Программа курса

Тема 1. Социология управления как наука и учебная дисциплина. Понятие социологии управления. Предпосылки возникновения социологии управления. Становление и развитие социологических концепций управления. Вклад М. Вебера в становление социологии управления. Функциональный подход к управлению (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль и др.). Поведенческий подход к управлению (Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.). Системный подход к управлению (П. Блау, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Саймон и др.). Социокультурный подход к управлению. Проблемы, изучаемые социологией управления. Различие между наукой и учебной дисциплиной. Объект и предмет социологии управления. Методы социологии управления. Цели и задачи социологии управления. Функции социологии управления. Принципы социологии управления.

Тема 2. Публичное администрирование в системе самоорганизации общества. Четырехфункциональная парадигма самоорганизации общества (AGIL) Т. Парсонса. Объективный и субъективный характер механизмов самоорганизации. Социальное целеполагание, его типы: утопический, прагматический, традиционный. Социокультурные основания функционирования государственной службы. Ментальность россиян: угнетение, патернализм, эгалитаризм, неспособность постоять за себя и др.

Тема 3. Система публичного администрирования. Система публичного администрирования. Процесс администрирования. Виды администрирования: координация, субординация, реординация. Социальный механизм администрирования: блок формирования государственных решений, блок реализации решений. Политические государственные решения. Административные государственные решения. Социальная обусловленность государственных решений. Функции социологии в процессе разработки государственных решений. Социальное действие администрирования.

Тема 4. Администрирование как совокупность общественных отношений. Понятие и природа общественных отношений, их особен-ности. Проблемный характер общественных отношений. Разновидности отношений в управленческой деятельности. Отношения зависимости и власти. Господство как отношение: традиционное, харизматическое, легальное. Функциональные, технические, информационные и специали-зированные отношения. Отношения в системе менеджмента: бюрократии-ческие, патерналистские, фратерналистские. Проблема манипулирования.

Тема 5. Представительство интересов в системе администрирования. Объективный характер государственного интереса. Классификация интересов. Политическое представительство интересов. Лоббизм. Функциональное представительство интересов. Социальное партнерство, его модели: бипартизм, трипартизм. Российская трехсторон-няя комиссия.

Тема 6. Коммуникационные основы администрирования. Коммуникации в системе публично-правовых связей. Схема коммуни-кационного процесса. Содержание структурных и функциональных элементов коммуникации (отправитель сообщения, сообщение, получа-тель сообщения, кодировка – декодировка сообщения, ответная реакция, обратная связь). Помехи в административной среде. Информационное обеспечение администрирования. Проблема создания информационно-правового пространства. Реестр информационно-компьютерных техноло-гий. Организация и регуляция коммуникативных процессов. Коммуника-тивные акты, требующие организации и регуляции. Связь государствен-ной службы с общественностью.

Тема 7. Администрирование – разновидность профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Менеджмент в сфере публичного администрирования. Специфика задач администрирования. Характер труда сити-менеджеров. Требования к компетентности менеджеров в сфере администрирования. Особенности социально-профессиональной общности государственных служащих. Разделение труда в государственном аппарате и состав основных категорий работников руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Признаки и основные индикаторы зрелости группы чиновников: общность ценностных установок, социальная самоидентификация, сходство мотивации, общие принципы служебного поведения, осознание идентичности.

Тема 8. Институты публичного администрирования. Государство – основной административно-политический институт. Функции государства. Институт государственной службы. Регуляция служебных и публичных отношений, материальные и процессуальные нормы. Функционирование института государственной службы. Институт государственного управления как средство регламентации деятельности субъектов государственной власти: президента, правительства, законо-дательных и судебных органов. Институт муниципального управления, двойственность его принадлежности к институтам гражданского общества и публичного администрирования. Институт менеджмента и его роль в деятельности отдельных государственных и муниципальных организаций. Организационно-правовые принципы функционирования института муниципальной службы.

Тема 9. Организационные структуры администрирования. Понятие и классификация государственных организаций. Государствен-ный аппарат и государственные органы: министерства, службы, надзоры, агентства. Государственные учреждения и предприятия. Структура администрирования, ее элементы и связи. Иерархические структуры, их разновидности. Органические структуры: сетевые, проективные, программно-целевые, бригадные, матричные. Организационная модель го-сударственного учреждения и ее параметры: технические, администра-тивные и культурные.

Тема 10. Управление административной организацией. Внешние и внутренние управленческие процессы. Социальная среда организации: внешняя и внутренняя. Особенности инертной, оптимальной и агрессивной среды управления. Оптимизация социальной среды организации. Особенности менеджмента в процессе администрирования, характер базовых функций. Технологизация менеджмента, алгоритм операций моделирования состояния объекта воздействия, разработки решения и организации его выполнения. Оценка управления административной организацией. Проблема управляемости.

Тема 11. Рабочая группа в административной организации. Понятие рабочей группы в административной организации. Признаки рабочих (малых) групп. Разновидности рабочих формальных групп: целевые, технологические, «команды». Особенности неформальных групп. Специфика профессиональных и референтных рабочих групп. Социометрические формы рабочих групп. Особенности диады и триады. Усложнение конфигурации социометрических структур: централизован-ные, полуцентрализованные и децентрализованные. Использование знаний о социометрических структурах в современном управлении.Понятие руководства и лидерства. Основные теоретические подходы к пониманию лидерства: «теория черт», «ситуационная теория», «теория стилей». Решетка менеджера. Основные факторы лидерства.

Тема 12. Групповая динамика. Этапы формирования рабочей группы в административной организации: определение общих целей, распределение задач, формирование структуры. Придание структуре иерархической формы. Разработка системы норм. Статусы и роли в рабочей группе. Варианты описания статусно-ролевого распределения. Фазы развития рабочей группы: возникновения, конфликта, нормообразования, исполнительная, прерывания. Понятие продуктивной среды. Методы поддержания в рабочей группе и в административной среде благоприятной обстановки. Факторы эффективности малой группы: структурные, независимые, промежуточные. Сплоченность как интегральная характеристика межличностных отношений. Групповое напряжение и его преодоление. Индивидуальные особенности служащих и их влияние на групповые процессы.

Тема 13. Команда в сфере администрирования. Понятие команды, ее признаки. Преимущества команды как коллективного субъекта администрирования. Типология команд в администрировании: стратегические, функциональные, кросс-функциональные. Ограничения для образования команд в системе администрирования. Возможности создания «псевдокоманд». Уровни командообразования: сплоченная рабочая группа, эффективная рабочая команда, эффективный организационный комплекс. Значение формулирования миссии команды. Структура и коммуникации как важные элементы команды. Факторы эффективности команды: состав, совместимость, распределение ролей, лидерство, мотивация, социально-психологическое самочувствие. Варианты распределения ролей в команде.

Тема 14. Административная культура. Субкультуры в сфере администрирования: административная, профессиональная, корпоратив-ная, организационная, управленческая. Понятие административной культуры. Основные признаки административной культуры: полити-зированность, правовое измерение, монополизм, иерархичность, бюрократичность. Функции административной культуры, ее строительные блоки. Основные подходы к смене культур: изменение привычек, создание нового кодекса поведения, новых ментальных моделей. Методы реализации указанных подходов.

Тема 15.Социальные отклонения субъектов администрирования. Ценностно-нормативная система администрирования, искажения и деформации. Дисфункции института государственной гражданской службы: господство структуры над функцией, формализация правил поведения, бессубъектность, стагнация, коррупция. Пути дебюрокра-тизации государственного аппарата. Этический кодекс гражданского служащего.

Тема 16. Социальный контроль административной системы. Внешний и внутренний государственный контроль в сфере администрирования. Счетная палата, ее полномочия. Аппарат уполно-моченных по правам человека (омбудсмены). Администрирование как объект общественного контроля. Деятельность Общественной палаты. Роль средств массовой информации в обеспечении прозрачности государственного аппарата. Административная реформа и основные направления развития контроля. Подотчетность административной системы государству и обществу.

Тема 17. Социальные ресурсы административной реформы. Стратегия административной реформы. Алгоритм оптимизации структур администрирования. Передача полномочий. Самоуправление. Перераспре-деление функций между уровнями управления. Клиентоориентированная модель государственной организации. Традиционная и современная модель государственной организации. Управление человеческими ресурсами.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: