Теоретические подходы определения понятия «политический конфликт»

Определим политический конфликт как негативное взаимодействие политических субъектов, нацеленных на борьбу за изменение и сохранение сложившихся форм и способов принудительного подчинения. Борьба в политическом конфликте идет за власть или ресурсы, а чаще всего и за то, и за другое, поскольку власть сама по себе является ресурсом. Отметим, что политический конфликт со времени появления писаного закона является неотделимым от юридического поля, поэтому он является негативным взаимодействием как в законно зависимом пространстве, так и за его пределами, если в данном конфликте присутствует субъективный аспект, над которым ни одна правовая система порой может быть не властна. Негативное взаимодействие, осуществляемое в законно зависимом пространстве, в мирном случае разрешается правовыми методами, системой правосудия, а негативное взаимодействие, осуществляемое за пределами законных зависимостей, альтернативными праву способами.

Помимо этого, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова политический конфликт можно определить как «столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами».

Конфликт становится политическим не оттого, что достигается договор, а оттого, что сохраняется принудительная сила политического государства. Если договор сохраняет политическое принуждение, то тем самым конфликт будет сохранять свою политическую природу. Главной отличительной чертой большинства определений является то, что политический конфликт в них обязательно определяется через действия субъектов политики. Политический конфликт - это всегда избыток энергии взаимодействующих субъектов политики, возникающий в результате осознания ущемления политических потребностей и действия, адекватного этому ущемлению.

Известный социолог П. Бурдье, говоря о природе политического конфликта, замечал, что целью его является преобразование или сохранение социального мира с трансформацией или сохранением категорий его познания. Непременным признаком политического конфликта является мобилизация наибольшей численности сторонников в поддержку как одной, так и другой конфликтующей стороны.

Субъект политического конфликта, или агент политического поля, не является равнозначным социальному субъекту и с самого начала не существует в готовом виде. Под политическим субъектом понимается группа, мобилизованная в политическом поле посредством специфических политических технологий. На это обращали внимание и К. Маркс (применительно к классу), теоретики элит и другие. Любую мобилизованную в политическом поле конфликтную группу следует рассматривать в рамках двухуровневого анализа — во-первых, доверенных лиц и доверителей и, во-вторых, лидеров и их последователей.

Политический конфликт в основном определяется через столкновение субъектов политики. Такое столкновение происходит из-за взаимного стремления реализовать свои властные интересы и цели с вытеснением с политического поля контрагентов, а также из-за стремления изменить свой политический статус в обществе.

Источником и основанием политического конфликта являются социально-экономические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые в кризисные и переходные периоды приобретают конфликтную форму движения и разрешения, обеспеченную несовместимостью коренных интересов субъектов политики, установкой на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия с поля своих интересов.

Политический конфликт - критерий наличия противоречий в политике, которые в ней проявляются и связаны с взаимоисключающими действиями или представлениями субъектов политики об обществе или государстве в настоящем или гипотетическом, то есть наиболее желаемом для реализации измерении. При этом неважно, между политическими субъектами какого уровня протекает данный конфликт. Инструментом выявления противоречий может быть либо анализ взаимодействий субъектов политики, либо сами действия субъектов политики. Выявить противоречия в действиях политических сил – это значит усмотреть стремление одних субъектов политики осуществить действия, противоположные тем, которые стремятся осуществить иные субъекты политики.

Концепция поля политики дает возможность использовать в анализе политических конфликтов различные теоретические подходы. Клаус фон Байме, например, выделяет следующие: историко-генетический, институциональный, бихевиористский, структурно-функциональный и сравнительный.

Для А.Г. Здравомыслова политический конфликт есть сознательно конструируемая конфликтная ситуация, сознательно культивируемые в обществе социальные различия. А.В. Глухова же полагает, что противоречия, лежащие в основе политического конфликта, не всегда осознаются, но конфликт всегда осознан и предполагает осознанные действия сторон в отношении друг друга. Она также замечает, что политическому конфликту предшествует рост социального напряжения среди его субъектов, формирование у них предубеждений, скрытой враждебности, подозрений в отношении друг друга.

Когда речь идет о политическом конфликте, необходимо говорить об интересе, вытекающем из стремления одних индивидов изменить свое положение во власти, и об интересе, вытекающем из стремления других сохранить свое положение. А.И. Стребков полагает, что источником негативных взаимодействий индивидов является их социальное положение. Если социальное положение соответствует личным особенностям индивида, то оно утверждает основные способы подчинения существующим законам, и, наоборот, если социальное положение не соответствует индивидуальным особенностям, то оно отрицает подчинение существующим законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: