I Система показателей рынка товаров – 5 групп показателей, характеризующих отдельный рыночный процесс:
1) Показатели рыночного состояния – комплексная характеристика рыночной ситуации. Включает:
1) Масштабы рынка - зависят от:
*численности потребителей, предъявляющих спрос,
*количества производителей (продавцов)
*объема товарной массы ( объем проданных товаров в стоимостном выражении), вовлеченной в товарное обращение – товарооборот:
,
где Т – товарооборот, – количество проданного i -го товара в натуральных единицах; – цена i -го товара; п – число i -х товаров (их ассортиментных видов).
2) Динамика развития
3 ) Уровень деловой активности
Индексы деловой активности – косвенные, качественные оценки на основе наблюдения за изменениями продажи, цен, товарных запасов, поступления товаров.
Сопоставления индексов деловой активности указывает на сбалансированность или разбалансированность рынка:
предложение опережает спрос, (рынок покупателя)
предложение соответствует спросу, (рынок покупателя)
|
|
спрос опережает предложение, (рынок продавца).
4) Уровень монополизации
5) Устойчивость рынка
6) Степень коммерческого риска
Коммерческий риск - это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и т.д.). Устанавливается, является ли риск допустимым или чрезмерным (недопустимым).
2) Показатели уровня и изменения цен – характеризует состояние и изменение цен на рынке, отражает инфляционные процессы.
3) Показатели наличия и движения товаров – отражает процесс обмена товаров на деньги, включает четыре группы показателей:
1) Товародвижение
2) Товарооборот - на макроуровне подразделяется на:
1. валовой – сумма всех продаж и перепродаж – двойной счет, не отражает реального объема производства
2. оптовый – стоимость продаж на оптовом товарном рынке
3. розничный – стоимость продаж на розничном товарном рынке
4. чистый – очищенный от повторного счета – отражает конечный объем продаж потребителю
5. товарооборот магазина – торговой единицы
6. товарооборот фирмы
7. товарооборот региона
8. товарооборот одной из форм собственности
9. товарооборот торговли в целом
10. товарооборот на душу населения – средний уровень удовлетворения спроса.
Товарооборот на душу населения, рассчитанный по регионам, позволяет осуществлять территориальные сопоставления
;
,
где – товарооборот на душу населения в j-м регионе; Д – товарооборот на душу населения по совокупности регионов; –общин объем товарооборота в j-м регионе; – численность населения в j-м регионе; n – число регионов.
|
|
Для анализа динамики и территориальных сопоставлений товарооборота широко используется индексный метод.
Применение индексных факторных моделей (в том числе системы индексов переменного и фиксированного состава) позволяет выявить роль товарооборота, товарных запасов и их структуры в динамике товарооборачиваемости.
Динамика общего объема товарооборота в фактических ценах отражает изменение денежной выручки продавца и изменение расходов покупателей на приобретение товаров:
Для определения влияния отдельных факторов на формирование индекса товарооборота рассчитываются индексы физического объема.
индекс физического объема в текущих ценах
индекс физического объема в базисных ценах
, где - индивидуальный индекс количества проданных товаров; - удельный вес i-го товара в общем объеме товарооборота базисного периода (в процентах).
Для изучения индекса физического объема товарооборота (Iф.о.т) выделяют 3 способа построения индекса:
1) индекс постоянного состава (Iп.с) – учитывает изменения только индексируемой величины, показывает средний размер изменения изучаемого показателя у единиц совокупности.
Изучает динамику средней скорости товарооборота
2) индекс переменного состава (Iпер.с.) – отношение двух взвешенных средних величин с переменными весами, характеризующими изменение индексируемого (осредняемого) показателя.
3) индекс структурных сдвигов (Iстр.сдв) – характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня индексируемого показателя.
На основе показателей валового (ВТ) и чистого (ЧТ) товарооборота определяется коэффициент звенности – количество оборотов, совершаемое товаром до достижения конечного потребителя.
Выше обозначенные особенности услуг определяют высокую скорость их оборачиваемости и отсутствие показателя товарооборота, учитывающего звенность товародвижения.
2) Товарные запасы – это товарная масса, не вовлеченная в товарное обращение и обеспечивающая непрерывность движения товаров
Товарные запасы не приносят прибыли как товарооборот, а являются источником затрат и убытков.
Выделяют нормальный запас – обеспечивает непрерывное движение товаров, являясь страховым запасом, и аномальный запас – превышение нормального запаса в силу конъюнктурных причин.
При прочих равных условиях размер товарных запасов тем больше, чем больше объем товарооборота.
В целях оптимизации товарных запасов исследуют каждый его элемент. Наиболее известна формула оптимизации товарных запасов Уилсона:
где — оптимальный размер товарных запасов; Т — объем товарооборота; и : — издержки обращения, соответственно связанные с хранением товарных запасов (1) и с транспортировкой товаров (2).
3) Товарооборачиваемость
а) прямой показатель товарооборачиваемости - средняя скорость оборота товаров – характеризует количество оборотов.
, где Т – товарооборот, – средний товарный запас – находится по средней хронологической
б) обратный показатель товарооборачиваемости - среднее время обращения товаров или времени товарного обращения – продолжительность оборота в днях.
,
где t – число дней в периоде,
4) Показатели торговой инфраструктуры – характеристика материального, технического, информационного, транспортного и трудового обеспечение рыночного процесса.
Показатели инфраструктуры позволяют выявить значение основного капитала и инвестиций в рыночной деятельности, показывают обеспеченность рынка материально-техническими средствами и эффективность затрат труда.
5) Показатели эффективности рыночной деятельности – объединяет показатели экономического эффекта, экономической эффективности и результатов рыночной деятельности на макро - и микроуровнях.
|
|
Показатели эффективности рыночной деятельности:
1) доля торговых процессов в ВВП;
2) издержки денежных, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающих деятельность по купле-продаже товаров,
Относительный уровень издержек обращения (У) определяется в процентах по розничной, оптовой торговле и по всей торговле в целом, как отношение издержек к товарообороту:
, , .
Изменение издержек характеризуют 2 показателя:
а) размер изменения (в % к товарообороту) – это разница между базисными и отчетными относительными уровнями издержек обращения
б) темп изменения – это отношение размера изменения к базисному относительному уровню издержек.
Для оценки эффективности снижения издержек обращения рассчитывается относительная экономия снижения издержек обращения – разница между фактическим абсолютным уровнем издержек обращения отчетного периода и условным.
Условный абсолютный уровень – тот, который имел бы место в отчетном периоде, если бы относительный уровень издержек обращения остался на уровне базисного периода.
Рентабельность - измеряетсяприбылью в процентах к товарообороту (ресурсный подход) и в процентах к издержкам обращения (затратный подход).
; где r— рентабельность;
; , где Рвал и Рчнст - валовая пли чистая прибыль, Двал - валовой доход торговли/сбыта, И - издержи обращения, Н - налоги и другие обязательные платежи. Валовой доход - разность стоимости продукта в покупных ценах и в ценах реализации: , где – закупленные, а затем проданные товары; – Цена, по которой товар был закуплен; – цена, по которой товар был продан.