Продукты – это товары и услуги (включая продукты, содержащие запас знаний), которые являются результатом производства (рис.7.1).
Рисунок 7.1 –Структура рынка продуктов
Особенности рынка продуктов:
1) Многие из отраслей, производящих товары также производят услуги и наоборот.
2) Для достоверности данных в СНС необходимо проводить четкое различие между товарами и услугами и понимать, какие продукты отражены как товары, а какие – как услуги.
Пример: передача товаров для обработки другой единице, ремонтные услуги и услуги по обслуживанию моторов, осуществляемые производителями моторов для самолетов
Товары – этоблага, предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства.
Признаки товара:
1)это материально-вещественные произведенные объекты,
2) на них существует спрос,
3) в отношении товаров могут быть установлены права собственности,
4) права собственности на товар могут быть переданы от одной институциональной единицы другой путем участия в операциях на рынках.
5) производство и обмен товарами – отдельные виды деятельности.
Товарный рынок – это элемент экономической системы страны, который связывает сферу производства со сферой потребления, распределяет товары в соответствии с размером спроса и предложения.
Товарное обращение – это процесс движения товаров на рынке.
Статистика товарного обращения – это массовые рыночные отношения в форме совокупности актов купли-продажи товаров и услуг, поддающиеся количественной оценке.
Товарный рынок связан с товарными субрынками (рис.2).
Рисунок 2 – Структура товарного рынка
Продавцы на рынке товаров: производители товаров, дистрибьюторы (торговые посредники), государственные учреждения, социально-бытовые учреждения, население
Потребители: крупные производственные предприятия (оптовый потребительский рынок), мелкие торговые организации (оптовый торгово-посреднический рынок), индивидуальные потребители (розничный рынок).
Особую роль играет биржевой рынок, выступающий как самостоятельный элемент рыночной экономики.
Биржевой рынок – товарная биржа – ограниченный сегмент оптового товарного рынка или соответствующим образом оборудованное место биржевых торгов со своей инфраструктурой, на котором реализуются специфические продукты – природное сырье, металлы, зерно и т.п.
Система показателей статистики товарных бирж охватывает следующие показатели:
1)число, состав и размер товарных бирж;
2)спрос и предложение на бирже (заказы на покупку и продажу), их соотношение;
3)товарооборот бирж и их доля в оптовом товарообороте;
4)деловая активность на бирже;
5)уровень, динамика и колеблемость биржевых цен;
6)страхование сделок;
7) показатели коммерческой эффективности биржевых сделок:
8)показатели биржевой инфраструктуры (объем и структура основных фондов бирж).
Задачи статистической характеристики товарного рынка:
1) сбор и обработка статистической информации;
2) характеристика конъюнктуры товарного рынка посредством оценки и анализа основных рыночных показателей (объема, уровня, структуры, устойчивости и динамики);
3) характеристика экономических и социальных последствий развития рынка;
4) выявление закономерности, моделирование влияния комплекса рыночных факторов и прогнозирование
5) предоставление информации государственным институтам для разработки социально-экономической политики, регулирования рыночных процессов, анализа социальных последствий рыночной деятельности и т.д.
Услуги – это результат производственной деятельности, которая меняет состояние потребляющих единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами.
Основные группировки рынка услуг представлены на рисунке 7.3
Рисунок 7.3 – Основные группировки рынка услуг
Формы изменения в состоянии, ради которых потребители услуг обращаются к производителям:
a) изменения в состоянии потребительских товаров – транспортировка, чистка, ремонт и т.д.;
б) изменения в физическом состоянии отдельных лиц – перевозка отдельных лиц, предоставление им места проживания, обеспечение их терапевтическим или хирургическим лечением, улучшение их внешнего вида;
в) изменения в интеллектуальном состоянии отдельных лиц – образование, информация, консультации, развлечения или аналогичные услуги, предполагающие личный непосредственный контакт.
Особенности рынка услуг:
1) Услуги оказываются по заказу и влекут изменения в состоянии потребляющих единиц.
2) В отношении услуг не могут быть установлены права собственности.
3) Услуги не существуют отдельно от производителя – момент их производства и реализации по времени совпадают;
4) Услуги не накапливаются в запасах;
5) Услуги не транспортируются;
6) Учитываются только платные услуги;
7) Выпуск рыночных услуг оценивается в основных ценах, исключая налоги на продукты, но включая субсидии.
8) Непосредственно удовлетворяя потребности «конечного» потребителя, характеризует покупательную способность доходов населения, уровень, качество потребления и уровень жизни.
9) Группировка услуг является одной из серьезных методологических проблем СЭС по причине большого разнообразия видов деятельности, объединяемых сферой услуг.
Рынок услуг – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, не принимающих материально-вещественной формы, удовлетворяющих личные и общественные потребности, имеющих как материальный, так и нематериальный характер, на которые не могут распространяться права собственности.
Основные показатели рынка услуг отражены в Приложении 4.
Основные источники информации о рынке и товарном обращении:
1. Отчетность предприятий, поставляющих и продающих товары: а) о поставке товаров; б) о розничном товарообороте; в) о товарных запасах; г) о затратах; д) о прибылях («г» и «д» – данные бухгалтерского учета).
2. Государственный реестр бирж, и публикации бирж о своей деятельности.
3. Данные о ценах.
4. Материалы вторичной информации – публикации СМИ (различного рода бюллетени), где содержатся данные о конкурирующих предприятиях и т.п.
5. Данные выборочных обследований предприятий, торговые переписи, опросы предпринимателей и потребителей, дорасчеты и экспертные оценки.
6. На продуктовых и вещевых рынках практикуются методы несплошного наблюдения, базирующиеся на непосредственном наблюдении и опросах.