Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Одно из общепринятых оснований классификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон (перцептивной, коммуникативной и интерактивной). В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.
1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека.
2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.
3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
|
|
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация (неосознанное уподобление себя другому), эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания) и рефлексия (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению).
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (язык, речь) и невербальные (облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение).
Как отмечалось выше, структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:
· перцептивная сторона – процесс восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
· информационная (коммуникативная) сторона – процесс обмена информацией между людьми;
· интерактивная сторона – процесс взаимодействия людей в общении, т.е. обмен не только знаниями и идеями, но и действиями.