Функции, механизмы, средства, структура общения

Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Одно из общепринятых оснований классификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон (перцептивной, коммуникативной и интерактивной). В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.

3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация (неосознанное уподобление себя другому), эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания) и рефлексия (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению).

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (язык, речь) и невербальные (облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение).

Как отмечалось выше, структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:

· перцептивная сторона – процесс восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

· информационная (коммуникативная) сторона – процесс обмена информацией между людьми;

· интерактивная сторона – процесс взаимодействия людей в общении, т.е. обмен не только знаниями и идеями, но и действиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: