Потребностно-деятельностные основания политического конфликта

Причины конфликтного взаимодействия находят в том, что ярче всего видится. Так, например, рассматривают общество как систему, а всякое действие, направленное на ее изменение или сохранение определяют как конфликтное действие. Но общество не системное образование, а делает ее некоторым подобием системы желание исследователей видеть в обществе упорядоченность и гармонию. Нельзя с полной уверенностью говорить об обществе как о системе. Взаимодействия в обществе бессистемны, и если система предполагает устойчивые и изо дня в день воспроизводящиеся связи, то общество в каких-то аспектах это делает, а в каких-то нет. Попытки создать из общества систему разрушаются действиями индивидов, которые имеют свой план, не соотносящийся с общественными планами развития. Поэтому отдельно взятый индивид принуждается к общественному плану.

Возникшее противоречие между идеальным преставлением об обществе как о системе, разбивается о бессистемность самого общества. Стремление индивидов изменить существующее положение вещей сталкивается с нежеланием государства способствовать этому начинанию. На основе этого противоречия возникает конфликт, который гасится уступками бюрократии гражданскому обществу, предоставлением ему большей свободы. В противном случае этот конфликт гасится усилением системности, посредством большего принуждения, чем прежде, за счет исключения элементов свободы в обществе.

Перейдем к теории, выводящей конфликт, в том числе политический, из неудовлетворенных потребностей людей, и в связи с этим упомянем имена Дж. Бертона и Ю. Делевского. В своих представлениях о роли потребностей в порождении конфликта мы исходим из того, что в результате ущемления в удовлетворении базовых потребностей создается субъективная основа конфликтного способа взаимодействия. Потребности индивидов выступают с одной стороны двигательной силой и мотивом любого конфликта, с другой стороны являются необходимым субъективным условием, отвергающим конфликт.

Потребностная теория конфликта указывает нам на источники конфликта, которые покоятся в ущемленной потребности, на то, что конфликт есть особый и всеобщий способ действия и взаимодействия индивидов, наделенных потребностями. В силу того, что потребность является мотивом действия, то ущемленная потребность является мотивом конфликтного действия.

Тогда как потребность как способность присваивать окружающую индивида социальную среду, является движущей силой прогресса и не всегда антагонизм приводит к конфликтному взаимодействию с социальной средой или объединением, поэтому конфликтное взаимодействие лишь тогда становится действительным конфликтом, когда индивидуальная или эгоистическая потребность претендует стать потребностью всего общества, т.е. всеобщей потребностью.

Джон Бертон к базовым потребностям или запросам человека относит идентичность, безопасность и признание. Он исходит из того, что конфликт порождается в результате ущемления базовых потребностей индивидов, то есть из-за депривации. Поэтому можно согласиться с Бертоном насчет того, что ущемленные потребности индивидов «толкают» их на конфликтное взаимодействие. Стоит, однако, понимать, что список с тремя этими базовыми потребностями вряд ли является исчерпывающим.

Потребность и особенно эгоистический ее вариант является источником конфликта и всевозможного рода угроз. Но не в меньшей степени может также выступать источником конфликта и симпатическая потребность. Согласно классификации Ю. Делевского, потребности подразделяются на эгоистические, симпатические и смешанные. Скажем о них подробнее.

В категорию эгоистических потребностей входят: сохранение жизни и обеспечение безопасности; поддержание жизни и, возможно, более полное развитие материальных или экономических потребностей; половая потребность; потребность развлечения, любознательности и игры; потребность в выделении или возвышении своей индивидуальности, направленная на то, чтобы быть выше других или не ниже других. В эту подгруппу потребностей входят и стремление к господству над другими, честолюбие, жажда славы, потребность освобождения от власти силы и гнета авторитета, потребность в достижении того же уровня материального благосостояния как у других и потребность мести и воздаяния, в случае нанесения ущерба другими.

Симпатические потребности индивида соответствуют чувству симпатии, которое он питает к другим существам, более или менее ему близким, более или менее ему подобных. Эта симпатия может быть направлена на биологическую группу, к которой принадлежит индивид, как, например, на семью, на род, на нацию, на расу или на его социальную группу, как, например, государство, класс или на все человечество, на весь мир живых существ. В этих случаях симпатия принимает форму то родительской привязанности, то национального чувства, то патриотизма, то гуманности и любви к человечеству, то альтруизма в самом широком смысле и любви ко всякому живому существу. Симпатические чувства побуждают индивида бескорыстно работать на пользу интересов той или другой социальной группы.

Говоря о смешанных потребностях, заметим, что одной из важнейших в этой категории и присущей человеку является потребность религиозная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: