Стимулирование позитивной мотивации

Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотива­ции. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую моти­вацию к сохранению девиации. Горькая правда заключается в том, что несмотря на страдания личность всячески сопротивляется по­зитивным изменениям. Стимулирование мотивации изменения


поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность.

Работа с мотивацией клиента настолько сложна, что некото­рые специалисты выдвигают в качестве главного условия для по­веденческой терапии наличие уже сформированного желания из­менения себя и своей жизни. Другие соглашаются на работу и с теми, кого «привели родственники», затрачивая массу усилий и времени на создание позитивной мотивации.

Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенче­ского консультирования. Вопросом первостепенной важности яв­ляется то, почему клиент обратился за помощью — какова моти­вация его обращения. Нередко девианты обращаются за психологи­ческой помощью не для устранения дезадаптивного поведения, а для сохранения его, надеясь «обыграть» специалиста и задобрить родственников. На данном этапе будут уместны прямые вопросы: Что Вы хотите получить от нашего сотрудничества? Что вы ожида­ете от терапии? Чем я могу помочь вам? Также возможно исполь­зование приема раскрытия намерений с помощью уточняющих ги­потез: «Вы обратились за помощью, потому что хотите успокоить ваших близких?»

Достаточно распространена методика конфронтации клиента на этапе заключения терапевтического контракта. При этом клиента побуждают убедить специалиста, что он действительно нуждается в помощи и желает изменений. Могут быть полезны следующие вопросы: Что плохого в таком поведении? Как вы реально по­страдали от него? Кому и какой вред вы нанесли? Какую плату вы готовы заплатить за то, чтобы избавиться от него? Зачем вам это нужно?

Конфронтируя клиента (оказывая легкое сопротивление), мы стимулируем его личную ответственность за свое поведение, а так­же активизируем процессы самовнушения. При выраженной склон­ности личности к оппозиционному поведению возможно исполь­зование приема открытой конфронтации, когда специалист прямо заявляет, что у клиента ничего не получится в силу тех или иных причин, например слабой воли, и ему нужно признать свое пол­ное поражение.

Широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. При этом клиента просят как можно под­робнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он ре­ально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям. В случае выраженного защитного Поведения клиента можно исследовать негативные последствия Конкретного вида девиантного поведения его друзей, родственни­ков или знакомых. Консультант должен помочь клиенту спонтанно вЬ1разить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвра­щение, злость, бессилие и отчаяние.


Й'г


Достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать пить, а затем — если он откажется от спиртного. Терапевт помога­ет не только конструировать образы, но и выражать свои пережи­вания по их поводу. Для себя и своей новой жизни полезно подо­брать метафоры. Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, це­лесообразно перейти к составлению плана действий по его дости­жению.

При достижении взаимопонимания переходят к заключению те­рапевтического договора. Договор регулирует отношения между участ­никами терапевтического процесса и является основным спосо­бом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы. Он оформляется в виде письменного или уст­ного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки рабо­ты, а также взаимные обязательства сторон. Выполнение договора обязательно для всех участников процесса. Стороны договаривают­ся о своих действиях в случае нарушения контракта.

Важным мотивирующим моментом является дальнейшая прора­ботка проблемы клиента. Совместно с консультантом он пытается ответить на следующие вопросы: Что для него значит отклоняю­щееся поведение? Что оно дает ему? Чего он лишится в случае освобождения от девиации? Клиент может поговорить со своей девиацией, если затрудняется ответить на вопросы. В случае прояв­ления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использование невер­бальных способов самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркоти­ки», «Жизнь без наркотиков».

При стойком отрицании проблем и нежелании личности изме­няться в позитивном направлении прибегают к более интенсив­ным методам воздействия. Прежде всего можно использовать по­тенциал семьи или референтной группы, перейдя в режим группо­вого консультирования или семейной психотерапии. Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает груп­повое убеждение \ 1 ]. Для этого специально собирается группа зна­чимых для девианта людей (друзья, коллеги по работе, родствен­ники, в том числе дети не моложе восьми лет). Группа заранее готовится к беседе, например в случае химической зависимости, формируя адекватное представление о проблеме и определяя целя помощи. Специально составляются перечни конкретных инциден­тов, связанных с аддикцией, свидетелями которых были участни­ки группы. Проводится репетиция убеждения. В итоге все автори­тетные люди, например, поочередно рассказывают химически за-


висимому человеку о том, что по его вине происходило в их жиз­ни, активно выражая свои чувства, при этом не осуждая и не кри­тикуя самого зависимого. Далее жертве зависимости на выбор пред­лагаются конкретные варианты лечения и реабилитации.

Довольно жестким, но, к сожалению, единственно эффектив­ным в некоторых случаях, является методика естественных по­следствий поведения. Суть приема — в предоставлении девианту пол­ной свободы действий при делегировании ему всей ответственно­сти за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. С определенного момента чело­век сам должен заботиться о себе, иногда семье приходится с ним просто расстаться. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями. Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в се­мье, то его потребности удовлетворяются только в случае строго­го выполнения им семейных правил. Например, семья может до­говориться о том, что в случае положительного результата теста на наркотики подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо денежной поддержки. Родители могут отказать ему даже в обедах и крове до полного выполнения их условий. Другим усло­вием может стать согласие аддикта на получение специальной помощи.

В ходе работы периодически приходится обсуждать вопрос о силе и способах сопротивления клиента позитивным изменениям и терапии.

В некоторых случаях для формирования мотивации позитивных изменений целесообразно помещение личности в иную социальную среду, например сменив место жительства при включенности под­ростка в асоциальную группировку.

Работа с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции. Специалист может выбирать доступные для него и адекватные для клиента методики стимули­рования мотивации позитивных изменений. При этом главным фак­тором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.

Методы коррекции эмоциональных состояний

Другим направлением работы с отклоняющимся поведением является коррекция эмоциональных состояний. Девиантное пове­дение сопровождается широким кругом негативных эмоций, осо­бенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основ­ных способа коррекции негативных эмоциональ­ных состояний — уменьшение их силы (например, по методи-



ке систематической десенсибилизации) и выработка альтернатив-ных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверен­ности).

Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оце­нок. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное решение просто пото­му, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам. Если же в ходе поведенческого анализа у клиента выявляются специфи­ческие тревоги или фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например систематическую десенсибилизацию.

Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе [11, 15, 19], включает в себя три элемента:

а) обучение глубокой мышечной релаксации;

б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;

в) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релакса­
ции, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Перед началом работы необходимо кратко разъяснить клиенту суть методики. Иерархия тревог — это своего рода список вызыва­ющих тревогу стимулов (ситуаций). Для каждой ситуации опреде­ляется уровень тревоги. Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов оценивают следующим образом. Принимается, что оцен­ка «О» соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оцен­ка «100» соответствует максимальной выраженности чувства тре­воги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, составляется иерархия стимулов — субъективная шкала тревоги.

Ситуации, вызывающие тревогу, группируются по темам, на­пример публичное выступление, сдача экзаменов, езда в обще­ственном месте, общение с представителями противоположного пола. Стимулам и темам, которые наиболее часто нарушают функ­ционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Ра­бота может быть проделана совместно или самостоятельно (при выполнении домашнего задания).

Далее при проведении десенсибилизации клиентов просят рас­слабиться и как можно реальнее вообразить сцены, связанные с тревожными ситуациями. Например, консультант может сказать: «Теперь представьте, что вы думаете об экзаменах. До экзаменов остается три месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим сто­лом...» Сначала клиентам предлагают представить сцену, вызыва­ющую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответ­ствии с выстроенной иерархией), и просят поднимать указатель­ный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чув­ствуют никакой тревоги, через 5— 10 с консультанты просят кли-


ентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30 — 50 с можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени прово­дят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.

В тех случаях когда клиент поднимает указательный палец, что­бы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и за­тем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, можно представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги. По­следовательно предъявляя ситуации, вызывающие относительно сла­бую тревогу, мы достигаем спокойного к ним отношения. Тем са­мым снижается чувствительность и к другим тревожащим ситуа­циям, клиент — десенсибилизируется.

Основную процедуру систематической десенсибилизации мож­но модифицировать. К методу десенсибилизации in vivo, или в ре­альной жизни, обычно прибегают, если у клиентов возникают труд­ности с воображением или, напротив, ситуации уже достаточно проработаны в образном плане. При этом клиентов побуждают проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении. Напри­мер, клиента, который боится выступать публично, можно при­водить в состояние релаксации в начале каждого занятия, пред­лагая ему поговорить с незнакомыми людьми в реальной ситуа­ции. С каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высо­кие требования.

Другим вариантом методики является контактная десенсиби­лизация, применяемая обычно в работе с детьми. В этом случае также составляется список индивидуально непереносимых ситуа­ций, ранжированных по значению. Но ситуации поочередно моде­лируются и решаются другим человеком, не имеющим аналогич­ных проблем. Затем ситуация отрабатывается с тем, кому эта про­блема принадлежит. Методика может использоваться в группе под-Ростков (7 — 9 человек), меньшая часть которых имеет проблемы в поведении.

Еще один вариант методики — эмотивное воображение. Здесь используется образ любимого героя ребенка, его кумира или зна­чимого человека. В этом образе ребенок постепенно сталкивается с ситуациями и преодолевает их. Методика включает этапы:

— составление иерархии ситуаций и объектов, вызывающих
тРевогу;

— выявление любимого героя, с которым бы ребенок себя лег­
ко идентифицировал;


т

I


— воображение любой жизненной ситуации при закрытых гла­
зах вместе с героем;

— решение тревожащей ситуации (из списка) в образе героя.

Как только ребенок демонстрирует спокойно-уверенное пове­дение, переходят к следующей по списку ситуации. Затем ребенка побуждают вести себя уверенно в аналогичных ситуациях в реаль­ной жизни.

Систематическая десенсибилизация может использоваться в работе как с отдельными клиентами, так и с группами. Например, консультант может одновременно работать с несколькими студен­тами, которые боятся экзаменов, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Систематическая десенсибили­зация может использоваться не только в случае фобий или неуве­ренного поведения, но и в отношении других негативных пережи­ваний. Кроме релаксации могут быть использованы другие инги­биторы (несовместимые реакции) тревоги. Это юмор, отношения безопасности и поддержки, переживание успеха.

В целом десенсибилизацию можно представить следующим об­разом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, антагонистичны­ми страху, например с релаксацией. Первоначально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу (от менее к более значимым). За­тем происходит обучение релаксации. На третьем этапе у челове­ка, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, рождающих у него страх. При этом последовательно происходит снижение тревоги. Десенсибилизация в реальной жизни включает только два этапа: составление иерар­хии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно десенсибилиза­ция через тренировку в реальных ситуациях (их многократное по­вторение в жизни при поддержке специалиста). Тренировка в ре­альной жизни может быть также заменена тренировкой в группе.

Метод «наводнения» или имплозивная терапия заключается во внезапном предъявлении клиенту сцен, вызывающих у него чрез­вычайно сильную тревогу. Если десенсибилизация направлена на торможение страха, то методика «наводнения», напротив, основа­на на его максимальном переживании. В данном случае также со­ставляется список пугающих ситуаций. Клиента просят с максималь­ной выразительностью вообразить ситуацию, вызывающую страх, свободно выражая все возникающие чувства. Цель терапевта — под­держание страха на максимально высоком уровне при переходе ко все новым и новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги-

При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства, и разрушить привычный эмоциональный стереотип. Считается, что переживание очень силь­ного страха в условиях поддержки и безопасности способствует его


угашению. Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на что в большинстве случаев требуется от 10 мин до 1 ч. Иногда клиенты оказываются настолько подавленными, что прерывают за­нятие. Однако применение метода «наводнения» нередко приводит к улучшению состояния при лечении разнообразных фобий. В целом же десенсибилизация признается более эффективной, чем метод «наводнения». Кроме того, десенсибилизация имеет дополнитель­ное преимущество — это менее стрессовый метод.

Рассмотренные методы коррекции эмоциональных состояний могут сочетаться с игровой терапией (у детей), творческим само­выражением (рисование, театрализация), телесной терапией, ге-штальттехниками, психоаналитической терапией.

Методы саморегуляции

Саморегуляция — следующая важная «мишень» психологиче­ского воздействия. Процедуры релаксации могут использоваться сами по себе или быть частью более сложных методов, например систематической десенсибилизации. Наиболее распространенным методом является тренинг релаксации, основы которого разрабо­таны Э.Джекобсом. Джекобсон считал, что такие рефлекторные реакции, как гипервозбуждение и гиперраздражение, связаны с состоянием, которое он назвал нервно-мышечная гипертензия [11, с. 256]. Симптомы гипертензии встречаются очень часто, в том чис­ле при общей напряженности, напряженном ритме жизни, про­блемах самоконтроля, бессоннице, головных болях. Обучение ре­лаксации (расслаблению) является важной задачей, для решения которой была предложена методика прогрессирующей релаксации, также известная под названием аутотренинг.

Существуют различные по форме, но схожие по содержанию варианты процедуры прогрессирующей мышечной релаксации. В нача­ле обучения разъясняются цели процедуры, ее элементы и их на­значение. Клиенты должны убедиться, что навыки релаксации по­могут им справиться с определенными проблемами.

Процесс обучения состоит из пяти основных этапов:

на первом — клиентов обучают фокусировать внимание на оп­ределенной группе мышц;

на втором — вызывать напряжение этой группы мышц;

на третьем — добиваются навыка фиксации, сохранения на­пряжения в течение 5 — 7 с;

на четвертом — проводится обучение освобождению от напря­жения;

на пятом — внимание специально фокусируется на снижении Напряжения в мышцах или на полной релаксации данной группы


I


Клиенты должны хорошо освоить цикл «фокусировканапря­жениефиксацияосвобождение—расслабление» и применять его при выполнении домашнего задания. Консультант демонстрирует отдельные приемы на собственном примере и сопровождает дей­ствия специальными фразами, например: «Я фокусирую все мое внимание на правой руке и на правом предплечье, и я хочу, чтобы вы делали то же самое»; «Я сжимаю правый кулак и напрягаю мышцы нижней части руки... теперь я как можно быстрее снимаю напряжение в правой кисти и в нижней части руки... я расслабляю правую руку и предплечье, позволяя напряженности уходить даль­ше и дальше и позволяя мышцам становиться все более расслаб­ленными... напряжение исчезает и появляется ощущение все более и более глубокой релаксации». На первом занятии цикл для каж­дой группы мышц желательно пройти дважды.

Чтобы облегчить обучение, все мышцы тела делятся на 16 групп. Консультант последовательно дает указания по созданию напря­жения в каждой группе мышц:

— сожмите правый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;

— согните правую руку в локте и напрягите мышцы верхней
части правой руки;

— сожмите левый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;

— согните левую руку в локте и напрягите мышцы верхней ча­
сти левой руки;

— поднимите брови как можно выше;

— крепко зажмурьте глаза и наморщите нос;

— сожмите зубы и растяните утлы рта;

— с силой потяните подбородок вниз к груди, не давая ему
коснуться ее;

— сведите лопатки вместе и сделайте глубокий вдох;

— напрягите мышцы живота так, будто кто-то собирается вас в
него ударить;

— напрягите мышцы верхней части правой ноги, подтягивая
верхние мышцы вниз, а нижние мышцы — вверх;

— вытяните правую ногу и тяните пальцы ноги по направле­
нию к голове;

— встаньте на кончики пальцев правой стопы и поверните сто­
пу вовнутрь;

— напрягите мышцы верхней части левой ноги, подтягивая верх­
ние мышцы вниз, а нижние — вверх;

— вытяните левую ногу и тяните пальцы ноги по направлению
к голове;

— встаньте на кончики пальцев левой стопы и поверните стопу
вовнутрь.

Как только клиент освоит прием напряжения различных групп мышц, консультант предлагает ему выполнить эти упражнения с закрытыми глазами. После того как весь цикл оказывается прой-


ден, выясняется, достигнуто ли полное расслабление. Если нет, клиент должен поднять указательный палец, а консультант вы­слушать клиента. Полной релаксации не следует ожидать немед­ленно. Если же она затруднена, через какое-то время можно пройти цикл «напряжение — расслабление» повторно. Допускается изме­нение порядка группировки мышц и способа напряжения с уче­том индивидуальных различий. В конце занятия консультант может попросить клиентов сосредоточиться на чем-то самом приятном.

Тренировка требует минимум 8 — 9 сеансов (ускоренный вари­ант). Одновременно дважды в день проводятся самостоятельные упражнения по 15 — 20 мин (последнее — перед сном). Выполне­ние домашних упражнений специально обсуждается для нахожде­ния оптимальных условий и стратегий расслабления. Регулярная регистрация успехов (продвижения) повышает вероятность про­должения занятий.

После освоения полной процедуры мышечной релаксации пе­реходят к освоению ее кратких вариантов — релаксации сначала семи, а затем только четырех групп мышц.

Мышечная тренировка сопровождается вербальной релаксаци­ей. Вербальные процедуры релаксации подразумевают либо инструк­тирование клиентов консультантами, либо самоинструктирование. Эти навыки позволяют использовать релаксацию в любых жизнен­ных ситуациях.

Ментальная релаксация также расширяет возможности клиен­тов и усиливает эффект процедуры. Она обычно подразумевает пред­ставление (воображение) конкретной спокойной, приятной сце­ны. Консультанты могут выяснить, какие сцены клиенты находят особенно благоприятными, и помогать им вербально. Ментальная релаксация часто используется после мышечной релаксации.

Дифференцированная релаксация подразумевает сочетание ми­нимального напряжения мышц, участвующих в совершении дей­ствия, с расслаблением других мышц.

Другой процедурой, помогающей справляться со стрессом, яв­ляется условная релаксация. Консультанты обучают клиентов связы­вать ключевое слово, например «покой» или «отдых», с состоянием глубокого расслабления, которого можно достичь посредством про­грессирующей мышечной релаксации. В дальнейшем клиенты могут Использовать ключевое слово для подавления чувства тревоги.

Консультанты должны не только обучать клиентов различным Процедурам релаксации, но и побуждать их регулярно снимать Нервное напряжение в реальной жизни. Большое значение имеют пРямые рекомендации клиенту: полноценно отдыхать, не брать на себя чрезмерных обязательств, выделять достаточно времени для еДЫ и сна, сохранять физическую форму.

В зависимости от опыта и личных качеств консультантам требу-ется различное количество занятий, для того чтобы обучить кли-

^Мановская '/J


ентов релаксации, а клиентам — приобрести необходимые навы ки. Обучить клиентов прогрессирующей мышечной релаксации возможно приблизительно за 6 занятий, если при этом обучающие ся выполняют упражнения дома ежедневно 2 раза в день по 15 мин Важно объяснить клиентам, что цель научения релаксации — це развитие способности управлять мышцами само по себе, а разви­тие умения достигать состояния, характеризующегося эмоциональ­ным спокойствием.

Наряду с тренингом релаксации используют метод формиро­вания стратегии самоконтроля. При этом первоначально клиента обучают самонаблюдению за собственным поведением: в поста­новке личных целей, в планировании постепенных шагов к цели, в нахождении значимых подкреплений позитивного поведения! Самонаблюдение часто осуществляется в форме дневника. Кли­енты также могут составлять диаграммы (например, диаграмму, отражающую изменения веса) или заполнять учетные листы (на­пример, учетный лист, показывающий количество выкуренных сигарет в динамике). Самонаблюдение повышает уровень осозна­ния и самоконтроля. Оно также используется для оценки про­гресса.

После развития навыков самонаблюдения переходят к форми­рованию самоконтроля. Существуют две основные стратегии само­контроля, которыми могут воспользоваться клиенты. Во-первых, клиенты могут попытаться изменить окружающую среду {контроль стимула) в соответствии со своими целями до совершения дей­ствий. Например, людям, занимающимся по программам сниже­ния веса, предлагается: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения, до нее было нелегко добраться, а количество ее было ограничено. Целесообразно покупать одежду меньшего раз­мера. Также по возможности следует избегать контактов, способ­ствующих перееданию.

Во-вторых, клиенты могут награждать себя после совершения действий, способствующих достижению цели, используя положи­тельное самоподкрепление. Самоподкрепляющую силу имеет: что-то, выходящее за рамки повседневной жизни (например, новый предмет одежды или особое событие); что-то приятное, что мы делаем редко; наконец, самозаявления (например, каждый раз при воздержании от употребления алкоголя человек говорит себе: «От­лично», «Я молодец», «Я доволен, что сделал это»).

Эффективность самоподкрепления зависит от выбора возна­граждения и от его соответствия цели. Сложные цели могут быть разбиты на несколько этапов, чтобы клиенты вознаграждали себя за последовательное достижение все более важных целей. Состав­ление односторонних (с самим собой) и двусторонних контракт"6 также способствует развитию у клиентов навыков самосоверше11' ствования.

 

Когнитивное переструктурирование

Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморе­гуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искаже­ния в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержа­ния можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведен­ческой сферах.

Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе клиента.

Другой распространенной методикой является идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей. Например, депрессия и хи­мическая зависимость часто сопровождаются такими негативны­ми убеждениями, как: «Я плохая (плохой)», «Меня нельзя лю­бить», «Я не могу заинтересовать людей», «У меня ничего не по­лучается», «Я должна всем понравиться». При этом факты и оцен­ки окружающих нередко противоречат суждениям клиента, но иг­норируются им.

Негативные мысли и относящиеся к ним общие установки тща­тельно исследуются и идентифицируются: выявляются, получают название в терминах клиента, записываются. В следующей, прове­рочной, фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке. Важно, чтобы клиент сам исследовал свое поведение и убедился в неадекватно­сти дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются при­чиной многих его бед.

В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситу­ациях. Например, консультант просит клиента продумать и напи­сать более адекватные утверждения напротив каждой из дисфунк­циональных установок. Затем эти утверждения можно повторять в нужных ситуациях как самоинструкцию.

Области применения метода когнитивного переструктурирова­ния в настоящее время довольно широки: депрессии, страхи, суи­цидальные намерения, состояния зависимости, навязчивости. Бо­лее того, современные поведенческие психологи настолько часто используют когнитивные методики, что направление в целом пра­вильнее назвать когнитивно-поведенческой психологией [8, 11, >5, 20].

Методы угашения нежелательного поведения. Наказание

Существуют различные способы угашения нежелательных дей-Ствий. Наказание — наиболее распространенный метод. Он может Ч самые различные формы: тайм-аут, использование негатив-


ных последствий реакции, предъявление аверсивного (крайне не­приятного) события.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консуль­танты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивны­ми или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может по­лучить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавате­ля и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недо­ступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс. В случае же неприемлемого поведения маленького ребенка, его помещают в отдельную комнату на короткое время (от 5 до 20 мин). При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведе­ния и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует настойчиво и систематически.

Использование издержек реакции (или методика негативных по­следствий) подразумевает прежде всего лишение человека под­крепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелатель­ное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть: люби­мые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех.

Другим вариантом издержек реакции являются негативные ре­акции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности. Самые распространенные и действенные формы негативных реак­ций — осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физи­ческое наказание, угрозы. Например, по отношению к клиентам, нарушающим терапевтический контракт, консультант может при­менить штрафные санкции (в денежном эквиваленте) или выра­зить свое неудовольствие.

Иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты по­буждают клиентов использовать неприятные последствия или само­наказание. Например, человек, желающий снизить вес, может от­давать определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превы­шающих ежедневную норму, или же может использовать специ­альный одеколон с особо ядовитым запахом после каждого вне­планового приема пищи. Кроме того, неприятные последствия можно просто вообразить. Например, кто-то, кто решил бросить курить, представляет, что его ругают или у него появляются боли после каждой выкуренной сигареты.

Аверсивные методы относятся к более спорным технологиям, так как связаны с намеренным усилением страданий клиента. Они обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт: боль, страх, отвращение-


, например, удар током при мысли о еде или провокация рвот­ного рефлекса при употреблении алкоголя.

При использовании приведенных методик следует иметь в виду, что наказание эффективно, если оно: понятно личности, основа­но на правилах, используется последовательно и непременно со­четается с позитивным подкреплением альтернативных (одобряе­мых) реакций. В целом наказание действительно приводит к сни­жению вероятности отклоняющегося поведения, но при этом оно, к сожалению, не повышает частоту желательных действий.

Методы формирования позитивного поведения

Наиболее распространенным методом формирования желатель­ного поведения является подкрепление. В его основе лежит преиму­щественно оперантный принцип обусловливания. Следует отме­тить, что как положительное, так и негативное подкрепление уси­ливают вероятность возникновения реакции. Положительные под­крепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри­цательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление — главный метод изменения пове­дения. Условия успеха:

— подкрепление должно быть индивидуально значимым;

— подкрепление должно применяться систематически и немед­
ленно вслед за желательным поведением;

— связь между желательным поведением и используемым при
этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помо­щью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помо­щью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями — людь­ми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать не­правильное поведение. Например, подросток в ответ на суици­дальную попытку может получить награду — повышенное внима­ние и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его незави­симое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или про­явление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повсе­дневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправлен­ное его применение с целью усиления адаптивных видов поведе­ния и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первона­чально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляю­щими стимулами для конкретного человека. Также можно предло­жить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список


условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для пред. ставления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использо­вать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важ­ными сферами:

— взаимодействие (отношения);

— переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);

— действия, повышающие самооценку с помощью ощущений
адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое за­
нятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использо­вать выявленные стимулы для подкрепления желательного пове­дения личности с девиацией. Также клиента побуждают использо­вать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответ­ствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это ве­щественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие сти­мулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т.п. Программы жетон­ного подкрепления должны включать в себя четкие правила обме­на, определяющие, какое количество жетонов требуется для полу­чения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко использу­ется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существен­но уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепле­ния может наблюдаться и уменьшение случаев желательного пове­дения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и са­моподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать лю­дей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение препо­давателей или родителей процедурам подкрепления (для отдель­ных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, который по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведен^ ским реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оцеНК»


выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конф­ликты, сопротивляться негативному влиянию среды или прини­мать решения. Репетиция поведения — это один из методов про­фессионального консультирования, широко используемый в слу­чаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь фор­му тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания си­туаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых кли­енты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обуче­нию. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предостав­ляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»). Наконец, клиентов побуждают приме­нять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассер-тивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» [11, с. 269].

На первых порах использования методики тренинг ассертивно­сти был направлен на отстаивание человеком своих прав и инте­ресов. В последнее время его направленность несколько измени­лась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоцио­нально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-прием­лемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов пове­дения:

неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;

агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;

ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимо­действующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях. На первом этапе поведен­ческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается — в общем или в специфическом. На втором этапе Формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изу­чить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впо-


следствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативно­го поведения может быть подходящим в определенных ситуациях например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться непод­ходящими для конкретного клиента. Важен также правильный вы­бор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертив-ных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертив-ных задач, сложность которых постепенно повышается.

На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертив-ного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не толь­ко на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На пятом этапе клиентов побуждают применять приобре­тенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помо­щью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В ин­тервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятель­но пытаться применять адаптивные социальные навыки в реаль­ной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность по­ведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиен­ты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивиду­альной, групповой работы или в форме самопомощи. Группы мо­гут быть гетерогенными (например, группа из подростков без про­блемного поведения и с делинквентным поведением) или гомо­генными (например, группа наркозависимых подростков). Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность-

В практике поведенческого консультирования наряду с тре­нингом ассертивности используются и другие технологии, по­зволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар лич­ности. Это — тренинги уверенности, коммуникативных навыков, при~ нятия решения, резистентности к социальному давлению, разреши ния конфликтов. При этом используются самые разнообразные при­емы поведенческой психологии, например ролевые игры и игрО'


упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на додели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дис­куссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще использу­ется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаи­модополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для под­ростка с зависимым поведением может быть адекватной следую­щая схема психологической помощи: семейное консультирование — семейная системная психотерапия — социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия — индивидуаль­ная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками [5, 21]. Если сотрудничество с се­мьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу — тре-нинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведениемэто работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включе­ние личности в поддерживающие и конструктивные социальные сис­темы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных от­ношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведе­ние специалиста остается ведущим источником подкрепления по­зитивных изменений в поведении клиента, а личность консуль­танта — основным инструментом его профессиональной деятель­ности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уро­вень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, вни­мание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

2. Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недо­
статки поведенческого подхода.

3. Перечислите основные методы поведенческой интервенции и обла-
Сти их оптимального применения.


4. Какие методы можно использовать для стимулирования мотивацци
личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

5. Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

6. В чем сущность и какова процедура методики систематической де­
сенсибилизации?

7. Опишите методики саморегуляции.

8. Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии
с приведенными методиками) и сообщите результаты.

9. Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

10. Каковы методы угашения нежелательного поведения?

11. Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

12. Что такое тренинг ассертивности?

13. Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой
интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер
желательного применения (с учетом вашего личного или профессиональ­
ного опыта их использования).


17. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

18. Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, кор­
рекция, психопрофилактика. — М., 1998.

19. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод.
пособие. — СПб., 1987.

20. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. — СПб.,
1991.

21. Черников А. Системная семейная терапия. — М., 2001.

22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —
СПб., 1999.

23. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. —
М., 2001.


Рекомендуемая литература

■М,

{.Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. 2000.

2. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ,
пособие. — Минск, 1999.

3. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. —
М., 1998.

4. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у
подростков: Учеб.-метод. пособие. — М., 1998.

5. Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток: Пособие для практ.
психол. — СПб., 2001.

6. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

7. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. — СПб., 2000.

8. Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и
тренинга социальных навыков. — СПб., 1996.

9. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999.

10. Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависи­
мости / Под ред. А. Н.Гаранского. — СПб., 2000.

11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,
2000.

12. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия куль­
товых травм //Журнал практического психолога. Спец. вып. — М., 2000. —
№ 1-2.

13. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. —
М., 2000.

14. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетни*
с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой — М., 1999.

15. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско-
го. - СПб., 1998.

16. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред.
шмидта. — М., 2000.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: