Тема 4. Основы дидактики специальной педагогики

Основные образовательные потребности и содержание специального образования. Основная задача специального образования – предупреждение возникновения вторичных нарушений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Максимально полное удовлетворение специфических образовательных потребностей. Ограниченные возможности как интегральное, системное изменение личности в целом. Специфика решения образовательных задач в зависимости от особых образовательных нужд. Условия протекания обучения и воспитания в специальном образовательном процессе. Уровни специального образования. Государственный образовательный стандарт.

Принципы специального образования.

Принцип педагогического оптимизма. Принцип ранней педагогической помощи. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Принцип специального педагогического руководства.

Содержание образования.

Принципы отбора содержания образования. Требования государственного образовательного стандарта к содержанию специального образования. Учебные планы. Учебные программы. Структура учебных программ. Дисциплины общеобразовательного цикла. Специальные коррекционные дисциплины.

Учебники для специальных школ.

Назначение учебника. Функции учебника. Структура учебника. Наличие пропедевтических или дополнительных разделов, наличие средств актуализации знаний и личного опыта, средств актуализации познавательных возможностей детей, средств развития речи, мышления в соответствии с особенностями интеллектуального развития, средств для коррекции и активизации сенсомоторного развития и др.

Технологии и методы специального образования.

Педагогические и коррекционные технологии в образовательном процессе специальных учреждений. Понятие технологии, сущность, структура, виды. Технологии стратегические, тактические и оперативные.

Методы обучения. Понятие метода обучения. Классификации методов обучения. Словесные, наглядные и практические методы. Перцептивные (методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения. Логические (индуктивный и дедуктивный) Гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские) Специфика реализации методов обучения в системе специального образования.

Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальных школ.

Основные тенденции к реализации воспитательного процесса на современном этапе развития общества. Целевые характеристики (общие и специальные). Задачи воспитания. Формирование социально-нормативного поведения учащихся. Воспитание детей в коллективе школы-интерната. Социально-бытовая адаптация и ориентация детей с нарушениями развития.

Принципы воспитания (социальной активности, социального творчества, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, принцип проблемности воспитания, единства образовательной среды, пора на ведущую деятельность, коррекционно-компенсирующей направленности и др.)

Методы воспитательного воздействия. Информационные методы. Практически-действенные методы. Побудительно-оценочные методы.

Методы формирования социального опыта, методы осмысления детьми своего социального опыта, методы самоопределения личности, методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. Специфика их реализации в воспитании детей с нарушениями развития.

Коррекционно-педагогическая деятельность как социальное явление.

Понятие. Содержание. Структура. Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. (Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип раннего начала диагностико-коррекционной деятельности. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Деятельностный принцип коррекции. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.)

Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи.

Понятие об организационных формах обучения. Урок как основная форма организации учебного процесса. Экскурсия. Урок с применением практических заданий. Специфика организации и проведения уроков в специальных школах. Специальные коррекционные занятия, организационные условия их проведения. Индивидуальные, индивидуально-групповые, дифференцировочно-групповые, бригадные формы работы. Индивидуализированная форма работы. Вспомогательные формы - факультативы, кружковая и клубная работа, эпизодические мероприятия (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины и др.)

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.

Соответствие средств обучения принципам специального образования. Слово учителя. Требования к речи учителя-дефектолога. Дактильная и жестовая речь. Пиктографическое (символическое) письмо. Артпедагогика, арттерапия. Музыкальные средства воспитания. Изобразительные средства. Ручной труд. Художественно-речевая деятельность. Театрализованно-игровая деятельность.

Наглядные и технические средства обучения.

Значение и функции наглядности в образовательном процессе. Виды средств наглядности. Предметный дидактический материал, изобразительный дидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты). Словесный дидактический материал (раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, задачами, поручениями). Технические средства обучения. Аудиовизуальные средства (кинофильмы, диапозитивы, кодопозитивы, диапозитивы и др., средства, корригирующие проявления дефекта (звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, при обучении лиц с нарушениями слуха, лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения для лиц с нарушениями зрения. Статические наглядные пособия (схемы, рисунки, диапозитивы и др.). Требования к их применению в учебном процессе. Использование персональных компьютеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: