Содержание образования как система

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой и профессиональной культуры выступа содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в понимании содержании образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленные в процессе поисков и исторического опыта. Никто не отрицает важность знаний, они способствуют социализации личности и являются жизнеобеспечивающей системой. Что бы каждый из нас делал сегодня, в наш сложный информационный век, если бы не накопил с помощью учителей, педагогов свой собственный знаниевый багаж?

В последние десятилетия в свете идей гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования (этот подход нашел утверждение в работах наших отечественных ученых – И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского). В рамках данного подхода под содержанием образования понимается педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). При данном подходе к пониманию сущности содержания образования абсолютной ценностью является не отчужденные от личности знания, а сам человек, который свободен выбрать содержание образования с целью удовлетворения своих образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: