Проектирование педагогического процесса


3.1. Понятие педагогическогопроектирования

Еще недавно большинством спе­циалистов профессионального образования понятие «педагоги­ческое проектирование» отрицалось или, в лучшем случае, восприни­малось скептически.

В настоящее время в педагогической литературе и в высказывани­ях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется до­вольно часто. Он связывается с разработкой конкретных уроков, от­дельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных заня­тий или учебных предметов и др.

Педагогическое проектирование способствует созданию более техно­логичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы.

Как в области техники, технологично спроектированный педагоги­ческий процесс должен быть доступен и понятен педагогам-практикам, удобен для использования, т. е. достаточно подробно разработан. Отме­тим, что в развитие традиционного понятия под педагогической техно­логией следует понимать тщательно разработанную теорию обучения или воспитания, в основу которой положена одна или несколько законо­мерностей формирования каких-либо качеств личности, а также идеи, базирующиеся на этих закономерностях или их следствиях, поэтапно ведущие к положительному результату. В настоящее время широко используются технология проблемного обучения, технология поэтапно­го формирования умственных действий, компьютерная технология обу­чения, технология концентрированного обучения, технология модуль­ного обучения и другие. Любая педагогическая технология может ле­жать в основе проектирования педагогического процесса.

Использование педагогического проектирования сводит к мини­муму рутинную работу и оставляет больше места для конструктивно­го творческого поиска.

Известно, что в настоящее время техника и технология быстро мо­рально устаревают. По аналогии с производственной деятельностью можно сказать, что за время профессиональной жизни педагога проис­ходит смена двух-трех технологий обучения и воспитания. Так, еще недавно персональный компьютер считался одним из новейших и уни­кальных средств обучения, и не каждый преподаватель умел обращаться с ним, в настоящее же время компьютерная технология обучения явля­ется естественной и широко распространенной. Преподаватели профес­сиональных учебных заведений стремятся использовать имеющиеся и создавать свои педагогические программные средства.


.

3.2. Объекты и процедуры проектирования


Педагогическое проектирование связано с разработкой эффектив­ной деятельности как педагогов, так и учащихся. Посредством гра-



мотно разработанных педагогических процессов, технологий и дру­гих объектов педагог способствует развитию и саморазвитию лично­сти учащихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические ус­ловия. Тем самым он создает своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы.

Существует большое количество различных теорий обучения и воспитания, как отечественных, так и зарубежных. Однако долгие годы научное обеспечение развития педагогических объектов и про­цессов в нашей стране осуществлялось за счет единой обязательной для всех теории обучения и коммунистического воспитания, которая пред­ставляла собой конгломерат педагогических идей из различных теорий. Ее следовало догматически претворять по предписаниям общегосудар­ственных и ведомственных постановлений, решений, инструкций.

Сейчас роль теории возрастает, стало возможным существование и использование в реальных условиях различных педагогических те­орий. Существуют «авторские школы», основанные на уникальных теориях обучения и воспитания, индивидуальных технологиях раз­вития личностей учащихся, своеобразных методиках преподавания.

Многие преподаватели и мастера производственного обучения по­нимают, что без этого невозможна современная организация реаль­ного учебно-воспитательного процесса. Более того, педагогическая теория рассматривается как инструмент в руках проектировщика пе­дагогических систем.

Практика показывает, что связь в учебно-воспитательном процес­се между теорией и практикой осуществляется через педагогическое проектирование по следующей цепочке: ПТ — ППР — ПП, где ПТ — это педагогическая теория, ППР — педагогическое проектирование, ПП — педагогическая практика. При этом следует отметить, что пе­дагогическая теория в процессе проектирования может выполнять двоякую роль. Она может быть использована как своеобразная мо­дель новой технологии, но может быть только источником ее форми­рования (использоваться как идея). Кроме того, следует иметь в виду, что, разрабатывая и осуществляя реальный педагогический процесс, преподаватель привносит в него свой индивидуальный подход, решая образовательно-воспитательные проблемы для конкретного коллек­тива учащихся. Сейчас можно предложить, по крайней мере, три подхода к педагогическому проектированию.

Один из них — подход проф. Безруковой B.C., при котором выде­ляется три этапа проектированияг^оделирование^ проектирование и конструирование.

На этапе моделирования происходит разработка обобщенного образ­ца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются основные пути ее достижения. И если в технике модель — это образец, служащий эталоном для серийного или массового воспроиз­ведения, то педагогическая модель — это какая-либо идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация кото-


рой может осуществляться по-разному. К педагогическим моделям от­носятся концепции развития учебных заведений и ученических объеди­нений, уставы и положения учебных заведений, педагогические теории и индивидуальные концепции, отражающие взгляды педагога и т. д.

На этапе проектирования создается проект, т. е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогиче­ских условий, здесь возникает возможность ее практического приме­нения. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалифи­кационные характеристики, методические рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы и т. д.

На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах. И хотя в технике нет понятия конструкт, а есть конструкторская документация, тем не менее оно введено в пе­дагогику. Педагогический конструкт содержит конкретные данные и создает возможность представить и корректировать любой педагоги­ческий объект. К педагогическим конструктам относятся: планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, графики контроля выполнения заданий, графики перемещения учащихся по рабочим местам, дидактические материалы, расписание и т. д.

Перечисленные выше объекты педагогического проектирования тес­но связаны между собой, т. к. педагогические процессы осуществляются | в рамках определенных педагогических систем, а педагогические ситу-(____ации возникают в рамках конкретных педагогических процессов.

3.3. Общий алгоритм Для выполнения педагогического

педагогического проектирования предлагается сле-

проектирования дующий алгоритм:

Подготовительная работа

/. Анализ объекта проектирования.

Прежде всего, рекомендуется определиться с объектом педагоги­ческого проектирования, его структурой и подструктурами, их состо­янием, связями между ними. В ходе анализа следует выяснить его сильные и слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения обще­ственно-государственных и личностных требований к нему, а также выявить существующие противоречия между компонентами объекта, между требованиями к нему и состоянием.

2. Выбор форм проектирования.

Выбор форм зависит от того, на каком этапе проектирования раз­рабатывается педагогический объект и какое количество этапов пред­стоит пройти. Так, для проектирования деятельности учебного заве­дения потребуется его концепция, устав, квалификационные харак­теристики, учебный план и др.


3. Теоретическое обеспечение проектирования.

Любой проект педагогического объекта разрабатывается на основе уже существующих, поэтому может быть полезна информация об опыте деятельности подобных объектов в других условиях, теорети­ческие и эмпирические данные педагогических исследований и др., т.е. любая информация, позволяющая разработать оптимальный пе­дагогический проект.

4. Методическое обеспечение проектирования.

Этот этап предусматривает создание дидактических и методиче­ских материалов, анализ содержания педагогического объекта и дру­гие материалы, которые помогут эффективной реализации педагоги­ческого проекта.

5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.
Любой педагогический проект создается с учетом определенных

временных и пространственных рамок. Пространственное обеспече­ние должно предусматривать выбор подходящего места или помеще­ния для реализации разработанного проекта, что помогает прогнози­ровать деятельность. Временное обеспечение — это соотнесение про­екта со временем по его объему, по темпу реализации, по ритму, последовательности, что позволяет предусмотреть рациональное осу­ществление педагогической и учебной деятельности.

6. Материально-техническое обеспечение проектирования.

Этап предусматривает оснащение организационной и педагогиче­ской техникой для осуществления самой деятельности по проектиро­ванию и последующей успешной реализации разрабатываемого педа­гогического проекта.

7. Правовое обеспечение проектирования.

Это создание или учет юридических основ при разработке дея­тельности учащихся и педагогов в рамках педагогических систем, процессов или ситуаций.

Разработка проекта

8. Выбор системообразующего фактора.

Признаком любой системы является наличие системообразую­щего фактора, через который определяются все остальные компо­ненты. Этот фактор создает предпосылки для объединения всех других компонентов в целостное единство, их целенаправленного подбора и стимулирования развития. Для педагогических систем, как правило, системообразующим является целевой компонент, который отражает назначение данного педагогического объекта или определяет формируемые качества личности учащихся. Функ­цию системообразующего компонента могут выполнять и другие компоненты, однако следует помнить, что они должны быть связа­ны с целью.


9. Установление связей и зависимостей компонентов.

Между компонентами системы существуют различные виды свя­зей и зависимостей, поэтому данная процедура является одной из основных в педагогическом проектировании.

10. Составление документа.

Возможно использование уже существующих форм педагогического проектирования, особенно если проектируются педагогические объекты с заданной формой и содержанием. Но при необходимости могут созда­ваться и новые документы, лучше отражающие сущность проекта.

Проверка качества проекта

11. Мысленное экспериментирование по применению проекта.
Это «проигрывание» в уме созданного проекта, его самопроверка.

Мысленно представляются все особенности его практического дейст­вия, особенности влияния на участников, последствия этого влияния и другие прогнозы относительно результатов применения.

12. Экспертная оценка проекта.

Сюда входит проверка педагогического проекта независимыми экспертами, специалистами в данной области, а также специалиста­ми, заинтересованными в его реализации.

13. Корректировка проекта.

После проведения экспертизы и экспериментального применения проекта в него вносятся изменения, устраняются ошибки, совершен­ствуются компоненты, усиливаются связи и т. д.

14. Принятие решения об использовании проекта.

Предложенные подходы к педагогическому проектированию за­метно повлияли на современные процедуры проектирования новых учебных заведений как педагогических систем, а также на дидакти­ческие и методические разработки преподавателей профессиональ­ных учебных заведений.

Комиссия по квалификационным испытаниям и Отдел экспертизы и сертификации образовательных программ Департамента образова­ния администрации Свердловской области довольно часто рассматри­вает дидактические и методические работы преподавателей учебных заведений, в которых представлены оригинальные идеи обучения и воспитания подрастающего поколения.

Значительная часть этих работ выполняется на кафедре повыше­ния психолого-педагогической квалификации ФПК УГППУ. При этом проектировочная деятельность преподавателя (выпускная рабо­та слушателя ФПК) оценивается по 12-бальной шкале тестовой ме­тодики, разработанной творческим коллективом Института развития регионального образования администрации Свердловской области.

В зависимости от аттестационной категории преподаватель может выполнить работу в следующей форме (таблица 2).


Таблица 2

Формы проектировочной деятельности (выпускной работы) в зависимости от аттестационной категории

Форма IIIкатегория IIкатегория I категория Высшая категория
Дидактическая разработка Разработка плана-конспек­та занятия Разработка ди­дактического проекта занятия по традицион­ной технологии Разработка ди-дактико-психо-логического про­екта темы, кур­са, инновацион­ной технологии Авторская про­грамма с теоре­тическим, мето­дическим и пси­хологическим обоснованием
Методическая разработка Разработка ме­тодов, средств обучения Методический проект проведе­ния мероприя­тия; разработка системы мето­дов, средств в традиционной технологии Методическая разработка про­екта программы методической работы по разви­тию и воспита­нию учащихся Разработка ин­новационной педагогической технологии с научным обос­нованием
11сихологичес-кая разработка Написание ре­ферата по пси­хологической проблеме Проведение психологичес­кого исследова­ния с обработ­кой результатов по нескольким направленным методикам Проведение пси­хологического исследования с обработкой ре­зультатов и вы­работкой про­граммы коррек­ции поразличным ме­тодикам Проведение психологичес­кого исследова­ния, составле­ние индивиду­альной про­граммы коррекции
Управленчес­кая разработка Разработка со­держания и технологии проведения педсовета, кон­ференции, се­минара, сове­щания Анализ состоя­ния дела по оп­ределенной проблеме с обобщениями и выводами Модель содер­жания образо­вания и образо­вательного про­цесса или постановка экс­перимента по определенной проблеме Коррекция раз­вития ОУ (дол­госрочная про­грамма разви­тия) или система оценки труда педагога

Чем выше аттестационная категория, тем сложнее объект проек­тирования и проектировочная деятельность преподавателя. В частно-(гп, это выражается в увеличении количества проектировочных дей­ствий. Так, прежде всего следует определиться со спецификой рас­сматриваемой проблемы (методической, дидактической, inихологической, управленческой), обосновать актуальность, выя-вить противоречия в учебно-воспитательном процессе и поставить шли и задачи своей проектировочной деятельности. Все это предпо­лагает достаточно глубокий анализ объекта проектирования.

Далее по таблице выбирается форма педагогического проектирова­ния и изучаются требования по нормам проектировочной деятельности.

Любая разработка предполагает решение указанных проблем в рамках изучения одного урока, одной темы или целого курса, а также решение конкретной психолого-педагогической или управленческой проблемы. Например, для аттестационной работы на III категорию


необходимо раскрыть теоретические аспекты проблемы со ссылками на первоисточник, а для работы на I категорию — дать краткий ана­лиз используемых в работе технологий обучения и таким образом создать теоретическое обоснование предлагаемых подходов к реше­нию проблемы.

Аттестационная работа требует соответствующего обоснования и разработки методов, форм и средств достижения поставленных педа­гогических целей, разностороннего и глубокого анализа содержания образования, обучения и учебного материала, его отбора и структу­рирования, т. е. решения методических задач.

Кроме того, отдельные работы могут быть посвящены проектиро­ванию только учебного кабинета, системы методов и средств как для традиционного обучения, так и для новых технологий формирования знаний, навыков и умений. Все это связано с проектированием про­странственно-временной среды и решением вопросов материально-технического обеспечения.

Управление учебно-воспитательным процессом рассматривается в разработках на II и I категории. При аттестации на высшую катего­рию разрабатываются вопросы самоуправления, связанные с распре­делением прав и обязанностей участников проектируемого педагоги­ческого процесса.

В качестве системообразующего компонента дидактической или методической разработки может быть выбран урок по определенной теме (для III и II категории), либо тема учебного курса с объемом не менее 15 часов (для I категории), либо авторская учебная программа (для высшей категории). В психологической разработке преподава­тель проводит анализ или исследование конкретной проблемы.

Для эффективного достижения поставленных целей и решения задач необходимо установить связи между:

— компонентами педагогического процесса;

— его участниками;

— обучением и воспитанием;

— самообучением, самовоспитанием и руководством этими про­цессами со стороны преподавателя;

— уровнем обученности учащихся и действиями и т. д.

Работы, начиная со II категории и выше, обязательно должны вклю­чать в себя самоэкспертизу и самооценку, в которых рассматриваются прогноз эффективности и анализ проекта, результаты его использова­ния в учебном процессе. Кроме того, работы преподавателей проходят независимую экспертизу у ученых. В результате самоэкспертизы и экс­пертизы вносятся коррективы и осуществляется совершенствование пе­дагогического проекта.

Этот опыт может служить иллюстрацией одного из путей реализа­ции педагогического проектирования.

т


§



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: