По данным Международной морской организации (ИМО), около 80% всех аварийных случаев с судами мирового флота связаны с «человеческим фактором», т.е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа.
Задача Системы Управления Безопасностью (СУБ) – как построить процедуры управления, чтобы максимально снизить вероятность появления ошибок, устранить влияние «ошибки человека».
СУБ – это структурированная и документированная система, позволяющая персоналу Компании и ее судов эффективно проводить политику в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды через:
- Процедуры – кто и что делает;
- Инструкции – что и как делать;
- Ответственность – кто это делает;
- Полномочия – кто регулирует.
Отсутствие сертификации по СУБ автоматически переводит судоходную Компанию в разряд аутсайдеров. Она выпадает из международного судоходства, так как не подтвердила качество своих услуг и соответствие стандартам безопасности.
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатации судна и предотвращением загрязнения моря (International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention – ISM Code) – это стандарт по внедрению системы управления безопасностью и предотвращения загрязнения.
|
|
Существует пять причин внедрения МКУБ:
1. Уменьшает влияние человеческого фактора.
2. Улучшает взаимосвязь между судном и Компанией.
3. Снижает количество несчастных случаев.
4. Уменьшает риск загрязнения моря.
5. Обеспечивает безопасность грузовых операций.
МКУБ состоит из 13 разделов:
1. Общие положения
2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды.
3. Ответственность и полномочия Компании.
4. Назначенное лицо.
5. Ответственность и полномочия капитана.
6. Ресурсы и персонал.
7. Планирование судовых операций.
8. Готовность к аварийным ситуациям.
9. Доклады и анализы о несоответствиях, авариях и опасных случаях.
10. Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования.
11. Документация.
12. Внутренние, аудиторские проверки.
13. Освидетельствование, проверка и контроль.
Главная идея МКУБ – переход от обеспечения и контроля безопасности мореплавания и охраны окружающей среды к УПРАВЛЕНИЮ ими.
Организация действий экипажа при чрезвычайных и аварийных ситуациях (ЧАС) на судне.
Постоянная готовность экипажа к действиям при ЧАС обеспечивается за счет:
- постоянного наличия на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения ЧАС;
- высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажерной подготовки, регулярных и эффективных учебных тревог, учений, тренировок;
|
|
- эффективной системы и организации действий, включая «Расписание по тревогам», аварийные партии, судовые оперативные планы действий, контрольные листы рекомендованных действий для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов.
Общее руководство действиями при ЧАС, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника.
В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажи в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни.
В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ.
БЕЗОПАСНОСТЬ СУДНА.
БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗА/ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.