double arrow

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая разви­тие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. В профессиональном училище это явление имеет свою специфику, которая обусловлена социальным статусом учащихся, осуществивших выбор своей про­фессии, а также целями совместной деятельности инженерно-педаго­гических работников и ученических коллективов.

На каждом курсе имеются свои особенности организации управ­ленческой деятельности. Развитие самоуправления в профессиональ­ных училищах происходит неравномерно. На первом курсе наблюда­ется быстрый рост активности учащихся. Это можно объяснить появ­лением у них возможности проявить себя в новых для них сферах деятельности, стремлением самоутвердиться в новых коллективах.

На втором курсе часто проявляется спад активности. Причина в том, что учащиеся стремятся к общению вне училища. Органы само­управления решают только традиционные задачи, не проявляя долж­ной инициативы. Можно предположить, что это связано с завершени­ем процесса адаптации к условиям жизни училища и тем, что в этот период перед ученическим коллективом редко выдвигаются близкие и средние перспективы их деятельности.

Активность учащихся повышается к третьему курсу обучения. Они выполняют роль руководителей общеучилищного ученического коллек­тива, принимают участие в самоуправленческой деятельности производ­ственного коллектива. Позиция педагога с третьекурсниками должна быть позицией старшего товарища, члена одного и того же коллектива.

Между целями и содержанием деятельности коллектива и отно­шением к ним каждого воспитанника возникает основное противоре­чие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив, ин­тегрирующий мотивы отдельных членов коллектива. Цель, постав­ленная педагогом, органами самоуправления, превращается в мотив


группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависит от достижения этой цели.

Целесообразно выделить самоуправление в производительном труде, такие виды труда, где учащиеся реально сталкиваются с реше­нием экономических задач, где наряду с моральными можно исполь­зовать и материальные стимулы. Именно экономические отношения наполняют самоуправление реальным смыслом. Примером может служить такая форма работы, как создание сквозных бригад учащих­ся по выпуску определенных видов продукции. Участвующие в выпу­ске токарных станков учащиеся объединяются в одну бригаду, состо­ящую из нескольких учебно-производственных групп. На собрании выбирается совет бригады, который обеспечивает трудовое взаимо­действие учащихся.

Вторая характеристика — функциональная — определяет функ­ции, которые реализуются в процессе развития ученического самоуп­равления. Выделяются среди них общеуправленческие и специфиче­ские самоуправленческие. Последние отличаются от первых тем, что их реализация возможна только на основе такого признака системы, как саморазвитие — это самоактивизация, организационное саморе­гулирование, коллективный самоконтроль.

Суть самоактивизации в том, чтобы вовлекать как можно большее число воспитанников в решение управленческих проблем, вести сис­тематическую работу, включая учащихся в управление новыми сфе­рами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллек­тивов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллек­тива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успеш­ного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль невозможен без постоянного само­анализа органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности, именно на его основе осуществляется поиск бо­лее эффективных путей решений управленческих задач.

Развитие ученического самоуправления в общеучилищном коллек­тиве имеет свои особенности по сравнению с развитием самоуправления в учебной группе. В первом случае оно направлено на решение задач, стоящих перед учебным заведением. Коллектив учебной группы, отли­чаясь однородным возрастным и постоянным составом, создает условия для участия каждого учащегося в общественной деятельности. Органы самоуправления общеучилищного коллектива не должны регламенти­ровать инициативу и самостоятельность коллективов учебных групп. Мастер и классный руководитель должны распределять полномочия и ответственность учащихся, развивать их активность, помогать в выборе видов деятельности и форм организации.

Одним из ведущих факторов, способствующих развитию самоуп­равления в коллективе, являются конкурентные отношения между различными группами, которые не только активизируют деятель-


ность учащихся, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. При этом важно сделать так, чтобы такие отношения были нравственно регулируемыми и в конечном счете честными, проникнутыми духом взаимопомощи.

Содержание деятельности органов самоуправления существен­ным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнооб­разными. Но всех их должно объединять одно: деятельностный под­ход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответст­вующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуп­равления. Подход, при котором сначала создается сложная схема самоуправления, а затем придумывается, чем занять каждый ее ор­ган, — чистой воды формализм.

Важнейшая задача — превратить различные собрания, сборы в настоящие органы самоуправления. Возможно это при условии, если учащиеся осуществляют в них коллективный поиск решения управ­ленческих проблем. Наиболее интересна и эффективна форма прояв­ления активности — это собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие вопросы жизни коллектива, вносятся конкретные пред­ложения. В этом случае достаточно выбрать ведущего данного обсуж­дения.

Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет включить каждого в выработку управленческого решения. Принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому. Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из чле­нов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения.

Наряду с постоянными создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоя­тельности и инициативы учащихся. Создавая их, следует руководст­воваться следующими правилами:

— создание временных органов самоуправления определяется
конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

— решение о создании этих органов принимается только учениче­ским коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;

— в составе временных органов самоуправления могут быть толь­ко те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

— органы самоуправления независимо от срока, на какой они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении зада­чи, которую они им поставили;


— осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Основная закономерность развития самоуправления — гармониза­ция общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентации учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении до­стоянием каждого учащегося. Эта закономерность позволяет обосновать основные принципы развития ученического самоуправления.

Принцип социально значимой доминанты означает мобилиза­цию коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников со­вместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутству­ющими и ставятся в зависимость от реализации основной цели, сто­ящей перед коллективом на данном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени. В одном и том же училище различные цели могут выступать в каче­стве доминирующих у органов самоуправления общеучилищного коллектива, коллектива учебной группы и коллектива общежития. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звеньев» в орга­низации деятельности учащихся.

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов учащихся предполагает обеспечение непротиво­речивости целей всех актуальным целям каждого. На первом этапе становления ученического самоуправления важно сделать так, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не бы­ли бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам. Обеспечить участие учащихся в решении управленче­ских задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятель­ности. Те учащиеся, которые выступают в роли лидеров-организато­ров, должны учитывать, что их работа оценивается товарищами.

Принцип динамичности и вариативности структуры органов са­моуправления предусматривает, что структура органов самоуправ­ления должна быть опосредована целями деятельности учащихся, содержание которых постоянно меняется в зависимости от стратеги­ческих и тактических задач, стоящих перед ученическим коллекти­вом. Этот принцип означает необходимость систематического поиска такой структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуп­равления, определенные положениями и уставами, и временные, со­здаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом долж­но предусматриваться также изменение функций постоянных орга­нов в зависимости от изменений стратегических задач.

Принцип интеграции и дифференциации педагогического уп­равления и ученического самоуправления предполагает, что отно­шения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества, которое характеризуется наличи­ем принятых как педагогами, так и учащимися определенных правил (норм) отношений, делегированием учащимся реальных управлен­ческих полномочий, созданием обстановки взаимной ответственно­сти и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательно-


сти, предъявляемой членами педагогического и ученического коллек­тива друг к другу.

На организационно-методическом уровне педагоги и учащиеся участвуют в работе совместных органов, вырабатывают общую про­грамму действий, информируют друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, предоставляет им право обсуждения любых вопро­сов, определения основных задач и принятия решений.

На социально-психологическом уровне педагоги и учащиеся уста­навливают взаимопонимание, учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. Важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги, и учащиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.

Одним из важных факторов развития ученического самоуправле­ния является подготовка учащихся к организаторской деятельности. Первое условие — информационное обеспечение, когда учащимся в различной форме сообщаются разнообразные сведения, необходимые для их участия в решении организаторских задач. Освоение учащи­мися организаторских знаний может осуществляться как в процессе изучения факультативного курса «Организаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других пред­метов, а также во внеучебное время.

Второе условие — формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленче­ских знаний в моделированных управленческих ситуациях. Оно осу­ществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Третье условие — это управленческая практика, в процессе кото­рой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуще­ствляется коррекция управленческих действий.

Еще одно важное условие развития ученического самоуправле­ния — это необходимость педагогического стимулирования лидерст­ва в ученической среде, поддержание готовности к проявлению ли­дерских качеств. Назовем здесь важнейшие признаки (показатели) поля лидерства: 1) стиль отношений, складывающийся в группе, мо­рально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятель­ность воспитанников; 2) конструирование ситуаций, способствую­щих максимальному проявлению лидерского потенциала у макси­мально большего числа воспитанников.

Весьма эффективным способом конструирования «поля лидерст­ва» являются деловые игры. В последнее время различные их виды (ролевые, инновационные, имитационные, моделирующие и др.) получили широкое распространение. Их чаще всего рассматривают как одно из эффективных средств преодоления недостатков традици­онного обучения, как первостепенное дидактическое нововведение.

К характерным признакам деловых игр относят следующие: нали­чие модели управляемой системы, единый игровой комплекс; нали-


чие ролей; различие ролевых целей участников игры, исполняющих разные роли; взаимодействие ролей; наличие общей цели у всего игрового коллектива; многовариантность решений; наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участни­ков игры; наличие управляемого эмоционального напряжения.

Игровое пространство создает «поле лидерства» как его составную часть, позволяя включить в игру всех участников, делает ее равно инте­ресной для каждого, активизирует рядовых участников, способствует проявлению и актуализации лидерского потенциала у участников игры.

Перечисленные принципы и организационно-педагогические ус­ловия позволят сделать процесс развития самоуправления в коллек­тивах профтехучилищ непрерывным и тем самым существенно вли­ять на процесс социального становления учащихся.


§6



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: