Основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе: понятие, источники, система

Основы правового положения человека и гражданина – это конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют исходные начала статуса личности в государстве и обществе в целом.
Источники: а) судебные прецеденты, т.е. решения Суда Европейских сообществ. Дело в том, что учредительные договоры в своей первоначальной редакции почти не содержали норм о правах человека и принципах правового статуса личности. Этот пробел вынужден был восполнять Суд Европейских сообществ, который с конца 1960-х вынес в данной сфере целый важных решений. б) Следующая группа источников – сами учредительные договоры Европейского Союза. Важнейшим источником основ правового статуса личности в настоящее время выступает (Договор о ЕС), точнее, его часть вторая «недискриминация и гражданство Союза». В этой части, а также в некоторых других разделах Договора о ЕС закреплены некоторые основные прав граждан и юридических лиц (свобода передвижения, избирательные права и др.). Полноценного «билля о правах», однако, учредительные документы не содержат. в) С 1970–х годов в качестве такого «билля» Европейские сообщества, а затем и Союз в целом, начали использовать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950.г) Хартия Европейского Союза об основных правах. Следует отметить, что в отличие от Конвенции Совета Европы, Хартия является полноценным биллем о правах. В ней закреплены не только личные и политические, но также широко представлены социально-экономические права, которых в Конвенции почти нет.
Система:
А. Гражданство Союза
Термин гражданство Союза обозначает устойчивую правовую связь личности и организации Европейский Союз. Данная связь выражается в их взаимных правах, обязанностях, а также ответственности.
«Гражданином Союза признается каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена.
Б. Принципы правового статуса человека и гражданина
Принципы правового статуса – второй элемент в системе основ правового положения человека и гражданина. Этим термином обозначаются руководящие начала, в соответствии с которыми должна осуществляться реализация и защита всех прав, свобод и обязанностей личности.
В рамках Европейского Союза можно выделить три основополагающих принципа правового статуса личности:
а) Принцип равенства.
б) Принцип признания прав, свобод и принципов, изложенных в Хартии Европейского Союза.
в) Принцип гарантированности прав и свобод..
В. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Третий и наиболее объемный элемент в системе основ правового статуса личности – это основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Наиболее полный их источник в Европейском Союзе – Хартия 2000 г. («Хартия Европейского Союза об основных правах»), в которой закреплены все три основных вида основных прав и свобод: личные; политические; экономические, социальные и культурные. При этом большинство прав и свобод, содержащихся в Хартии, – это права человека, которые в ряде случаев распространяются и на юридических лиц (например, право собственности).

40.Хартия Европейского Союза об основных правах: общая характери­стика

Несмотря на использование Конвенции Совета Европы 1950 г., Европейский Союз не оставил попыток подготовить собственный "билль о правах", отражающий состояние их развития на конец XX в. Кульминацией этих усилий стало торжественное провозглашение 7 декабря 2000 г. Хартии Европейского Союза об основных правах.

Хартия призвана защитить человеческую личность во взаимоотношениях, прежде всего, с наднациональными институтами и органами Союза, а также с государствами - членами Союза, когда последние действуют во исполнение установленных им правил (например, привлекают к ответственности за нарушение предписаний регламентов, директив или рамочных решений).

При этом Хартия 2000 г. не отменяет иных "биллей о правах", существующих в рамках государств-членов или международного сообщества. Все они сохраняют силу "в рамках своей соответствующей области применения" (ст. 53 Хартии). Более того, когда положения Хартии корреспондируют нормам ЕКПЧ 1950 г., они должны толковаться одинаковым образом, в том числе с учетом прецедентов Европейского суда по правам человека. Например, "право на свободу и личную неприкосновенность" (ст. 6 Хартии) имеет те же ограничения и пределы, что и одноименное право, провозглашенное в ЕКПЧ (ст. 5 "Право на свободу и личную неприкосновенность").

Из сказанного не следует делать вывод, что Хартия Союза лишь копирует Конвенцию Совета Европы. В отличие от последней, она охватывает всю совокупность основных прав и свобод (в том числе социально-экономических и культурных). Хартия может устанавливать и более высокие стандарты защиты личности, но в любом случае она не должна снижать их по сравнению с ЕКПЧ, к которой Союз в дальнейшем планирует присоединиться в качестве отдельной стороны.

Полноценное действие Хартии Европейского Союза об основных правах станет возможным после придания ей высшей юридической силы в правовой системе Союза. Это предусмотрено Лиссабонским договором 2007 г., согласно которому Хартия будет иметь одинаковую юридическую силу с учредительными документами организации: Договором о Европейском Союзе и Договором о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора.

После вступления в силу Лиссабонского договора Хартия Европейского Союза об основных правах также будет действовать в новой редакции, адаптированной к функционированию "нового" Европейского Союза (утверждена 12 декабря 2007 г.). Новая редакция Хартии не затрагивает содержания закрепленных в ней основных прав и свобод.

Применение Хартии судебными органами в дальнейшем будет осуществляться с учетом официального комментария, приложенного к ее тексту ("Разъяснения Хартии об основных правах"). Кроме того, двум государствам-членам - Великобритании и Польше - предоставлены отдельные изъятия из применения Хартии на их территории. Эти изъятия касаются главным образом группы социальных прав.

Главная особенность Хартии - новый, уникальный подход к систематизации основных прав и свобод личности. В отличие от классического подхода, принятого в том числе в Конституции России, основные права личности систематизированы в Хартии не по сферам их реализации (личная, политическая, социально-экономическая), а по ценностям, которые они защищают. Важнейшие среди них указаны в преамбуле документа: человеческое достоинство, свобода, равенство и солидарность.

В соответствии с этими и другими ценностями построена структура Хартии:

- глава I "Достоинство" (ст. 1-5) закрепляет те права и гарантии, без которых немыслимо бытие человеческой личности: право на человеческое достоинство, право на жизнь, запрещение пыток и др.;

- глава II "Свободы" (ст. 6-19) призвана обеспечить свободную жизнедеятельность человека во всех сферах общественных отношений, защитить его от неправомерного вмешательства публичных властей (в том числе институтов Союза). Это выражается в признании за личностью таких прав, как право на свободу и личную неприкосновенность, на уважение частной и семейной жизни, свободы мысли, совести и вероисповедания, свободы искусства и науки, свободы предпринимательства, права частной собственности и т.д.;

- глава III "Равенство" (ст. 20-26), название которой говорит само за себя, закрепляет наряду с принципом равенства положения о признании и уважении интересов групп населения, нуждающихся в особой защите общества (дети, пожилые люди, инвалиды);

- глава IV "Солидарность" (ст. 27-38) содержит трудовые и социальные права, призванные обеспечить снижение или устранение классовых и иных социальных противоречий: право работников предприятия на информацию и консультации, право на переговоры и коллективные действия, включая забастовку, запрещение детского труда, право на социальное обеспечение и т.д.;

- глава V "Гражданство" (ст. 39-46) устанавливает права и гарантии, предоставляемые в первую очередь гражданам Союза;

- глава VI "Правосудие" (ст. 47-50) предусматривает уголовно-правовые и процессуальные гарантии прав личности: право на эффективное обжалование и на доступ к беспристрастному суду, презумпция невиновности и др.;

- глава VII "Общие положения" (ст. 51-54) определяет сферу действия и порядок применения Хартии, ее соотношение с другими источниками прав и свобод, в том числе с ЕКПЧ 1950 г.

К особенностям Хартии наряду с уникальной систематизацией основных прав и свобод можно отнести признание в этом качестве "права на целостность личности" (ст. 3) и "права на хорошее управление" (ст. 41). Первое защищает человека от возможных посягательств на его тело и душу с использованием достижений научно-технического прогресса (медицинские и биологические опыты, евгеника, клонирование, торговля частями человеческого тела), второе - от злоупотреблений со стороны институтов и органов Союза.


41.Гражданство Европейского Союза.

Гражданство Европейского Союза - устойчивая правовая связь между гражданами государств-членов (национальными гражданами) и Союзом в целом. В истории это первый случай, когда "гражданство существует вне классических рамок государства и нации.

Гражданство Союза начало формироваться еще в 1950-е гг., после создания Европейских сообществ. Положения о гражданстве закреплены в Договоре о ЕС, являющемся главным учредительным документом организации.

В соответствии с частью второй Договора о ЕС "Гражданство Союза" в качестве союзных граждан признаются граждане всех государств-членов, вместе взятых. Таким образом, приобретение немецкого, испанского, греческого или иного национального гражданства автоматически приводит к появлению у лица второго гражданства - гражданства Союза в целом.

"Гражданство Союза дополняет национальное гражданство и не подменяет его". Дополнительный характер этого гражданства выражается в наделении его обладателей рядом новых основных прав и свобод, которые связаны именно с обладанием "европейским" гражданством.

Данные права в настоящее время закреплены в Договоре о ЕС и воспроизведены в Хартии Европейского Союза об основных правах (глава V "Гражданство"):

- свобода передвижения и проживания на всей территории Союза;

- избирательные права: право гражданина Союза избирать и баллотироваться кандидатом в Европарламент и муниципальные органы на территории любого государства-члена, где он проживает;

- право на консульскую защиту: в третьих государствах, т.е. в странах, не входящих в Союз, гражданин может обращаться за защитой своих прав и интересов в дипломатическое и консульское представительство любого государства-члена, если там отсутствует представительство его родного государства;

- право петиций в Европейский парламент;

- право на подачу жалоб Европейскому омбудсману;

- право направлять письменные обращения институтам и органам Союза и получать ответ на любом из официальных языков Союза по своему выбору;

- право на доступ к документам Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской комиссии.

Подавляющее большинство прав и свобод, закрепленных в Хартии 2000 г., так же как и в ЕКПЧ 1950 г., являются правами человека, т.е. не связаны с принадлежностью к определенному гражданству. Таким образом, гражданин России, находящийся на территории Европейского Союза, вправе рассчитывать на соблюдение в отношении его принципов и норм указанных документов, кроме отдельных правомочий, зарезервированных исключительно для местных граждан.

Однако и в последнем случае Договор о ЕС и Хартия 2000 г. иногда приравнивают к гражданам Союза других физических и юридических лиц, имеющих место жительства (местонахождение) на его территории. Это относится, например, к праву петиций в Европейский парламент, праву на подачу жалоб Европейскому омбудсману, на обращение к институтам и органам Союза и на доступ к их документации.

Хартия, кроме того, разрешает предоставлять иностранцам некоторые дополнительные права, которые в прошлом распространялись только на "европейских" граждан, в частности право на свободу передвижения по территории разных стран Союза.

В Хартии Европейского Союза содержатся также отдельные положения, адресатами которых выступают, прежде всего, иностранцы:

- граждане третьих стран, получившие разрешение заниматься трудовой деятельностью на территории государств-членов, имеют право на условия труда, аналогичные гражданам Союза;

- право на убежище;

- запрет коллективной высылки, а равно высылки, выдворения или выдачи в те страны, где человек, может быть, подвергнут смертной казни, пыткам, иному бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию.

В настоящее время в Европейском Союзе продолжается формирование специальных отраслей законодательства, обращенных к иностранцам и апатридам (лицам без гражданства): визового, иммиграционного, а также законодательства об убежище.

42.Принципы правового положения человека и гражданина в Европей­ском Союзе.

Принципы правового положения человека и гражданина представляют собой основополагающие начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. В отличие от норм, закрепляющих институт гражданства, принципы правового статуса адресованы, как правило, всем лицам, проживающим или находящимся на территории Союза, и получили в нормах права Европейского Союза более подробное закрепление. Принцип равенства – ключевой в системе принципов статуса личности в демократическом обществе. Он призван обеспечить одинаковые условия реализации всех прав и свобод всеми людьми, воспрепятствовать дискриминации или, наоборот, созданию необоснованных привилегий для отдельных лиц или социальных групп. Принцип уважения прав человека и его основных свобод – одна из аксиом правового государства – означает, что во всех сферах деятельности органы публичной власти приоритетное внимание должны уделять обеспечению прав и свобод человека и гражданина, и естественно, сами не нарушать их. Принцип гарантированности прав и свобод – направлен на то, чтобы субъективные права и свободы личности, продекларированные в юридических нормах, соблюдались наделе, были реальными, а не фиктивными. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина – выражают меру допустимых притязаний индивида на важнейшие частные и общественные блага и в этом качестве носят исходный, первичный и неотчуждаемый характер. Приоритет основных прав, свобод и обязанностей обусловливает в государствах закрепление их на конституционном уровне, что обеспечивает им высшую юридическую силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: