Предисловие.
Глава 1. Экология как наука.
1.1. Что такое экология
1.2. Содержание, предмет, задачи и методы исследования общей экологии.
1.3. Уровни организации живой материи
и биологические системы, изучаемые экологией.
1.4. Системность экологии..
1.5. Структура современной экологии
Глава 2. Аутэкология. Организм и факторы среды
2.1. Экологические факторы.
2.2. Некоторые общие закономерности воздействия экологических факторов.
2.3. Экологические классификации организмов
2.4. Жизненные формы организмов.
Глава 3. Среда обитания..
3.1. Водная среда
3.2. Наземно-воздушная среда.
3.3. Почва как среда обитания.
3.4. Живые организмы как среда обитания
Глава 4. Демэкология — экология популяций.
4.1. Понятие о популяции.
4.2. Популяционная структура видов.
4.3. Структура популяции.
4.4. Динамика популяции.
4.5. Гомеостаз популяции.
Глава 5. Синэкология — экология сообществ (биоценозов)
5.1. Основные понятия синэкологии.
5.2. Структура биоценозов.
5.3. Отношения организмов в биоценозах.
|
|
5.4. Типы биотических отношений
5.5. Экологическая ниша.
5.6. Экологическая сукцессия
Глава 6. Экология экосистем.
6.1. Биогеоценоз и его структура
6.2. Экосистема и типы экосистем.
6.3. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах
6.4. Биологическая продуктивность экосистемы...........
6.5. Экологические пирамиды.........................
Глава 7. Биосфера..................................
7.1. Учение В.И. Вернадского о биосфере.................
7.2. Структура биосферы. Функции и свойства
живого вещества....................................
7.3. Биологический и геологический круговороты.........
7.4. Биогеохимические циклы.......................
7.5. Возникновение и развитие ноосферы................
Литература
Экологические проблемы современности поставили перед обществом серьезную задачу экологического образования, которое в настоящее время рассматривается как непрерывный процесс, направленный на приобретение научных и практических знаний и умений, на формирование экологического мировоззрения.
Изучение экологии становится все более важной и актуальной задачей. В настоящее время предмет «экология» вводится в среднюю и высшую школы. Студентам разных специальностей читается курс «экология» с учетом специфики их будущей профессии.
Проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы. В системе экологического образования и воспитания исключительную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые получают знания об окружающем мире. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры.
В последнее время школа подвержена большим изменениям. Появились новые разнообразные системы обучения, программы, учебники, направления изучения окружающего мира. Знания об окружающем мире, о природе и обществе, их взаимосвязях составляют важное звено в системе образования, в формировании у школьников научной картины мира.
|
|
В начальной школе осмысление взаимосвязей в природе, взаимосвязей между природой и обществом осуществляется при изучении следующих курсов: «Зеленый дом» (система учебных курсов с экологической направленностью) — автор А.А. Плешаков; «Окружающий мир» — автор Н.Ф. Виноградова; «Природа и люди» — автор З.А. Клепинина; «Экология и диалектика» — автор Л.В. Тарасов и другие.
Обновление содержания этих курсов состоит в обогащении их знаниями об экологической ценности природы и о взаимосвязях природы и человека. Здесь рассматриваются экологические связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы, а также отношения между природой и человеком, природой и обществом. В курсы введено много новых экологических представлений и понятий, ранее не изучавшихся в начальной школе: «экология», «цепи питания», «нарушение человеком цепей питания», «роль хищников в природе», «представление о природном равновесии», «природное сообщество», «экосистема», «приспособленность организмов к условиям жизни» и другие.
Пересмотр и обновление содержания образования в школе не могли не затронуть подготовку и переподготовку самих учителей по экологическому образованию. В помощь учителям и студентам разрабатываются и издаются новые учебные методические пособия по экологии и экологическому образованию. _
Предлагаемое учебное пособие — систематический курс экологии, предназначенный для учителей и студентов естественных факультетов педагогических вузов, прежде всего — для студентов факультета начальных классов. Оно представляет собой результат обобщения опыта автором преподавания экологии студентам факультета начальных классов Смоленского государственного педагогического университета.
Современная экология — сложная и многогранная наука, целый комплекс наук разных направлений. В настоящем учебном пособии рассматриваются вопросы биоэкологии, так как в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи именно биоэкологии.
В пособии рассматриваются также и основные направления современной экологии, и методы экологических исследований. Раскрываются закономерности, управляющие процессом формирования и функционирования экологических систем, в которых природа предстает во всем своем единстве и неразрывности многочисленных связей.
Глава 1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА
Что такое экология
В настоящее время слово «экология» стало очень популярным; наиболее часто его употребляют, говоря о природе и ее неблагополучном состоянии. Слово «экология» стало обязательным термином у политиков, журналистов, социологов, педагогов, психологов, деятелей культуры. Этот термин употребляется в сочетании с такими словами, как семья, общество, город, культура, педагогика, психология, воспитание и т.д.
Что же такое экология?
Термин «экология» образован от двух греческих слов «oikos» — дом, жилище, местообитание и «logos» — наука, что означает дословно «наука о доме, о местообитании».
В науку термин ввел немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919) в 1866 году для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей средой. Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфология организмов» Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие... имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе».
|
|
На русском языке слово «экология» впервые было упомянуто в кратком изложении «Общей морфологии» Э. Гек-келя — небольшой книжке, вышедшей в 1868 году под редакцией И.И. Мечникова.
Э. Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии. Долгое время этот термин использовался только в зоологии и был мало известен даже среди ученых других биологических специальностей. И только с 20—40-х годов нашего века экология стала целостной, самостоятельной научной дисциплиной.
Интересна эволюция понятия «экология». В словаре Э.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в 79 полутоме, вышедшем в свет в 1904 г., экология связывается собственно со строительством «домов» животных и сопровождается следующим определением: «эйкология или ойкология — часть зоологии, занимающая собою сведения касательно жилищ животных, то есть нор, гнезд, логовищ и т.п.».
В Энциклопедическом словаре (издание БСЭ, 1955) экология определена как «наука о взаимных влияниях организма (животного или растения) и окружающей среды», а в Энциклопедическом словаре (издание БСЭ, 1964) дано более широкое определение, однако экология все еще фигурировала как раздел зоологии и ботаники. Таким образом, в первой половине XX века экология не выходила за рамки чисто биологических исследований.
Во второй половине XX века происходит своего рода «экологизация» современных наук. В 60—70-е годы резко возрастает общественный интерес к состоянию окружающей среды в связи с неблагоприятными для человечества последствиями ее загрязнения и истощения природных ресурсов.
На Первой Международной конференции по оценке состояния окружающей среды, созванной по инициативе ООН в Стокгольме (Швеция) в июне 1972 г., был остро поставлен вопрос об угрожающем экологическом состоянии окружающей человека природной среды и о необходимости в первую очередь изучать экологию самого человека. Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы об улучшении условий жизнедеятельности людей. Задачи экологии значительно расширяются, и она выходит за пределы только биологических наук.
|
|
В современном виде экология охватывает очень широкий круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рассматривается как универсальная, фундаментальная, комплексная наука, бурно развивающаяся и имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты.
Существует несколько различных толкований содержания этого термина:
— экология — одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания;
— экология — комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и ее взаимодействии с обществом;
— экология — особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);
— экология — совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).
Наконец, экология в широком смысле теперь рассматривается не только как система наук, а как нечто большее — это мировоззрение.