно, преподаватель разрешает множество ситуаций, связанных с организацией и осуществлением образовательного процесса. Однако в чем сущность педагогического творчества? Как сочетать в педагогической деятельности требования учебных программ и творческий подход? Что необходимо, чтобы труд преподавателя стал творческим в полном смысле этого слова?

Мастер педагогического труда – это высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки. Существует два вида результатов педагогической деятельности:

1) функциональные продукты деятельности - учебное занятие, методика и т.п.;

2) психологические продукты деятельности - психические новообразования в личности учащихся.

Главным, конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, знаний и навыков

Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается на высокую профессионально-педагогическую компетентность. Хотя педагогов, создающих объективно новые технологии обучения или воспитания, очень мало, но уже любое учебное занятие (лекция, семинар, практическое занятие), удачно комбинирующее известные методы и методики, в той или иной мере является результатом творчества. Создание новой системы из известных элементов - уже проявление творчества. Построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, так как это всегда разное социально-психологическое состояние группы, разные индивидуальности и соответственно разные схемы проведения занятия, разные методы обучения.

Ю.К. Бабанский предлагает при выборе метода обучения учитывать шесть основных параметров: закономерности и принципы обучения; его цели и задачи; содержание предмета; учебные возможности обучаемых; особенности внешних условий; возможности самих педагогов.

В процессе долгих педагогических поисков преподаватель накапливает интересные факты педагогической работы. Но здесь полезно вспомнить К.Д. Ушинского: «Что такое педагогическая опытность? Это большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых педагогом? Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности». С этим высказыванием перекликаются и слова И.П. Павлова, который указывал, что, изучая, экспериментируя, нельзя оставаться у поверхности фактов, нужно пытаться проникнуть в тайну их возникновения, настойчиво искать законы, ими управляющие.

Поэтому, самым надежным путем совершенствования педагогического мастерства преподавателя является дидактическое осмысление своего преподавательского опыта и обращение к дидактике как области знаний, являющейся основным ориентиром в вопросах обучения. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в дидактике рассматриваются наиболее общие вопросы. Дело преподавателя - глубоко осмысливать их и творчески использовать в конструировании своей преподавательской деятельности.

Контрольные вопросы

1. Определите сущность педагогических технологий.

2. Какие признаки являются характерными для педагогических технологий?

3. Какие функции реализуют педагогические технологии?

4. Определите принципы педагогических технологий.

5. Какие процедуры предусматривает технологический уровень обучения?

6. Сравните характеристики сущности методики и технологии обучения.

7. Определите сущность и отличительные особенностимодульного обучения.

8. Какие принципы проектирования модульной программы отно­сят к специфическим?

9. По какому алгоритму осуществляется проектирование модульной образовательной программы в контексте предметно-деятельностного подхода?

10. Охарактеризуйте содержание этапов проектирования МТН-программы в контекстесистемно-деятелъностного подхода к модульным технологиям обучения.

11. В чем сущность интерактивных технологий обучения?

12. Какие формы и методы применяются в технологиях интерактивного обучения?

13. Охарактеризуйте сущность технологий проектного обучения.

14. Какие компьютерные технологии обучения применяются в образовательном процессе?

15. Определите сущность и направленность моделей дистанционного обучения.

16. Какие положения лежат в основе концептуальных характеристик дистанционного обучения?

17. Классифицируйте программные продукты, предназначенные для дистанционного обучения.

18. Определите алгоритм выбора и критерии технологии обучения.

19. От чего зависит уровень профессионализма педагога?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учеб. для вузов / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2011. – 621 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 210с.

3. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2010 – 398 с.

4. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 502 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для вузов / И.П. Подласый. - М.: Высш. образование, 2010. - 540 с.

Дополнительная

6. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Голованова; рец.: В.А. Якунин, В.В. Сериков. - СПб.: Речь, 2005. - 318 с.

7. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 283с.

8. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие / В.С. Кукушин. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 256 с.

9. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. пед. вузов / В. С. Кукушин; рец.: М.В. Буланова-Топоркова, А.П. Кушнарева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 510 с.

10. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики: учебное пособие для студ. высших и средних специальных учебных заведений / П. Ф. Каптерев; отв. ред. А.А. Корольков. - СПб.: Алетейя, 2004. - 560 с.

11. Мильситова, С.В. Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие / С.В. Мильситова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 198 с. - ISBN 978-5-8353-1202-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232374

12. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. - 4-е изд. - М.: Академия, 2010. - 568 с.

13. Солдатова А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие / А.А. Солдатова. – М.: Спутник-М., 2009. – 138 с.

14. Тузова О.Н. Адаптация личности. Теория и практика: Монография / О.П. Тузова. - М.: Федер. агентство по образованию; - Мурманск: МГПУ, 2009. - 107 с.

15. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: