Показатели статистики товарного обращения

I Система показателей рынка товаров – 5 групп показателей, характеризующих отдельный рыночный процесс:

1) Показатели рыночного состояния – комплексная характеристика рыночной ситуации. Включает:

1) Масштабы рынка - зависят от:

*численности потребителей, предъявляющих спрос,

*количества производителей (продавцов)

*объема товарной массы ( объем проданных товаров в стоимостном выражении), вовлеченной в товарное обращение – товарооборот:

,

где Т – товарооборот, – количество проданного i -го товара в натуральных единицах; – цена i -го товара; п – число i -х товаров (их ассортиментных видов).

2) Динамика развития

3 ) Уровень деловой активности

Индексы деловой активности – косвенные, качественные оценки на основе наблюдения за изменениями продажи, цен, товарных запасов, поступления товаров.

Сопоставления индексов деловой активности указывает на сбалансированность или разбалансированность рынка:

предложение опережает спрос, (рынок покупателя)

предложение соответствует спросу, (рынок покупателя)

спрос опережает предложение, (рынок продавца).

4) Уровень монополизации

5) Устойчивость рынка

6) Степень коммерческого риска

Коммерческий риск - это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и т.д.). Устанавливается, является ли риск допустимым или чрезмерным (недопустимым).

2) Показатели уровня и изменения цен характеризует состояние и изменение цен на рынке, отражает инфляционные процессы.

3) Показатели наличия и движения товаров – отражает процесс обмена товаров на деньги, включает четыре группы показателей:

1) Товародвижение

2) Товарооборот - на макроуровне подразделяется на:

1. валовой – сумма всех продаж и перепродаж – двойной счет, не отражает реального объема производства

2. оптовый – стоимость продаж на оптовом товарном рынке

3. розничный – стоимость продаж на розничном товарном рынке

4. чистый – очищенный от повторного счета – отражает конечный объем продаж потребителю

5. товарооборот магазина – торговой единицы

6. товарооборот фирмы

7. товарооборот региона

8. товарооборот одной из форм собственности

9. товарооборот торговли в целом

10. товарооборот на душу населения – средний уровень удовлетворения спроса.

Товарооборот на душу населения, рассчитанный по регионам, позволяет осуществлять территориальные сопоставления

;

,

где – товарооборот на душу населения в j-м регионе; Д – товарооборот на душу населения по совокупности регионов; –общин объем товарооборота в j-м регионе; – численность населения в j-м регионе; n – число регионов.

Для анализа динамики и территориальных сопоставлений товарооборота широко используется индексный метод.

Применение индексных факторных моделей (в том числе системы индексов переменного и фиксированного состава) позволяет выявить роль товарооборота, товарных запасов и их структуры в динамике товарооборачиваемости.

Динамика общего объема товарооборота в фактических ценах отражает изменение денежной выручки продавца и изменение расходов покупателей на приобретение товаров:

Для определения влияния отдельных факторов на формирование индекса товарооборота рассчитываются индексы физического объема.

индекс физического объема в текущих ценах

индекс физического объема в базисных ценах

, где - индивидуальный индекс количества проданных товаров; - удельный вес i-го товара в общем объеме товарооборота базисного периода (в процентах).

Для изучения индекса физического объема товарооборота (Iф.о.т) выделяют 3 способа построения индекса:

1) индекс постоянного состава (Iп.с) – учитывает изменения только индексируемой величины, показывает средний размер изменения изучаемого показателя у единиц совокупности.

Изучает динамику средней скорости товарооборота

2) индекс переменного состава (Iпер.с.) – отношение двух взвешенных средних величин с переменными весами, характеризующими изменение индексируемого (осредняемого) показателя.

3) индекс структурных сдвигов (Iстр.сдв) – характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня индексируемого показателя.

На основе показателей валового (ВТ) и чистого (ЧТ) товарооборота определяется коэффициент звенности – количество оборотов, совершаемое товаром до достижения конечного потребителя.

Выше обозначенные особенности услуг определяют высокую скорость их оборачиваемости и отсутствие показателя товарооборота, учитывающего звенность товародвижения.

2) Товарные запасы – это товарная масса, не вовлеченная в товарное обращение и обеспечивающая непрерывность движения товаров

Товарные запасы не приносят прибыли как товарооборот, а являются источником затрат и убытков.

Выделяют нормальный запас – обеспечивает непрерывное движение товаров, являясь страховым запасом, и аномальный запас – превышение нормального запаса в силу конъюнктурных причин.

При прочих равных условиях размер товарных запасов тем больше, чем больше объем товарооборота.

В целях оптимизации товарных запасов исследуют каждый его элемент. Наиболее известна формула оптимизации товарных запасов Уилсона:

где — оптимальный размер товарных запасов; Т — объем товарооборота; и : — издержки обращения, соответственно связанные с хранением товарных запасов (1) и с транспортировкой товаров (2).

3) Товарооборачиваемость

а) прямой показатель товарооборачиваемости - средняя скорость оборота товаров – характеризует количество оборотов.

, где Т – товарооборот, – средний товарный запас – находится по средней хронологической

б) обратный показатель товарооборачиваемости - среднее время обращения товаров или времени товарного обращения – продолжительность оборота в днях.

,

где t – число дней в периоде,

4) Показатели торговой инфраструктуры – характеристика материального, технического, информационного, транспортного и трудового обеспечение рыночного процесса.

Показатели инфраструктуры позволяют выявить значение основного капитала и инвестиций в рыночной деятельности, показывают обеспеченность рынка материально-техническими средствами и эффективность затрат труда.

5) Показатели эффективности рыночной деятельности объединяет показатели экономического эффекта, экономической эффективности и результатов рыночной деятельности на макро - и микроуровнях.

Показатели эффективности рыночной деятельности:

1) доля торговых процессов в ВВП;

2) издержки денежных, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающих деятельность по купле-продаже товаров,

Относительный уровень издержек обращения (У) определяется в процентах по розничной, оптовой торговле и по всей торговле в целом, как отношение издержек к товарообороту:

, , .

Изменение издержек характеризуют 2 показателя:

а) размер изменения (в % к товарообороту) – это разница между базисными и отчетными относительными уровнями издержек обращения

б) темп изменения – это отношение размера изменения к базисному относительному уровню издержек.

Для оценки эффективности снижения издержек обращения рассчитывается относительная экономия снижения издержек обращения – разница между фактическим абсолютным уровнем издержек обращения отчетного периода и условным.

Условный абсолютный уровень – тот, который имел бы место в отчетном периоде, если бы относительный уровень издержек обращения остался на уровне базисного периода.

Рентабельность - измеряетсяприбылью в процентах к товарообороту (ресурсный подход) и в процентах к издержкам обращения (затратный подход).

; где r— рентабельность;

; , где Рвал и Рчнст - валовая пли чистая прибыль, Двал - валовой доход торговли/сбыта, И - издержи обращения, Н - налоги и другие обязательные платежи. Валовой доход - разность стоимости продукта в покупных ценах и в ценах реализации: , где – закупленные, а затем проданные товары; – Цена, по которой товар был закуплен; – цена, по которой товар был продан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: