Что такое экология

Предисловие.

Глава 1. Экология как наука.

1.1. Что такое экология

1.2. Содержание, предмет, задачи и методы исследования общей экологии.

1.3. Уровни организации живой материи

и биологические системы, изучаемые экологией.

1.4. Системность экологии..

1.5. Структура современной экологии

Глава 2. Аутэкология. Организм и факторы среды

2.1. Экологические факторы.

2.2. Некоторые общие закономерности воздействия экологических факторов.

2.3. Экологические классификации организмов

2.4. Жизненные формы организмов.

Глава 3. Среда обитания..

3.1. Водная среда

3.2. Наземно-воздушная среда.

3.3. Почва как среда обитания.

3.4. Живые организмы как среда обитания

Глава 4. Демэкология — экология популяций.

4.1. Понятие о популяции.

4.2. Популяционная структура видов.

4.3. Структура популяции.

4.4. Динамика популяции.

4.5. Гомеостаз популяции.

Глава 5. Синэкология — экология сообществ (биоценозов)

5.1. Основные понятия синэкологии.

5.2. Структура биоценозов.

5.3. Отношения организмов в биоценозах.

5.4. Типы биотических отношений

5.5. Экологическая ниша.

5.6. Экологическая сукцессия

Глава 6. Экология экосистем.

6.1. Биогеоценоз и его структура

6.2. Экосистема и типы экосистем.

6.3. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах

6.4. Биологическая продуктивность экосистемы...........

6.5. Экологические пирамиды.........................

Глава 7. Биосфера..................................

7.1. Учение В.И. Вернадского о биосфере.................

7.2. Структура биосферы. Функции и свойства

живого вещества....................................

7.3. Биологический и геологический круговороты.........

7.4. Биогеохимические циклы.......................

7.5. Возникновение и развитие ноосферы................

Литература

Экологические проблемы современности поставили перед обществом серьезную задачу экологического образования, которое в настоящее время рассматривается как непрерыв­ный процесс, направленный на приобретение научных и практических знаний и умений, на формирование экологи­ческого мировоззрения.

Изучение экологии становится все более важной и акту­альной задачей. В настоящее время предмет «экология» вводится в среднюю и высшую школы. Студентам разных специальностей читается курс «экология» с учетом специ­фики их будущей профессии.

Проблема экологического образования подрастающего по­коления становится одной из главных задач школы. В систе­ме экологического образования и воспитания исключитель­ную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые полу­чают знания об окружающем мире. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры.

В последнее время школа подвержена большим измене­ниям. Появились новые разнообразные системы обучения, программы, учебники, направления изучения окружающе­го мира. Знания об окружающем мире, о природе и общест­ве, их взаимосвязях составляют важное звено в системе об­разования, в формировании у школьников научной карти­ны мира.

В начальной школе осмысление взаимосвязей в природе, взаимосвязей между природой и обществом осуществляется при изучении следующих курсов: «Зеленый дом» (система учебных курсов с экологической направленностью) — автор А.А. Плешаков; «Окружающий мир» — автор Н.Ф. Виногра­дова; «Природа и люди» — автор З.А. Клепинина; «Эколо­гия и диалектика» — автор Л.В. Тарасов и другие.

Обновление содержания этих курсов состоит в обогаще­нии их знаниями об экологической ценности природы и о взаимосвязях природы и человека. Здесь рассматриваются экологические связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы, а так­же отношения между природой и человеком, природой и обществом. В курсы введено много новых экологических представлений и понятий, ранее не изучавшихся в начальной школе: «экология», «цепи питания», «нарушение че­ловеком цепей питания», «роль хищников в природе», «представление о природном равновесии», «природное со­общество», «экосистема», «приспособленность организмов к условиям жизни» и другие.

Пересмотр и обновление содержания образования в шко­ле не могли не затронуть подготовку и переподготовку са­мих учителей по экологическому образованию. В помощь учителям и студентам разрабатываются и издаются новые учебные методические пособия по экологии и экологичес­кому образованию. _

Предлагаемое учебное пособие — систематический курс экологии, предназначенный для учителей и студентов есте­ственных факультетов педагогических вузов, прежде все­го — для студентов факультета начальных классов. Оно представляет собой результат обобщения опыта автором преподавания экологии студентам факультета начальных классов Смоленского государственного педагогического университета.

Современная экология — сложная и многогранная нау­ка, целый комплекс наук разных направлений. В настоя­щем учебном пособии рассматриваются вопросы биоэколо­гии, так как в основе всех современных направлений эколо­гии лежат фундаментальные идеи именно биоэкологии.

В пособии рассматриваются также и основные направле­ния современной экологии, и методы экологических иссле­дований. Раскрываются закономерности, управляющие процессом формирования и функционирования экологи­ческих систем, в которых природа предстает во всем своем единстве и неразрывности многочисленных связей.
Глава 1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА

Что такое экология

В настоящее время слово «экология» стало очень попу­лярным; наиболее часто его употребляют, говоря о природе и ее неблагополучном состоянии. Слово «экология» стало обязательным термином у политиков, журналистов, социо­логов, педагогов, психологов, деятелей культуры. Этот тер­мин употребляется в сочетании с такими словами, как семья, общество, город, культура, педагогика, психология, воспитание и т.д.

Что же такое экология?

Термин «экология» образован от двух греческих слов «oikos» — дом, жилище, местообитание и «logos» — наука, что означает дословно «наука о доме, о местообитании».

В науку термин ввел немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919) в 1866 году для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов с окружа­ющей средой. Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфоло­гия организмов» Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, ку­да мы относим в широком смысле все «условия существо­вания». Они частично органической, частично неоргани­ческой природы; но как те, так и другие... имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они при­нуждают их приспосабливаться к себе».

На русском языке слово «экология» впервые было упо­мянуто в кратком изложении «Общей морфологии» Э. Гек-келя — небольшой книжке, вышедшей в 1868 году под ре­дакцией И.И. Мечникова.

Э. Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным об­разом зоологии. Долгое время этот термин использовался только в зоологии и был мало известен даже среди ученых других биологических специальностей. И только с 20—40-х годов нашего века экология стала целостной, самостоятель­ной научной дисциплиной.

Интересна эволюция понятия «экология». В словаре Э.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в 79 полутоме, вышедшем в свет в 1904 г., экология связывается собственно со строи­тельством «домов» животных и сопровождается следую­щим определением: «эйкология или ойкологиячасть зо­ологии, занимающая собою сведения касательно жилищ животных, то есть нор, гнезд, логовищ и т.п.».

В Энциклопедическом словаре (издание БСЭ, 1955) эко­логия определена как «наука о взаимных влияниях орга­низма (животного или растения) и окружающей среды», а в Энциклопедическом словаре (издание БСЭ, 1964) дано более широкое определение, однако экология все еще фигуриро­вала как раздел зоологии и ботаники. Таким образом, в пер­вой половине XX века экология не выходила за рамки чисто биологических исследований.

Во второй половине XX века происходит своего рода «эко­логизация» современных наук. В 60—70-е годы резко воз­растает общественный интерес к состоянию окружающей среды в связи с неблагоприятными для человечества послед­ствиями ее загрязнения и истощения природных ресурсов.

На Первой Международной конференции по оценке сос­тояния окружающей среды, созванной по инициативе ООН в Стокгольме (Швеция) в июне 1972 г., был остро поставлен вопрос об угрожающем экологическом состоянии окружаю­щей человека природной среды и о необходимости в первую очередь изучать экологию самого человека. Среди естест­венных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы об улучшении условий жизне­деятельности людей. Задачи экологии значительно расши­ряются, и она выходит за пределы только биологических наук.

В современном виде экология охватывает очень широ­кий круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рас­сматривается как универсальная, фундаментальная, комп­лексная наука, бурно развивающаяся и имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты.

Существует несколько различных толкований содержа­ния этого термина:

— экология — одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

— экология — комплексная наука, синтезирующая дан­ные естественных и общественных наук о природе и ее вза­имодействии с обществом;

— экология — особый общенаучный подход к исследова­нию проблем взаимодействия организмов, биосистем и сре­ды (экологический подход);

— экология — совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологи­ческие проблемы).

Наконец, экология в широком смысле теперь рассматри­вается не только как система наук, а как нечто большее — это мировоззрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: