Основным содержанием общей экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой на популяционно-биоценотичес-ком, биогеоценотическом (экосистемном) и биосферном уровнях.
Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве. Основные задачи экологии заключаются в изучении динамики популяции, биоценозов и их систем, вскрытии законов экологических процессов и овладении управлением ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации планеты.
Как и всякая наука, экология обладает целым комплексом различных методов и приемов исследования. Основными теоретическими методами исследования экологии являются описательный метод, системный анализ, моделирование. Основными эмпирическими методами выступают: наблюдение, сравнительный анализ, эксперименты (лабораторные и полевые), а также мониторинг. Наблюдение и сравнительный анализ являются традиционными методами науки, на основе которых экологи получают первичную информацию, описываемую и подвергаемую анализу. Становясь при этом вторичной, информация используется для дальнейших теоретических построений.
В экологии объектом исследования служат не единичные особи, а группы особей — популяции, сообщества, экосистемы, т. е. биологические макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.
Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т. е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определенного комплекса факторов. На основе полевых исследований, наблюдения и сравнительного анализа происходит описание изучаемых макросистем. В этом описании участвуют вместе с экологами разные специалисты: ботаники, зоологи, микробиологи, почвоведы, химики, гидрологи и другие. Исследуя и описывая массу количественных и качественных данных, они используют при этом методы физиологии, анатомии, биохимии, систематики и других наук.
Например, при изучении растительных сообществ производится подробное качественное и количественное их описание. Описываются систематика всех групп растений, их жизненность, ярусность, мозаичность, фенология (периодичность в развитии), обилие, биомасса, продукция, а также характеристика места обитания (рельеф, склон, почва) и многое другое.
При экологических исследованиях животных изучаются их питание, размножение, поведение, размещение популяций и закономерности миграций, абиотические условия среды (химия, температура, влажность, степень освещенности) и биотические связи в сообществе. Для изучения животных используют способы мечения (кольцевание птиц, прикрепление к телу радиопередатчиков, закрепление на теле млекопитающих меток, окраска, введение в организм меченых атомов и т.д.).
Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и изучить разнообразие экологических механизмов. Эксперимент в природе отличается от наблюдения тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно дозировать влияние фактора и оценить это влияние. Примером экологических экспериментов могут служить исследования по созданию лесозащитных полос, мелиоративные работы, расселение животных в необитаемых ранее районах.
В современной экологии применяются также математические методы, методы теории информации и кибернетики. Особенно широкое распространение получило моделирование
экологических систем с использованием ЭВМ. Сущность этого метода заключается в том, что наряду с оригиналом, т. е. реальной системой, изучается его искусственно созданное подобие. В исследованиях применяют самые разнообразные модели: реальные (натуральные), знаковые (идеальные), концептуальные (вербальные, графические), математические (аналитические, численные) и их разновидности.
Процесс перевода физических или биологических представлений в любой экологической системе в ряд математических зависимостей и операций над ними называется системным анализом, а сама математическая система — моделью. Первыми математическими моделями простейших экологических систем «хищник — жертва» и «паразит — хозяин» были теоретические разработки итальянского математика В. Вольтерра, сделанные в 1931 году. Они послужили толчком для построения более сложных моделей процессов пищевых отношений популяций в биоценозах. С появлением быстродействующих ЭВМ возникли возможности моделирования еще более сложных саморегулирующихся систем с обратной связью — популяций, биоценозов и биогеоценозов. В современных условиях моделирование занимает основное место в работах по экологическому прогнозированию.
В последние годы среди экологов-прогнозистов распространилось понятие «мониторинг», которое было предложено еще в 20-х годах по отношению к окружающей среде. Часто под мониторингом понимают наблюдение за состоянием окружающей среды. В научную литературу этот термин вошел в начале 70-х годов перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (июнь 1972) в дополнение к понятию «контроль». Современное значение мониторинга определяется как система контроля окружающей среды, включающая три основных вида деятельности:
1) слежение и контроль — систематические наблюдения за состоянием окружающей среды;
2) прогноз — определение возможных изменений природы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
3) управление — мероприятия по регулированию состояния окружающей среды.
Стремительно развивающаяся экология развивает и свой язык, свою особую терминологию. Уже сейчас ее лексикон состоит из 12—14 тысяч терминов и понятий. Для понимания сущности экологии и важнейших экологических проблем необходимо овладеть основными экологическими понятиями: организм, среда, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера, ноосфера, экологическое равновесие и т.д. Все эти понятия составляют определенную систему экологических терминов.