double arrow

Международный кодекс по управлению безвредной эксплуатацией и предупреждению загрязнения (МКУБ, 1993)

По данным Международной морской организации (ИМО), около 80% всех аварийных случаев с судами мирового флота связаны с «человеческим фактором», т.е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа.

Задача Системы Управления Безопасностью (СУБ) – как построить процедуры управления, чтобы максимально снизить вероятность появления ошибок, устранить влияние «ошибки человека».

СУБ – это структурированная и документированная система, позволяющая персоналу Компании и ее судов эффективно проводить политику в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды через:

- Процедуры – кто и что делает;

- Инструкции – что и как делать;

- Ответственность – кто это делает;

- Полномочия – кто регулирует.


Отсутствие сертификации по СУБ автоматически переводит судоходную Компанию в разряд аутсайдеров. Она выпадает из международного судоходства, так как не подтвердила качество своих услуг и соответствие стандартам безопасности.

Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатации судна и предотвращением загрязнения моря (International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention – ISM Code) – это стандарт по внедрению системы управления безопасностью и предотвращения загрязнения.

Существует пять причин внедрения МКУБ:

1. Уменьшает влияние человеческого фактора.

2. Улучшает взаимосвязь между судном и Компанией.

3. Снижает количество несчастных случаев.

4. Уменьшает риск загрязнения моря.

5. Обеспечивает безопасность грузовых операций.

МКУБ состоит из 13 разделов:

1. Общие положения

2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды.

3. Ответственность и полномочия Компании.

4. Назначенное лицо.

5. Ответственность и полномочия капитана.

6. Ресурсы и персонал.

7. Планирование судовых операций.

8. Готовность к аварийным ситуациям.

9. Доклады и анализы о несоответствиях, авариях и опасных случаях.

10. Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования.

11. Документация.

12. Внутренние, аудиторские проверки.

13. Освидетельствование, проверка и контроль.

Главная идея МКУБ – переход от обеспечения и контроля безопасности мореплавания и охраны окружающей среды к УПРАВЛЕНИЮ ими.

Организация действий экипажа при чрезвычайных и аварийных ситуациях (ЧАС) на судне.

Постоянная готовность экипажа к действиям при ЧАС обеспечивается за счет:

- постоянного наличия на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения ЧАС;

- высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажерной подготовки, регулярных и эффективных учебных тревог, учений, тренировок;

- эффективной системы и организации действий, включая «Расписание по тревогам», аварийные партии, судовые оперативные планы действий, контрольные листы рекомендованных действий для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов.

Общее руководство действиями при ЧАС, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника.

В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажи в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни.

В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ.

БЕЗОПАСНОСТЬ СУДНА.

БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗА/ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: