Дети с нарушением зрения

Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явленияхПринимая за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети — дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся цветоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков).

Слепота — это двусторонняя неизлечимая потеря зрения.

Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (цветоощущение и цветоразличение); практическая слепота, при которой сохраняется или цветоощущение на уровне различения Света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых детей имеют? остаточное зрение.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.

Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

Центральной задачей всей учебно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими детьми является трудовое воспитание. Дефекты зрения в значительной мере снижают возможности к труду и резко ограничивают трудоспособность. Овладение многими профессиями недоступно незрячим. Это профессии, требующие зрительного наблюдения, контроля и регулирования трудовых действий. Вместе с тем слепым и слабовидящим детям доступны самые разнообразные виды практической деятельности от навыков самообслуживания и посильного бытового труда до профессиональной деятельности, требующей высокой квалификации. Система трудового обучения является важнейшим средством всестороннего развития личности, а овладение профессией — важной частью социальной реабилитации.

Социальная и трудовая адаптация детей с дефектами зрения, выбор профессии, трудоустройство зависят от постановки профориентационной работы в системе трудового обучения. Дети знакомятся с доступными производственными процессами: деревообработкой, металлообработкой, обработкой бумаги, пластических масс, волокнистых веществ. В процессе трудовой подготовки приобретаются общетехнические знания и практические навыки.

Таким образом, в процессе социальной адаптации и реабилитации компенсаторные возможности при различных нарушениях зрения достигают высокого уровня развития и обеспечивают слепым и слабовидящим активное и творческое участие в общественной и трудовой жизни.

Лабораторные работы – не предусмотрены

Практические (семинарские) занятия -«Кризис современного искусства. Дегума­низация искусства».

Задания для самостоятельной работы: Подготовка сообщений об отечественных педагогах, рассматривающих проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сбор статистических данных о детях с ограниченными возможностями здоровья в городе.

Форма контроля самостоятельной работы:

Презентация сообщений, разработка сводных таблиц со статистическими данными.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Расскажите об особенностях обучения, воспитания и социализации детей с нарушениями в соматическом развитии.

2. Расскажите об особенностях обучения, воспитания и социализации детей с нарушениями в психическом развитии.

3. Расскажите об особенностях обучения, воспитания и социализации детей с нарушениями в интеллектуальном и речевом развитии.

4. Расскажите об особенностях обучения, воспитания и социализации детей с нарушениями в сенсорном развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: