Цивилизационные рубежи. Скандинавия. Балтия. Балканы и Юго-Восточная Европа. Крым. Черноморье 9 страница

После Крымской войны вновь меняется геополитическая и геоэко­номическая обстановка в Черноморье, замкнутом Российской и Ос­манской империями. С освобождением Молдавии, Валахии и провоз­глашением Румынии образуется западноевропейское окно к Черно­му морю. Строительство железной дороги к дунайскому порту Га- лацу, доступному морским судам, способствовало превращению его в лидеры черноморской торговли зерном (из Венгрии). Геополити­ческие изменения в регионе и отсутствие современных транспорт­ных подходов к Одессе приводят к упадку экономику города, отку­да торговый капитал начал «перетекать» в Галац и Брэилу. Как ни парадоксально, но золотой век Одессы закончился с эпохой вели­ких российских реформ.

В дальнейшем международное значение Одессы возросло с от­крытием в 1869 г. Суэцкого канала и нового торгового пути в Азию, включая Дальний Восток. В 1865 г. был построен первый участок железной дороги от Одессы до Балты, а в 1870 г. железная дорога соединила портовый город с Киевом, а значит, и с Москвой и Пе­тербургом. Для пароходного сообщения между черноморскими и за­граничными портами было учреждено Русское общество пароходст­ва и торговли (РОПИТ). В 1870 г. Общество получило от казны Одесскую железную дорогу и превратилось в крупнейшую россий­скую монополию в морском торговом судоходстве.

В российских реформах были учтены отрицательные последст­вия свободной торговли для мануфактурной промышленности, из­делия которой не могли конкурировать по качеству с зарубежными товарами. Опыт порто-франко способствовал созданию таможенно­го режима Российской империи, протекционистского для отечест­венного предпринимательства и ввоза иностранного капитала. У ис­токов этой политики стояли выпускник Новороссийского универ­ситета граф С.Ю. Витте (1849—1915) и великий русский ученый Д.И. Менделеев (1834—1907), судьба которого также связана с Одессой.

Большое значение в прошлом для Одессы имело сочетание лич­ной свободы граждан с экономическими и административными преференциями, среди которых выделялись порто-франко и само­управление (градоначальство). На фоне небольших островков само­управления в Российской империи Одесса, несомненно, была про­водником европейского либерализма и экономической свободы.

Постсоветская Одесса унаследовала кризисное состояние город­ской среды. Жизнь города характеризуется хроническим дефицитом бюджета и развитой теневой экономикой, криминогенной обста­новкой, высоким уровнем скрытой безработицы, неудовлетворитель­ной демографической ситуацией, низкими нормами обеспечения жильем и стационарным медицинским обслуживанием, требующим модернизации коммунальным хозяйством (транспорт, водоснабже­ние, теплофикация, энергетическое обеспечение) и острой экологи­ческой обстановкой. В прошлом знаменитые одесские пляжи ныне по санитарно-гигиеническим и другим нормам представляют реаль­ную опасность для здоровья отдыхающих. Эти обстоятельства уси­ливают социально-психологический дискомфорт и углубляют соци­альное расслоение, что в очередной раз может привести к этнона- циональному конфликту.

В независимой Украине изменилось геостратегическое положе­ние Одессы, ставшей главным портом и центром морского хозяйства страны. Но город по-прежнему не имеет административных прав, которыми располагают многие морские «столицы», например, глав­ный российский портовый город Санкт-Петербург. Поэтому при­оритетным является восстановление исторической справедливости — возвращение Одессе реальных прав городского самоуправления. Еще в конце 1980-х годов в качестве альтернативы самоуправления была предложена концепция свободной экономической зоны, активно использовавшаяся в борьбе за власть.

Развернувшаяся в первые годы независимости Украины борьба между столичными и местными корпоративными группами за пра­во контроля деятельности Черноморского пароходства, приносив­шего государственной казне значительные поступления в твердой валюте, привела практически к гибели торгового и пассажирского флотов. Большая Одесса вместе с Ильичевском и Южным утратила функции главного транспортно-коммуникационного узла Черноморья. Вместо Черноморского пароходства основным градообразую­щим предприятием Одессы стал крупнейший в стране оптово-розничный рынок, обеспечивающий рабочие места многим одесси­там и являющийся основным гарантом социальной стабильности. Курортно-рекреационное хозяйство города в условиях свободы выбора мест отдыха и лечения оказалось неконкурентоспособным в Средиземноморье.

В результате геополитических факторов, внутренней политиче­ской и законодательной нестабильности, медленного формирования рынка ценных бумаг инвестиционная привлекательность Одессы остается низкой.

Будущее Одессы обусловлено местоположением города в изме­нившемся многомерном коммуникационном пространстве. Возмож­ны несколько сценариев развития Одессы. С распадом СССР отчет­ливо обозначился Евразийский геополитический разлом на рубеже цивилизаций, откуда усилился отток православных славян, начавший­ся из Харбина и ныне продолженный из Центральной Азии и Кав­каза, Боснии и Косова. На геополитической оси «север — юг» сла­вянский мир простился с тысячелетней мечтой о Константинополе, а русскоязычными форпостами остались Одесса и Севастополь.

Перспектива определяется не только тенденциями гарантиро­ванного прогресса. Проблемы города не имеют исключительно ад­министративного или экономического решения. Сценарий стабиль­ного развития обусловлен предоставлением Одессе реальных прав самоуправления, предусматривающего не только выход из област­ного подчинения, но и формирование социальных условий для ста­новления личности и экономического достоинства граждан. Насту­пившие перемены благоприятствуют проявлению деловой активно­сти и таланта.

Придунавье. Междуречье низовьев Днестра, Прута и Дуная, из­вестное в российском геополитическом пространстве как Южная Бессарабия, имело другое образное историко-географическое назва­ние — Буджак («угол» Золотой Орды). Здесь проходили рубежи ев­разийских империй и государств: Древней Эллады, Римской импе­рии (Троянов вал), Византии, Болгарского царства, Киевской Руси, Золотой Орды, Генуи (торговые фактории), Молдавского княжест­ва, Османской и Российской (Советской) империи и Румынии.

Буджак — плавильный этнический котел и лесостепной клин между Карпатами и Черноморьем. Через эту узкую горловину Ди­кого Поля — гигантского степного коридора — ураганом проходили кочевые и другие племена, особенно в период так называемого Ве­ликого переселения народов. С VI в. н.э. началось продвижение славян в лесостепное междуречье Нижнего Дуная и Днестра. На рубеже второго тысячелетия здесь сложилась народность гагаузов из остатков печенегов Дикого Поля. В буджакской степи кочевали но­гайцы, сюда уходили болгары из Османской империи и украинские казаки из царской России.

Во втором тысячелетии неоднократно менялся геополитический код Буджака. В X — XI вв. край входил в состав Киевской Руси, в XII — XIII вв. — в Галицко-Волынское княжество, с середины XIV в. — в Молдавское княжество, а с начала XVI в. — в Османскую импе­рию. В результате русско-турецкой войны 1806—1812 гг. по Бухарест­скому мирному договору 1812 г. Буджак был аннексирован Россией. По Парижскому договору 1856 г. край отошел к Румынии, а решением Берлинского конгресса 1878 г. возвращен России, где стал частью Бессарабской губернии. Россия приобрела выход к Ду­наю, а в качестве компенсации Румынии была передана Добруджа с плодородными землями и черноморским побережьем. В период 1918—1940 гг. Буджак вновь находился в составе Румынии.

Согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом Бессарабия стала советской, а Измаильский, Аккерманский и Хотинский уезды присоединены к Украинской ССР. В Бессарабии проживало при­мерно 100 тыс. этнических немцев, которых Германия предполагала переселить на историческую родину. Советский Союз депортировал большинство бессарабских немцев в Сибирь и Среднюю Азию.

В Великую Отечественную войну Буджак был оккупирован и вошел вместе с Одессой, Северной Буковиной и Северной Бессарабией в Транснистрию, переданную Германией союзной Румынии.

Геополитическая рубежность Буджака способствовала не только межгосударственной конфронтации, но и развитию геоэкономиче­ских функций свободной торговли. Транзитная торговля доминирова­ла в экономике края в эпоху Киевской Руси, Золотой Орды и Мол­давского княжества. Геополитическая обстановка в Юго-Восточной Европе неоднократно приводила к смене направлений основных торговых коммуникаций.

Цареградское направление (на Константинополь) было настоль­ко важным в Киевской Руси, что князь Святослав после похода на Хазарию, подорвавшего монополию внешней торговли и ростовщи­чества местных еврейских купцов, решил устроить новую столицу государства на Нижнем Дунае, где в 967 г. был основан город Пе- реяславец, или малый Преслав. В IX — XII вв. населенная преиму­щественно славянами Дунайская земля (остров русов) с центром в Переяславце являлась стратегической военно-торговой базой Руси на пути в Византию. Первый международный договор Руси с Ви­зантией, подписанный в 911 г., предоставлял русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе.

В эпоху Средневековья около двухсот лет транзитную торговлю Буджака контролировали западноевропейские (генуэзские) купцы, добившиеся передачи от Золотой Орды во владение Кафы и других причерноморских торговых городов. В этой политике проявилось стратегическое мышление золотоордынских ханов, отличавшихся не только на полях сражений, но и в ведении хозяйства. Сохранение автономии генуэзских колоний способствовало процветанию Золо­той Орды и эффективному разделению международного труда, при котором внешнеторговые связи осуществлялись опытными купца­ми, превосходно знавшими европейский рынок. В Буджаке центра­ми транзитной торговли стали генуэзские фактории в Ак-Кермане (Белграде) и в основанном монголами самом западном городе Килие.

Когда Османская империя перекрыла средиземноморские тор­говые коммуникации с востока, возросло значение Молдавского торгового пути, по которому восточные товары из генуэзских фак­торий Кафы и Белгорода направлялись во Львов, Краков и другие города Центральной Европы. В дальнейшем на протяжении трех веков Черное море становится внутреннем водоемом Османской империи, контролирующей местную торговлю.

После распада СССР и утраты былой геополитической роли России в Юго-Восточной Европе Украина последовательно сдает доставшиеся ей в наследие геоэкономические позиции в Придунавье. Регион является одним из наиболее депрессивных районов страны, неблагоприятных для иностранных инвестиций. Буджак стал островом, отделенным от остальной территории страны вод­ной преградой Днестровского лимана. Основные железнодорожные и автомобильная магистрали Одесса — Рени проходят через территорию соседнего государства Молдовы. Транспортные коммуникации через гирло Днестровского лимана имеют ограниченную пропускную спо­собность. Возможно, Украина и Румыния остались единственными ев­ропейскими соседними странами, между которыми отсутствует ста­ционарный транспортный переход. Обострились транспортно-энергетические проблемы Буджака, получающего электроэнергию через подстанцию в Гагаузии (Молдова) с крупной тепловой стан­ции, расположенной в непризнанной Приднестровской республике. Местное газоснабжение также осуществляется от проходящего че­рез Приднестровье магистрального газопровода Россия — Болгария.

Буджак — регион экологического бедствия с низким качеством питьевой воды. При осуществлении одной из последних советских дорогостоящих «строек века» — водохозяйственного комплекса Ду­най — Днепр здесь возникли непредвиденные экологические про­блемы и нанесен значительный ущерб биологическим, бальнеоло­гическим и другим природным ресурсам. Изменился режим функ­ционирования экологически сбалансированной и высокопродук­тивной системы «река — лиман — море».

За последнее десятилетие Украина утратила функции главного коммуникационного узла на Нижнем Дунае, уступив первое место соседней Румынии. Несмотря на экономические трудности, Румы­ния завершила грандиозный проект, начатый в недавнем прошлом по созданию крупнейшего и современного коммуникационного уз­ла в Юго-Восточной Европе. С завершением строительства канала Рейн — Майн — Дунай введены в эксплуатацию румынские каналы Чернавода — Констанца-Юг, пропускной способностью до 100 млн т в год, и Меджидия — Новодари. Констанца стала основными ду­найскими воротами Центрально-Восточной Европы. Кроме того, имеется и естественный выход в Черное море через глубоководное Сулинское гирло, ведутся дноуглубительные работы на Георгиев­ском гирле. За последние двадцать лет в инфраструктуру торгового судоходства вложено свыше трех миллиардов долл. Румыния ус­пешно проводит политику открытости, приватизации крупных су­доходных компаний.

Ухудшились условия судоходства на украинском участке нижнего Дуная. Здесь в середине 1950-х годов был создан судоходный канал Прорва для прохода советских судов типа «река — море». Из-за пре­кращения дноуглубительных работ канал заилился и украинские суда стали терпеть убытки из-за высоких ставок канальных сборов при прохождении по румынскому Сулинскому гирлу (более 5 тыс. долл. за сухогруз). После восстановления судоходства по Прорве про­блема глубоководного канала для морских судов остается нерешенной.

Вызывает особую тревогу, что транспортные коридоры «из варяг в греки» и черноморский кольцевой обходят стороной крупнейшие украинские порты на Черном море и Дунае, на которые приходится 70% грузооборота страны. Основной маршрут в Юго-Восточной Европе проходит через Будапешт и Кишинев в обход Украинского Придунавья. В этой связи участие Украины в создании очередной «мыльной» свободной экономической зоны на границе с Молдовой и Румынией будет иметь катастрофические последствия для портов Рени и Измаил.

В 1995 г. обострился украинско-румынский конфликт вокруг острова Змеиного. Конфликт является показательным для транс­формации геополитического пространства Юго-Восточной Европы. Румыния предъявила права на остров площадью 1,6 км2 и 12-миль­ную экономическую зону, ссылаясь на Парижский мирный договор 1947 г. между государствами-победителями во Второй мировой войне и союзной Германии Румынией. На основании советско-румынских договоров о мире и дружбе 1948 и 1961 гг. остров принадлежал СССР. Конфликт вокруг острова Змеиного занимает особое место, так как затрагивает основы мирового порядка, установившегося после Второй мировой войны. Конфликт имеет, в первую очередь, не экономический аспект раздела шельфа, а носит геополитический характер. В Румынии сторонники жестких позиций в вопросах де­лимитации украинско-румынской границы рассматривают возвра­щение острова как возрождение геополитической роли Румынии в Юго-Восточной Европе. И для этого, как считает румынская сто­рона, наступил долгожданный исторический момент.

Континентальный шельф вокруг острова Змеиного потенциаль­но богат на углеводородные ресурсы, однако Украина не располага­ет финансовыми и техническими возможностями для крупномас­штабной сейсморазведки, а зарубежные компании воздерживаются от деловой активности в регионе до политического решения вопро­са. Для Румынии возвращение острова Змеиного является симво­лом возрождения геополитической мощи страны в Юго-Восточной Европе. Таким образом, делимитация украинско-румынской грани­цы, особенно шельфа, затрагивает исключительно сложные аспекты формирования нового мирового порядка. Остров Змеиный — это не проблема обмена квадратных метров или раздела перспективного на энергетические ресурсы континентального шельфа, а сложная гео­политическая проблема постбиполярного мира, требующая высоко­го профессионализма и ответственности договаривающихся сторон.

3 февраля 2009 г. Международный суд ООН в Гааге вынес вер­дикт в деле по делимитации черноморского континентального шельфа и исключительных экономических зон (Румыния против Ук­раины). Суд принял «соломоново» решение, не удовлетворив пол­ностью требования ни одной из сторон. Спорный участок шельфа к юго-востоку от острова Змеиный поделен в пропорции 2,1: 1 в пользу Румынии. Змеиный был признан очень маленьким остро­вом, тогда как в международном морском праве нет такого поня­тия, как «маленький» или «большой» остров. Есть понятия — оби­таемый и необитаемый остров или «скала».

Трансформация Украинского Причерноморья будет оказывать реальное влияние на геоэкономический код государства. Будущее Южной Украины зависит от геополитической обстановки на Бал­канах, Черноморье и Кавказе. Оптимистический сценарий обуслов­лен возрождением коммуникационных функций Причерноморья. Великая Евразийская степь и на рубеже третьего тысячелетия оста­ется главной коммуникационной осью континента, вдоль которой осуществляется интенсивный материальный, культурный и инфор­мационный обмен между Западом и Востоком. Здесь могут пройти транспортные коммуникации будущего между полюсами экономи­ческого и технологического развития в Западной Европе и Азиат­ско-Тихоокеанском регионе, когда на рубежах Евразийской степи возродятся исторические узлы свободной торговли и культурного диалога между цивилизациями.

Нельзя отрицать и интеграционные тенденции «плавильного котла» — формирования субкультуры новороссов. От Киевской Ру­си берут начало славянские ветви великороссов, малороссов и бе­лорусов, образовавших ныне независимые государства. Двести лет назад в геополитическом пространстве России на степных просто­рах Причерноморья зародилась основанная преимущественно на возрождении духа разноплеменности субкультура, в становлении которой кроме малороссов и великороссов приняли участие многие другие народы.

На Украине сложился неэквивалентный обмен между западны­ми, с одной стороны, и восточными и южными регионами страны, с другой — Восточная Украина, лишенная крайностей национализма, вносит самый весомый вклад в отечественную экономику, а русско- украинская культура — главные трансляторы межцивилизационного диалога. Понижение статуса маргинальной русско-украинской куль­туры может привести к усилению социально-психологического дис­комфорта с непредсказуемыми последствиями.

Внутренняя региональная политика Украины должна строиться на основе многомерного пространства равновеликих социокультур­ных традиций и преодоления тенденций депрессивного развития отдельных территорий.

10.5. Проблемы европейской интеграции

Особенно большие надежды связывались с вхождением Украины в европейское сообщество. Отдалившись от России, страна раз­рушила сложившиеся связи. Сегодня можно констатировать, что у Украины «большого скачка» в капитализм не получилось. Что расплачиваться приходится не только процентами по западным кредитам, а нищетой народа. Как уже отмечалось, при отсутствии стратегии сложилась определенная закономерность — любая такти­ческая цель доводится до абсурда с диаметрально противополож­ными результатами. После провозглашения курса на европейскую интеграцию Украина с каждым годом все дальше отдаляется от За­пада по уровню и качеству жизни, развитию экономики, образова­ния и науки.

Украина обладает исключительно высоким удельным весом эф­фективной территории в общей площади страны. И не случайно она была главной продовольственной житницей в пространстве Россий­ской (Советской) империи. Если исключить два евразийских государ­ства — Россию и Турцию, то Украина является самым крупным по площади (604 тыс. кв. км) и протяженным европейским государст­вом. Ее территория протянулась с севера на юг почти на 900 км, а с запада на восток — на 1300 км. Здесь вблизи западной границы расположен географический центр Европы. Большую часть территории республики (95%) занимает Восточноевропейская равнина и только на западе и крайнем юге расположены горы с удобными перевала­ми. Самые высокие горные вершины — Говерла (2061 м) в Кар­патах и Роман-Кош в Крыму (1545 м). Компактная и освоенная территория страны характеризуется отсутствием экстремальных ус­ловий жизнедеятельности. На Украине расположен самый крупный массив черноземов. Природные ландшафты Украины отличаются своеобразием и красотой.

Почти срединное положение Украины между Северным полю­сом и экватором и близость теплого моря создают благоприятные комфортные условия для жизни людей и хозяйственной деятельно­сти, включая возделывание продовольственных культур. Многолет­няя средняя температура января —5, июля +20 градусов.

Вся территория Украины находится в климатической зоне, где период с температурой воздуха свыше +10 градусов составляет от 150 до 220 дней в году. Подавляющая часть территории России (за исключением европейского и дальневосточного юга) расположена в климатической зоне, где период с аналогичной температурой состав­ляет от 60 до 150 дней в году. На Крайнем Севере Сибири и Дальнего Востока такой период вообще отсутствует.

Степень эффективности территории определяется ее местопо­ложением в конкретном геоэкономическом пространстве. Украина декларирует свой европейский выбор. Поэтому присмотримся более внимательно к ее возможному месту в геоэкономическом простран­стве Европы.

