double arrow

Статистика товарного обращения

Продукты это товары и услуги (включая продукты, содержащие запас знаний), которые являются результатом производства (рис.7.1).

Рисунок 7.1 –Структура рынка продуктов

Особенности рынка продуктов:

1) Многие из отраслей, производящих товары также производят услуги и наоборот.

2) Для достоверности данных в СНС необходимо проводить четкое различие между товарами и услугами и понимать, какие продукты отражены как товары, а какие – как услуги.

Пример: передача товаров для обработки другой единице, ремонтные услуги и услуги по обслуживанию моторов, осуществляемые производителями моторов для самолетов

Товары этоблага, предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства.

Признаки товара:

1)это материально-вещественные произведенные объекты,

2) на них существует спрос,

3) в отношении товаров могут быть установлены права собственности,

4) права собственности на товар могут быть переданы от одной институциональной единицы другой путем участия в операциях на рынках.

5) производство и обмен товарами – отдельные виды деятельности.

Товарный рынок – это элемент экономической системы страны, который связывает сферу производства со сферой потребления, распределяет товары в соответствии с размером спроса и предложения.

Товарное обращение – это процесс движения товаров на рынке.

Статистика товарного обращения – это массовые рыночные отношения в форме совокупности актов купли-продажи товаров и услуг, поддающиеся количественной оценке.

Товарный рынок связан с товарными субрынками (рис.2).

Рисунок 2 – Структура товарного рынка

Продавцы на рынке товаров: производители товаров, дистрибьюторы (торговые посредники), государственные учреждения, социально-бытовые учреждения, население

Потребители: крупные производственные предприятия (оптовый потребительский рынок), мелкие торговые организации (оптовый торгово-посреднический рынок), индивидуальные потребители (розничный рынок).

Особую роль играет биржевой рынок, выступающий как самостоятельный элемент рыночной экономики.

Биржевой рынок – товарная биржа – ограниченный сегмент оптового товарного рынка или соответствующим образом оборудованное место биржевых торгов со своей инфраструктурой, на котором реализуются специфические продукты – природное сырье, металлы, зерно и т.п.

Система показателей статистики товарных бирж охватывает следующие показатели:

1)число, состав и размер товарных бирж;

2)спрос и предложение на бирже (заказы на покупку и продажу), их соотношение;

3)товарооборот бирж и их доля в оптовом товарообороте;

4)деловая активность на бирже;

5)уровень, динамика и колеблемость биржевых цен;

6)страхование сделок;

7) показатели коммерческой эффективности биржевых сделок:

8)показатели биржевой инфраструктуры (объем и структура основных фондов бирж).

Задачи статистической характеристики товарного рынка:

1) сбор и обработка статистической информации;

2) характеристика конъюнктуры товарного рынка посредством оценки и анализа основных рыночных показателей (объема, уровня, структуры, устойчивости и динамики);

3) характеристика экономических и социальных последствий развития рынка;

4) выявление закономерности, моделирование влияния комплекса рыночных факторов и прогнозирование

5) предоставление информации государственным институтам для разработки социально-экономической политики, регулирования рыночных процессов, анализа социальных последствий рыночной деятельности и т.д.

Услуги – это результат производственной деятельности, которая меняет состояние потребляющих единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами.

Основные группировки рынка услуг представлены на рисунке 7.3

Рисунок 7.3 – Основные группировки рынка услуг

Формы изменения в состоянии, ради которых потребители услуг обращаются к производителям:

a) изменения в состоянии потребительских товаров – транспортировка, чистка, ремонт и т.д.;

б) изменения в физическом состоянии отдельных лиц – перевозка отдельных лиц, предоставление им места проживания, обеспечение их терапевтическим или хирургическим лечением, улучшение их внешнего вида;

в) изменения в интеллектуальном состоянии отдельных лиц – образование, информация, консультации, развлечения или аналогичные услуги, предполагающие личный непосредственный контакт.

Особенности рынка услуг:

1) Услуги оказываются по заказу и влекут изменения в состоянии потребляющих единиц.

2) В отношении услуг не могут быть установлены права собственности.

3) Услуги не существуют отдельно от производителя – момент их производства и реализации по времени совпадают;

4) Услуги не накапливаются в запасах;

5) Услуги не транспортируются;

6) Учитываются только платные услуги;

7) Выпуск рыночных услуг оценивается в основных ценах, исключая налоги на продукты, но включая субсидии.

8) Непосредственно удовлетворяя потребности «конечного» потребителя, характеризует покупательную способность доходов населения, уровень, качество потребления и уровень жизни.

9) Группировка услуг является одной из серьезных методологических проблем СЭС по причине большого разнообразия видов деятельности, объединяемых сферой услуг.

Рынок услуг – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, не принимающих материально-вещественной формы, удовлетворяющих личные и общественные потребности, имеющих как материальный, так и нематериальный характер, на которые не могут распространяться права собственности.

Основные показатели рынка услуг отражены в Приложении 4.

Основные источники информации о рынке и товарном обращении:

1. Отчетность предприятий, поставляющих и продающих товары: а) о поставке товаров; б) о розничном товарообороте; в) о товарных запасах; г) о затратах; д) о прибылях («г» и «д» – данные бухгалтерского учета).

2. Государственный реестр бирж, и публикации бирж о своей деятельности.

3. Данные о ценах.

4. Материалы вторичной информации – публикации СМИ (различного рода бюллетени), где содержатся данные о конкурирующих предприятиях и т.п.

5. Данные выборочных обследований предприятий, торговые переписи, опросы предпринимателей и потребителей, дорасчеты и экспертные оценки.

6. На продуктовых и вещевых рынках практикуются методы несплошного наблюдения, базирующиеся на непосредственном наблюдении и опросах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: