Основные понятия, термины, категории, применяемые в определенной области знания, являются одной из главных компонент любой научной теории. Между тем в зарубежной переводной и отечественной маркетинговой литературе, посвященной различным аспектам формулирования достаточно близких по значению понятий типа бренд, имидж, гудвилл, репутация фирмы, встречаются существенно разные, а иногда противоречащие друг другу определения. Такое положение дел не позволяет утверждать о наличии сложившегося, общепринятого и удачно систематизированного понятийного аппарата в указанной сфере знаний. Поэтому трудно остановиться на выборе наиболее удачных определений таких понятий, как: имидж фирмы [58], [48], имидж бренда [31[, имидж товара [20], гудвилл (351, репутация фирмы [28], бренд, брендинг [80], психология имиджа [62|, внутренний имидж руководителя |46[, доходность имиджа, эффективность использования имиджа [64] и т.д.
Кроме того, продолжаются дискуссии по ряду принципиально важных вопросов. Например, в каком соотношении находятся такие понятия, как бренд и торговая марка, имидж и гудвилл, имидж фирмы и ее репутация? Какие из перечисленных понятий являются доминирующими, а какие подчиненными? Какие методы получения стоимостной оценки целесообразно примерять в отношении брэнда, имиджа фирмы, гудвилл или репутации?
Для восполнения этого недостатка приведем более удачные и в ряде случаев альтернативные основные термины, категории и понятия.
Апперцепция — это все те признаки, которые фактически связывают бренд (совокупность представлений) и марку (отличительный знак). Этим словом называется психологическая реакция непроизвольного припоминания: потребитель сталкивается с маркой и именно она запускает процесс «активизации» представлений потребителя об этом товаре, заложенных всем его предшествующим опытом [www.Gorn.ru].
Атрибуты бренда (Brand attributes) — основные ассоциации, возникающие у покупателей (клиентов) при восприятии бренда. Они могут быть как положительными, так и отрицательными для разных сегментов рынка. Эти ассоциации имеют разную степень важности для покупателя и его удовлетворенности. Например, атрибуты бренда автомобиля Mercedes — элитный, дорогой, высшее качество.
Относительно понятия бренд надо отметить, что ни в зарубежной, ни в отечественной литературе по маркетингу не представлено общепринятого определения понятия «бренд».
Слово «бренд» в переводе с английского языка означает «клеймо». С его помощью ремесленники метили свои изделия, чтобы выделить их среди продукции других производителей. В настоящее время этим словом обозначают объект (фирму, организацию, продукт, услугу) с уникальным названием и символами (логотип, торговая марка или дизайн упаковки), а также устоявшуюся репутацию. Бренд может иметь известность на региональном, национальном, международном уровнях или в глобальном масштабе.
В отечественных и зарубежных научных публикациях предлагаются различные определения понятия «бренд» (табл. 8.4).
Таблица 8.4 Характеристика разновидностей определения понятия «бренд»
|
Окончание табл. 8.4
|
Наиболее важные компоненты бренда приведены на рис. 8.4, где показано, что торговая марка является одним из элементов бренда, но не единственным.
Имидж бренда отражает сиюминутное (текущее) состояние (восприятие) самого бренда. Поэтому работа по поддержке имиджа должна проводиться систематически.
Брендинг (branding) — процесс управления брендом, включающий такие основные этапы, как создание, продвижение на целевой рынок, усиление, репозиционирование, расширение, углубление, адаптацию бренда к меняющимся условиям макро- и микросреды.
Рис. 8.3. Основные компоненты бренда |
Брендинг — это область системы маркетинговых коммуникаций, занимающаяся разработкой фирменного стиля, его компонентов, формированием уникального имиджа фирмы, отличающего ее от конкурентов. К типичным мероприятиям, связанным с брендингом, относятся: реклама, продвижение товара на месте продаж, сэмплинг, мерчайдайзинг, формирование собственной дилерской сети.
Визуальная коммуникация — способ общения с помощью предметов, оттенков цвета, вариантов фактуры и пропорций, позволяющий довести до общественности идеи о себе.
Графема — уникальное графическое написание названия торговой марки (может состоять из одного слова или из комбинации слова и знака).
Гудвилл (Goodwill) — деловая репутация, расположение, доброжелательность, добрая воля, престиж фирмы.
Единой трактовки понятия деловой репутации или ее англоязычного эквивалента гудвилл в настоящее время также не существует. Согласно Положению бухгалтерского учета (ПБУ) 14/2000 «Учет нематериальных активов» деловая репутация — это разница между ценой предприятия (как приобретаемого имущественного комплекса в целом) и стоимостью всех его активов по бухгалтерскому балансу.
По международным стандартам финансовой отчетности (МСФО № 22 «Объединение компаний») гудвилл — это превышение покупной стоимости активов над их справедливой стоимостью (fair value) в день проведения сделки.
По МСФО гудвилл признается активом только в случае проведения некоей сделки поглощения (acquisition). В МСФО № 38 «Нематериальные активы» четко написано, что внутренне созданная репутация (internally generated goodwill) не может быть признана активом.
Дистрибуция — часть бренда, подразумевающая степень его доступности для потребителя.
Имидж бренда — комплекс ассоциаций, которые возникают у потенциального покупателя при упоминании данного вида бренда.
Имидж бренда (Brand image) — сиюминутный уникальный ассоциативный ряд, формирующийся в воображении потребителя. Может быть сформирован рекламной кампанией, проводимой средствами массовой информации.
Имидж компании — это образ, совокупность стихийно или целенаправленно сформировавшихся представлений о ней в общественном сознании людей, которые непосредственно пользовались ее услугами или получили положительную информацию от других покупателей. Он складывается из двух составляющих: внешний имидж — представления потенциальных покупателей, которые не работают в компании, и внутренний имидж — представления людей, являющихся ее сотрудниками.
Применительно к компании, функционирующей в сети Интернет, понятие «имидж» несколько отличается от приведенного выше.
Имидж Интернет-компании — это достаточно сложное сочетание стиля веб-сайта и его дизайна, отражающих основной смысл, коммерческую деятельность компании, ее культуру.
Имидж корпоративный — согласованность всех основных элементов визуальной коммуникации компании, передающей публике главную идею о компании и создающей благоприятный отклик, которые способствуют укреплению степени доверия клиентов и деловых партнеров.
На деловую репутацию компании оказывает влияние две группы факторов, связанные с внешним и внутренним имиджем (рис. 8.5).
Индивидуальность бренда (Brand identity) — совокупность всех характеристик, формирующая его неповторимость. Индивидуальность бренда выражает то, что выделяет его из ряда других брендов.
Имидж торговой марки (Brand image) — это то, каким образом торговая марка воспринимается потребителями данного товара.
Миссия бренда — философия и предназначение торговой марки, смысл ее существования на рынке, ее отличительные особенности.
Паушальный платеж — определенная, строго зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения, которая может выплачиваться как в разовом порядке, так и в рассрочку.
Рис. 8.5. Факторы, обусловливающие имидж (деловую репутацию) компании |
Позиционирование марки (Brand positioning) — место бренда на целевом рынке на текущий момент времени.
Роялти — регулярные процентные отчисления, устанавливаемые в виде определенных фиксированных ставок и выплачиваемые лицензиатом через определенные согласованные промежутки времени.
Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак) согласно ст. 1 [7] — «обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц». Исходя из сути приведенной выше цитаты можно заключить, что понятие «товарный знак» равноценно понятию «логотип». Последнее обычно и применяется в отечественном бизнесе. Разница состоит лишь в том, что товарный знак теоретически может быть простой геометрической фигурой или каким- либо иным графическим символом, а логотип состоит из фирменного знака и названия компании.
«Знак обслуживания» по существу — это тот же «товарный знак», однако он используется по отношению не к товарам, а к услугам.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» [5] эти знаки могут быть зарегистрированы как словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Срок действия регистрации товарного знака регламентирован ст. 16 указанного Закона, где, в частности, говорится следующее.
1. Регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
2. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.
3. По ходатайству владельца для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины.
Торговая марка — отдельные элементы или их комплексы, позволяющие потребителю быстро идентифицировать товар в ряду ему подобных. Торговые марки бывают вербальными (слово «Мерседес») и невербальными («мерседесовская» трехлучевая звезда, бутылочка Coca-Cola специальной, узнаваемой формы, даже макдональдовский клоун «Рональд») [http://www.V-ratio.ru].
Торговая марка — это сочетание названия какого-либо товара (фонемы) и его графического изображения (графемы). Понятие «торговая марка» характерно для западной практики. В отечественном законодательстве оно отсутствует (равно как и «логотип»), В России торговая марка регистрируется под названием «товарный знак». У каждой компании может быть лишь один логотип. Но вместе с тем она может владеть неограниченным количеством торговых марок (например, компания «Проктер энд Гэмбл» имеет около 2000 торговых марок).
Сервисная марка — это торговая марка, используемая для обозначения определенного вида услуг. В российском законодательстве это понятие отсутствует. Сервисная марка отличается от торговой марки точно так же, как товарный знак отличается от знака обслуживания. Поэтому регистрировать сервисную марку необходимо как «знак обслуживания».
Ноу-хау — полностью или частично конфиденциальные знания технического, технологического, организационно-административного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически применимы в производственной и хозяйственной деятельности.
Нэйминг — процедура разработки названия бренда.
Патент — юридически закрепленные исключительные права пользования, производства и продажи продукции на период, предусмотренный законодательством.
Приверженность бренду. Степень приверженности бренду (brand loyalty) определяется количеством покупателей, которые предпочитают данный бренд другим. Чем больше этот контингент, тем ценнее бренд. Это психологический фактор, связанный с восприятием бренда потребителем. Сила приверженности к бренду — это выбор данного бренда при наличии других альтернатив: часто измеряется с помощью частоты повторных покупок или чувствительности к цене.
Размер роялти — это размер выплаты за право использования определенной торговой марки.
Ребрендинг — изменение бренда с целью стимулирования изменения к нему потребительского отношения, способствующего созданию долгосрочной положительной тенденции роста бренда на целевом рынке. К известным типам ребрендинга относятся: объединение двух названий в одно, смена названия компании и смешанный тип.
Символы — это торговые знаки, логотипы, особые формы бутылок или коробки, персонажи, рекламирующие товар и предназначенные для обеспечения устойчивого запоминания данного типа бренда.
Слоган — это удачно придуманный и оттестированный слоган, посредством которого удается выделить товар и сделать его более запоминаемым.
Степень уникальности марки (Brand identity) — это то, как специалисты по брендингу желают, чтобы потребители воспринимали торговую марку.
Стоимость бренда (Brand value) — это самостоятельная компонента актива компании, оцененная в денежном выражении, которая может быть продана и включена в бухгалтерский баланс. Это дополнительная к основной цене товара (в сравнении с аналогичным товаром без бренда) сумма денежных средств (премия), которую готов платить лояльный покупатель.
Торговая марка — отдельные элементы или их комплексы, позволяющие потребителю достаточно быстро идентифицировать товар в ряду ему подобных. Как справедливо отмечено в [36. С.ЗЗ], «торговая марка является вторым по значимости, после человеческих ресурсов, активом компании».
Управление брендом — процесс индивидуализации черт торговой марки с целью увеличения его стоимости. Благодаря этим чертам и выпуску оригинальной продукции бренд может стать лидирующим на целевом рынке.
Фирменное наименование предназначено для индивидуализации производителя товаров (услуг). Оно состоит из двух частей — обязательной, однозначно характеризующей организационно-правовую форму предприятия (например, открытое акционерное общество), и произвольной, являющейся специальным наименованием предприятия (например, завод «Выборжец»), Учреждения некоммерческого характера фирменных наименований не имеют, их индивидуализация обеспечивается с помощью официальных наименований и товарных знаков.
Франчайзинг — это взаимовыгодное соглашение, по которому крупная родительская фирма или предприятие предоставляют право малой фирме (частной или государственной) реализовывать свою продукцию и вести свое дело под маркой (торговым знаком) родительской фирмы в течение определенного срока в специально указанном месте и с правом выбора рынка сбыта. За эту возможность малая фирма уплачивает вступительный взнос и отчисляет определенный процент с оборота в пользу родительской фирмы.