На этом пути Украину поджидают неожиданные сюрпризы. В Ев­ропе географический север не совпадает с «полюсом» холода. На севере Европы расположено незамерзающее Норвежское море, а на юге Украины замерзающее Азовское море. Наиболее холодными зимами среди эффективных территорий отличается северо-восток Украины (Слобожанщина), где средняя температура января дости­гает —8°, что ниже, чем в Осло, Стокгольме и Хельсинки. Большая часть Западной и Южная Европа имеет среднемесячную температу­ру января выше нуля градусов. Украина выделяется среди стран Ев­ропы суровостью климата (разности между летней и зимней темпе­ратурой), а значительная часть сельскохозяйственных угодий распо­ложена в зоне рискованного земледелия.

Таким образом, в ЕС Украина займет место своеобразной евро­пейской Чукотки и будет лидером по дороговизне капитального строительства, включая сооружение фундаментов, толщину стен, прокладку водопровода и теплосетей. Развеется миф о дешевой ук­раинской рабочей силе, требующей больше удельных затрат на теп­лую одежду и обогрев жилья и производственных зданий. С учетом климата украинский трудящийся должен иметь высокий минималь­ный прожиточный минимум по сравнению с Черной Африкой, Юго-Восточной Азией и Латинской Америкой.

На Украине преувеличены надежды на создание европейских транспортных коридоров. Эта идея исходила из предпосылки евро­пейской интеграции всех восточноевропейских стран. Допустим, что в будущем из них только Украина интегрируется в западноев­ропейское экономическое пространство. Образуется своеобразный аппендикс коммуникационного каркаса — юго-восточный тупик Европы. Отпадет необходимость создания транспортного коридора из «варягов в греки» через территорию Украины, так как он должен будет проходить через таможенные границы ЕС с Россией и Бело­руссией. Самый короткий торговый путь из Западной Европы на Восток будет проложен через союзные Белоруссию и Россию. Воз­можный путь через Украину (Крым) на Средний Восток станет ре­альным лишь после прекращения региональных этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов на Кавказе. Черноморский коридор Западной Европы будет проложен через Румынию, где для этого создана соответствующая инфраструктура.

Между Севером и Югом Европы сложилось определенно разде­ление труда, в результате которого не возникают острые противоре­чия при перераспределении финансовых средств Евросоюза, на­правляемых в создание современной инфраструктуры. Например, Испания, Португалия и Греция являются местами традиционного отдыха западноевропейцев. Греция, кроме того, обладает крупней­шим в Европе судоходным «танкерным» флотом, выдающимися памятниками античности. Здесь расположена колыбель западно­европейской цивилизации. Не одним из этих достоинств Украина не обладает.

При принятии в Европейский Союз Украина автоматически бу­дет отнесена к бедным странам с самыми низкими макроэкономи­ческими показателями, проблемным районам с кризисной про­мышленностью и сельским хозяйством, отсутствием современной транспортной инфрастуктуры. Таким образом, будет претендовать на место, ныне занимаемое кризисными территориями Ирландии, Португалии, Греции и др.

За воссоединение Восточной и Западной Германии уже запла­чено свыше триллиона долларов из бюджета государства. Готов ли ЕС пойти на аналогичные расходы на Украине? С полной очевид­ностью можно утверждать, что нет. Чрезмерные дотации в украин­скую экономику могут вызвать не только протесты трудящихся, но и будут представлять реальную угрозу целостности Общеевропей­ского дома.

Рассмотрим, какое место Украина займет в международном раз­делении труда в Европе? Ниша машиносборочного цеха уже запол­нена бывшими социалистическими странами Центрально-Восточной Европы. Базовые отрасли хозяйства Украины черная металлургия и угольная промышленность не конкуренты на континенте. Здесь по производству стали лидируют Германия и Италия, электроэнергии — Германия, Франция и Великобритания. По добыче угля выделяются Германия и Польша, а железной руды — Швеция.

Не более чем миф представление об Украине как продовольст­венной житнице Европы. Несмотря на наличие плодородных чер­ноземов, их продуктивность снижается вследствие эрозии, подтоп­ления, засоления и подкисления почв. На протяжении длительного времени Украина будет ассоциироваться на Западе с чернобыль­ской катастрофой. И вряд ли кто будет вдаваться в подробности о площади и географии радионуклидного загрязнения сельскохо­зяйственных угодий. В Европе по производству зерна лидирует Франция, картофеля — Польша, молока — Германия и Франция, мяса — Франция и Германия, поголовью свиней — Германия и Испания. Украина экспортирует зерно, сахар и подсолнечное масло. Но украинский сахар на внешнем рынке дороже польского и аргентинского.

Рассуждения об высоких украинских технологиях и инноваци­онных проектах не всегда подтверждены конкретными делами и пока не вызывают массового интереса среди деловых кругов Запада.

Украинские политики регулярно используют для вхождения во власть проблему русского языка. А в результате продолжается вы­корчевывание русского языка межцивилизационного общения, что так же противоречит принципам европейского регионализма. На протяжении нескольких столетий для украинцев носителем межци­вилизационного общения и интеллекта был преимущественно рус­ский язык. И его официальное изъятие без эквивалентной замены привело к деинтеллектуализации страны.

Почему Украина имитирует стремление к евроинтеграции при полном игнорировании Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, ратифицированной Верховной Радой в 1999 г.? В этом противоречии заключается важная государственная тайна.

На самостийной Украине для вхождения во власть достаточно ими­тировать патриотизм, знать украинский язык или суржик, чтобы получить доступ к бизнесу на государственных ресурсах. Когда вхождение во власть обусловлено преимущественно знанием госу­дарственного языка, то из власти уходит профессионализм.

Миф об обреченности европейской и североатлантической ин­теграции может быть развеян, если страна покажет и докажет свое место в международном разделении труда и экономической инте­грации на континенте.

В геополитическом коде Украины содержатся три главных комму­никационных направления, формирующих мощь государства. В ре­альной политике внешних векторов может быть значительно боль­ше. Важно не количество, а их соотношение с коммуникационной природой государства. Направления Запад, Восток и Юг являются минимально допустимыми, так как при исключении одного из них начинается разрушение (распад) многомерного коммуникационного каркаса государства.

Украине еще предстоит найти свое место в мире. Геостратегия умеренного оптимизма основывается на уверенности, что у европей­ского народа образуется критическая масса личностей в политике, бизнесе и науке, способная показать богатство энергонасыщенных рубежей многомерного коммуникационного пространства Украины.

Резюме

• Многомерное коммуникационное (геополитическое, геоэко­номическое, социокультурное) пространство Украины как неза­висимого государства в прошлом никогда не планировалось. Это обусловило трудности построения независимого государства. Декла­рируемый курс на европейскую интеграцию на основе уже несуще­ствующей советской модели «дружбы народов» закончился дальней­шим дистанцированием от ЕС. Украина из среднеразвитой респуб­лики превратилась в маргинала мировой политики и экономики.

• В геополитическом коде Украины выделяются внешние и внут­ренние векторы, обеспечивающие баланс национальных интересов. Генеральным направлениям — Запад (Европейское сообщество), Восток (Россия) и Юг (Средиземноморье) соответствует внутренний код, отражающий особенности Западной, Восточной и Южной Ук­раины. Утрата одного из внешних направлений ведет к разрушению многомерного коммуникационного пространства государства.

• На Украине дают процессы становления государственности совпадают с необходимостью перехода к рыночным отношениям. В результате доминирующий радикальный национализм нейтрализо­вал возможность построения правового демократического государства, в основе которого приоритет личности человека независимо от национальности и вероисповедования.

• Украина, объединив власть и капитал, создала модель «бизне­са» на государственных ресурсах, которая является преступной по нор­мам европейского права. Правящие финансово-промышленные группировки, заинтересованные в приватизации общенародной соб­ственности, не допустили создания в стране благоприятного инвестици­онного климата.

• Экономический кризис на Украине имеет долговременную ос­нову и закончится только после политического. Без политической ста­бильности не будет притока зарубежного капитала в экономику. Кри­зис заставляет проводить политику экономического роста за счет расширения внутреннего рынка, а не только за счет экспортной ори­ентации. Для этого необходимо усиление протекционистских мер — от ограничения импорта до прямой денежной поддержки системных банков и компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: