Организация учебной деятельности учащихся


Основу учебной деятельности учащихся составляет про­цесс усвоения знаний, овладения навыками, структурно включаю­щий следующие компоненты: восприятие учебного материала, его осознание и осмысление, запоминание, обобщение и систематиза­цию, применение. Все его компоненты тесно взаимосвязаны, тесно переплетаются и взаимопроникают в реальном учебном процессе: восприятие с запоминанием; запоминание с применением; примене­ние знаний с систематизацией и уточнением ранее воспринятого. Однако, на отдельных этапах этого целостного процесса преобладают определенные компоненты. Учитывая это, рассмотрим сущность учебной деятельности применительно к основным ее звеньям.

4.1. Восприятие Усвоение учебного материала как

важнейший компонент учебной деятельности учащихся начинается с его восприятия. Качество восп­риятия — обязательное условие эффективного усвоения. Воспри­нять — значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявления, свойства, способы примене­ния и т.д. Успешное восприятие создает прочный фундамент учебной и учебно-производственной деятельности учащихся.

Эффективность восприятия определяется и характеризуется ря­дом психолого-педагогических факторов и условий — внутренних и внешних.

Внутренние условия и факторы успешного восприятия учебного материала

Важнейшим условием успешного восприятия является внутрен­няя установка учащегося на восприятие, на усвоение учебного мате­риала в целом. Установка определяет сроки, прочность и характер усвоения. Учение с внутренней установкой «до ответа» сохраняет знания лишь до очередного опроса; установка «до экзамена» — до ■ ыхода из кабинета, где он проводился. Учение с установкой на при­близительное усвоение дает приблизительные знания и умения. От-JE:юда задача преподавателей и мастеров производственного обучения давать и постоянно поддерживать такие внешние установки, которые бы способствовали формированию у учащихся их внутренних устано­вок, мотивов, целей, направленных на глубокое, прочное и осознан­ное восприятие и усвоение знаний и способов деятельности.

Другое условие (фактор) успешного восприятия можно сформули­ровать так: то, что необходимо узнать и сознательно воспринять, должно быть выделено учащимися из всех остальных воспринимае­мых сторон изучаемого. Мало смотреть — надо видеть, мало слу­шать — нужно слышать. Выделение усваиваемых предметов, собы-


тий, явлений, свойств выражается в устойчивом внимании учащихся на уроке, при самостоятельном изучении учебного материала.

Успешность восприятия в значительной степени зависит от нали­чия у учащихся ориентировочной основы деятельности, т.е. четкого представления, что, как, для чего воспринимать, какие для этого следует применять приемы, способы, средства, как ими пользоваться, какие требования предъявляются к качеству восприятия, как будет производиться контроль восприятия, по каким ориентирам произво­дить самоконтроль. Особенно важна ориентировочная основа дея­тельности в процессе производственного обучения, при выполнении лабораторно-практических работ, опытов, экспериментов.

Одним из важнейших факторов успешного восприятия, как и ус­воения в целом, является интерес учащихся к изучаемому. Опираясь на этот важнейший мотив учения, можно достичь гораздо больших успехов и результатов, чем применением, предписаниями, жесткими требованиями. Обучение в условиях высокого познавательного инте­реса — исходное положение «педагогики сотрудничества».

Качество восприятия в решающей степени определяется по­ниманием учащимися изучаемого материала. Если учащиеся его не поняли, то восприятия фактически не будет. Понимание всег­да означает включение нового материала в систему уже сложив­шихся представлений и понятий, связывание незнакомого мате­риала с уже знакомым. В процессе воспитания учащиеся активно работают:щрипоминают, анализируют, сравнивают, сопоставля­ют, делают выводы. Объекты восприятия имеют различные свой­ства, проявления, по разному воздействуют на органы чувств (анализаторы), с помощью которых осуществляется их познание. Поэтому чем большее количество анализаторов привлекается к восприятию (слух, зрение, осязание, обоняние, двигательные чувства), чем разнообразнее методы предъявления учебного ма­териала (словесные, наглядные, практические), чем разнообраз­нее формы организации восприятия (коллективные, бригадные, индивидуальные), чем теснее сочетается деятельность учащихся по непосредственному восприятию учебного материала с работой по его осознанию и осмыслению (повторение, решение задач, работа с карточками-заданиями, составление таблиц, конспекти­рование и т.п.), тем восприятие становится более четким, осоз­нанным, прочным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: