По данным Института демографии и социальных исследований Национальной Академии наук Украины, общее число трудовых мигрантов из Украины оценивается в 4,5 млн чел. Из них 2 млн работает в России, по полмиллиона в Италии, Польше и США, 250 тыс. в Испании, 150 тыс. в Чехии и по 75 тыс. в Греции и Португалии. Несмотря на кризис в некоторых сферах российской экономики спрос на квалифицированных работников из Украины даже растет. Традиционно много украинцев трудится на освоении нефтегазовых месторождений севера Западной Сибири. Стоимость труда на Украине — 1,2 евро в час, или почти в 27 раз меньше, чем в высокоразвитых европейских странах. Однако незнание европейских языков приводит к использованию украинских гастарбайтеров на низко оплачиваемой работе.
Таким образом, крупнейшая европейская страна с огромными природными и людскими ресурсами, с богатейшей культурой и индустриальными традициями в значительной мере «держится» благодаря неквалифицированному труду своих граждан за рубежом.
Средний возраст мигрантов — 35 лет. Легально работают только до 15% мигрантов. Трудовая миграция находится преимущество под контролем организованных преступных группировок, занимающихся также нелегальной торговлей людьми.
За годы независимости, по данным Международной организации по миграции (МОМ), около 100 тыс. украинцев стали жертвами торговли людьми.
Вклад трудовых мигрантов в национальную экономику Украины определяется 8% ВВП. Ежегодно они инвестируют в Украину, по разным оценкам, до 15 млрд долл. По данным Национального банка Украины, мигранты перевели на родину в 2008 г. 2,9 млрд долл., что на 23% больше, чем в 2007 г. Учитывая более высокую квалификацию украинских мигрантов в России, они перевели на родину 48% всех зарубежных переводов. Далее идут США (9%), Италия и Испания (по 6%). Капиталы трудовых мигрантов оказывают влияние на рост продовольственного рынка, рынка недвижимости, развитие малого и среднего бизнеса (начального капитала).
Только благодаря знанию русского языка два миллиона украинских трудовых мигрантов в России могут занимать инженерные должности, например, на нефтяных промыслах в Западной Сибири.
Таким образом, с учетом легальных и нелегальных гастарбайтеров, выезжающих на заработки за границу, не используется четверть трудового потенциала страны. Как и в начале двадцатого века, самые молодые и активные украинцы ищут работу на чужбине. Многие западные села обезлюдели, в них остались старики и дети.
Трансформируются родственные отношения, рушатся семьи. В результате на Украине появилось такое позорное явление, как социальная беспризорщина, когда дети гастарбайтеров на долгие годы остаются без родителей. Не только опустели украинские села, даже в крупных городах из-за массовой трудовой миграции и особенностей внутреннего рынка изменилась демографическая и профессиональная структура населения. На 28 млн человек в трудоспособном возрасте, из которых значительная часть трудится за рубежом, приходится 13,8 млн пенсионеров. Около 3 млн украинских граждан трудится на 2,5 тыс. рынках, при этом 80% торговцев имеют высшее образование. Во многих крупных городах градообразующим предприятием стали бывшие «толкучки». Так, например, в миллионной Одессе крупнейшим предприятием стал промтоварный рынок «Седьмой километр».
Преодоление институционной слабости государственного правления. Мировой финансовый кризис показал в первую очередь институционную слабость государственного управления на Украине. Конкурентоспособность государства ограничивается из-за низкого профессионального качества властной элиты. За годы независимости на Украине сменилось 14 (!) правительств за 16 лет. Согласно Конституции главной исполнительной власти является президент. Однако в реальной действительности гарант Конституции перекладывает ответственности на главу правительства, а сам выполняет функции верховного арбитра и представительские функции во внешней политике.
Экологическая обстановка. В обозримом будущем экологическая обстановка на Украине будет определяться в первую очередь последствиями чернобыльской трагедии, радионуклидное загрязнение угрожает здоровью значительной части населения и затрагивает площадь 4,6 млн га сельскохозяйственных угодий. Неудовлетворительное качество питьевой воды и атмосферное загрязнение в промышленных районах еще больше обостряют экологическую проблему. И наконец, обратимся к явлению, которое не может отразить самая лучшая статистика.
Конституцией Украины декларируется построение правового демократического государства наподобие западных обществ. Однако социальные институты, обеспечивающие преобразования в западноевропейском обществе, не всегда приемлемы для другого социума, где существует приоритет государства над личностью. Либерализация не всегда означает демократизацию в стране, где любовь к ближнему выше закона, а чувство коллективизма доминирует над индивидуализмом. В результате на пути к европейской интеграции опьяненная свободой Украина погрузилась в мифологический хаос. Среди рожденных многочисленных мифов наибольшее распространение получили мифы о государстве, демократии и простых решениях. Велики надежды на зарубежные модели «экономического чуда». При этом предпринимаются попытки совместить несовместимое — открытое общество и либеральную экономику с некомпетентностью в политике, бизнесе и науке.
После провозглашения независимости имелись неоспоримые предпосылки для уверенного взгляда в будущее Украины, располагающей компактной и освоенной территорией без экстремальных условий для жизни человека. Страна трудолюбивых и образованных людей, умеренных природных стихий с плодородными почвами, не обделенная богатыми минеральными и другими ресурсами. Высокий коэффициент транзитности территории и выход к морям создают благоприятные условия для мирохозяйственной интеграции. Однако доминирование корыстных личных интересов национальной элиты над государственными привели к маргинализации страны.
Популизм первых лет независимости Украины сменился несмолкаемыми причитаниями об утраченных возможностях, дефиците финансовых, материальных, энергетических и других ресурсов. Но в мире общеизвестны примеры, когда обделенные природным богатством страны стали процветающими. Независимость, свалившаяся как манна небесная, не стала сплачивающей идеей, ради которой идут на бескорыстный патриотизм и самоотверженный труд во имя отечества.
Малочисленность и незавершенность формирования национальной элиты представляет большую опасность для становления государственности. Историческая маргинализация украинской аристократии проявилась в ее полонизации и русификации. В прошлом немногочисленную украинскую элиту раздирали острые противоречия между украинофилами и русофилами, либералами, консерваторами и радикалами по поводу выбора путей развития общества.
Устарела концепция украинской нации, основанная на мировоззрении времен Великой французской революции и немецкого философа Иоганна Гердера, отмечавшего важность крестьянской культуры, местных языков и фольклора. Современное государство — это не национальный ансамбль песни и пляски, а комплиментарные отношения всех проживающих в нем народов. Государство обязано быть гарантом защиты свободы личности и прав конкретного человека.
Социокультурная биполярность и рубежность украинского народа делает невозможным консолидацию общества на одной из культурно-исторических традиций — западноевропейской или про- российской. Отсутствует политическая партия или движение с реальной консолидирующей программой. Раскачивание «качелей» между сторонниками разных социокультурных традиций уже привело к «троянским» завоеваниям украинской независимости, среди которых деиндустриализация, моральная деградация и деинтеллектуализация общества. Невостребованными оказались большинство граждан, бескорыстно и преданно служивших государству. Игнорирование социокультурной рубежности стало исторической трагедией для одного из крупнейших европейских народов, длительное время не обладавшего государственностью.
10.2. Политико-административное устройство
Политико-административное устройство Украины как независимого государства никогда не планировалось. Биполярность (социокультурная, расселения людей и размещения производительных сил) усиливает рубежность и требует проведения региональной политики, способствующей укреплению территориальной целостности государства.
Современные границы Украины сложились в результате длительного развития на геополитических и геоэкономических рубежах Запада и Востока, где под воздействием древнерусского, западноевропейского и российского влияния сформировались культурно-исторические области. Раздел Украины между Польшей и Россией усилил этнокультурные различия между западными и восточными территориями.
Украинское общество формировалось преимущественно на центральноевропейских и восточноевропейских социокультурных рубежах. С Запада пришли традиции индивидуализма и самоуправления, а от России — общинные традиции и достижения индустриализации. Рубежность традиций коллективизма и индивидуализма, неприятие «духа капитализма» для большинства людей с советским менталитетом затрудняют выбор чисто социалистического или традиционалистского путей развития.
В истории административного устройства выделяются традиции городского и казачьего самоуправления. В Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой в украинские города пришло особое магдебургское право. Самоуправление было даровано Львову (1356), Каменец-Подольскому (1374), Луцку (1432), Киеву (1497), Полтаве, Чернигову и других городам. Киев обладал магдебургским правом свыше трех столетий и утратил последним в 1835 г. В разные периоды российской истории экономические привилегии (портофранко и др.) с элементами самоуправления (градоначальства) имели портовые города Одесса, Керчь, Феодосия, Евпатория, Севастополь, Херсон и Николаев. В Российской империи в современных границах Украины выделялись Киевское генерал-губернаторство (Волынская, Киевская и Подольская губернии), Екатеринославская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Харьковская, Черниговская и частично Бессарабская губернии.
Современное административно-территориальное деление Украины включает Автономную Республику Крым, 24 области, 490 районов и два города государственного подчинения (Киев и Севастополь), 156 городов республиканского и областного подчинения. Местным фундаментом государственной власти остается административная область — основная территориально-административная единица несуществующего Советского Союза.
В экономическом пространстве Украины выделялись Донецко- Приднепровский, Юго-Западный и Южный крупные экономические районы Советского Союза. В основу экономического районирования был положен производственный принцип специализации в общесоюзном разделении труда. В Донецко-Приднепровском КЭР выделялись подрайоны Донецкий, Приднепровский и Харьковский, в Юго-Западном — Киевский, Волынский, Подольский и Карпатский, а в Южном — Причерноморский и Крым.
Донецко-Приднепровский экономический район был одним из крупнейших в Советском Союзе, специализировался на обслуживании военно-промышленного комплекса (ракетостроение, танкостроение и т.д.). Здесь размещалась южная угольно-металлургическая база. Угольная и металлургическая промышленность являются базовыми отраслями украинской экономики. Основные производственные фонды этих отраслей морально устарели, требуют реконструкции или модернизации. В металлургии необходима замена доменного передела более совершенными технологиями. Крупный экономический район специализировался также на металлоемком, преимущественно тяжелом машиностроении, химической промышленности, производстве стройматериалов. Здесь сосредоточены разнообразные полезные ископаемые, но местные энергетические запасы угля и природного газа в значительной степени исчерпаны. Закрываются нерентабельные шахты, растет социальная напряженность в Донбассе. Не случайно забастовки шахтеров служат индикатором политической обстановки в стране.
Юго-западный экономический район выделялся в общесоюзном разделении труда развитым машиностроением и металлообработкой, автомобилестроением, самолетостроением, точным машиностроением, многоотраслевым агропромышленным комплексом.
Южный экономический район отличался развитым морским хозяйством (судостроение и судоремонт, торговый и рыболовный флот, морская химия), сельскохозяйственным машиностроением, станкостроением, развитой пищевой и легкой промышленностью и интенсивным сельскохозяйственным производством. Особенно выделялась роль района в обеспечении потребностей военноморского флота (судостроение, приборостроение и т. д.). Общесоюзное значение имело курортно-рекреационное хозяйство.
В основу современного районирования Украины, декларирующей построение гражданского общества, должны быть положены приоритеты человека над производством. Тяжелое наследие Чернобыля, неразумного «преобразования природы», подорванная биопродуктивность земли, морей и рек требуют особого внимания к экологическому фактору. Целесообразно упразднить административный ранг городов районного, областного и государственного подчинения. При централизованном управлении экономикой ранг упрощал возможность финансовых злоупотреблений. При развитии местного самоуправления каждая территориальная община независимо от численности населения должна иметь равные экономические возможности.
10.3. Унитарная региональная политика
После вступления Украины в Совет Европы и Ассамблею европейских регионов усилилось стремление осуществить политико-административную реформу по западному образцу. Однако в другом социокультурном пространстве это превращается в крупномасштабную имитацию европейского регионализма в подходах к местному самоуправлению. Центр стремится осуществлять унитарную региональную политику, не учитывающую цивилизационный разлом и социокультурные особенности территорий. При этом строится жесткая вертикаль исполнительной власти, а местные территориальные общины ограничиваются в экономической самостоятельности.
Согласно принятой вертикали исполнительной власти на Украине главы не только областных, но и районных администраций утверждаются президентом страны. Казалось бы, необходимо усилить уровень местного самоуправления, предоставив территориальным сообществам право избирать главу местной власти. Однако при таком подходе нарушается баланс законодательной и исполнительной ветвей власти, между которыми отмечается конфронтация в вопросах региональной политики. Сторонники сильной исполнительной вертикали ссылаются на опыт европейских стран, например Франции, где местные префекты назначаются президентом страны, но при этом не учитывают степень высокой интегрированности территорий в рыночные отношения, наличие сложившейся прослойки среднего класса.
Современный европейский регионализм основывается на принципах местного самоуправления и субсидиарности и экономической самостоятельности. Чтобы лишить украинские регионы экономического достоинства и усилить их зависимости от центральной власти, в 2000 г. директивой правительства все административные области Украины стали дотационными, обязаны большую часть налоговых и других поступлений перечислять в центр и просить у него финансовые средства на решение местных проблем. Под предлогом концентрации средств для выплаты внешних долгов исполнительная власть превратила регионы в просителей бюджетного финансирования. Исполнительная власть боится экономически сильных регионов и пытается присвоить себе право перераспределения бюджетного финансирования. Кроме того, объявление большинства регионов дотационными позволяет временно скрыть экономическое неравенство между наиболее бедной Западной и остальной Украиной, выступающей донором.
Украина, как член Совета Европы и Конгресса местных и региональных властей, обязана привести отечественное законодательство в соответствие с Европейской хартией о местном самоуправлении. Если в 1990-е годы было 27 местных бюджетов, то по новому Бюджетному кодексу — 685. Кроме Киева, Севастополя и областных бюджетов, независимыми станут бюджеты городов областного подчинения и районные. В условиях отсутствия нового Налогового кодекса у местных общин ограничены возможности для создания финансового фундамента развития. Практически исчерпаны возможности расширения доходной базы за счет новых местных налогов. В целях сохранения малого и среднего бизнеса необходимо сокращать местные налоги и сборы. Проводимая административная реформа на основе имитации принципов европейского регионализма предполагает еще более жесткую исполнительную вертикаль власти. В условиях дефицита государственного бюджета Киев стремится урезать местные бюджеты, ограничить местное самоуправление путем централизованного перераспределения бюджетных средств. При этом, например, городские власти лишаются заинтересованности в создании благоприятного климата для развития производства.
Относительно благополучны бюджеты в местах, где размещены экспортные производства или концентрируются потоки импортного ширпотреба. Например, в Одесской области только областной центр, города Ильичевск, Южный, Белгород-Днестровский и Овидиопольский район являются недотационными. В Одессе главным градообразующим производством вместо Черноморского пароходства стала внутренняя торговля и морской порт. Бюджет Южного формируется за счет торгового порта и припортового завода, экспортирующего химические продукты. В Овидиопольском районе расположен один из крупнейших на Украине оптово-розничных рынков, чьи отчисления в бюджет сопоставимы с Ильичевским портом. В Бел- городе-Днестровском зарегистрировано большое количество одесских торговых фирм.
Киев трансформируется в бюрократическую столицу, в том числе за счет перераспределения в свою пользу зарубежных инвестиций. В отличие от Москвы, ставшей одним из мировых городов с высокой геоэкономической рентой, экономические возможности Киева ограничены.
Крупнейшие индустриальные центры расположены в Восточной Украине. Харьков, до 1960-х годов опережавший Киев по численности населения, промышленному потенциалу высокотехнологических отраслей и числу высших учебных заведений, сохраняет функции крупного центра машиностроения и оборонно-промышленного комплекса страны. Донецк и Днепропетровск являются столицами базовых отраслей экономики, угольной промышленности и черной металлургии. Промышленность этих городов вносит наибольший вклад в формирование ВНП Украины.
Киев еще не сложился как культурно-политический центр государства. Поэтому в отличие от России, где выражено противостояние между центром и периферией, на Украине характерно противостояние между регионами. Региональные элиты (местные корпоративные кланы) ведут борьбу за представительство в государственной власти, адекватное экономической мощи территорий. Особенно остро противостояние между центром и регионами в перераспределении налоговых поступлений в местный и государственный бюджет.
Социокультурный регионализм проявляется в наличии трех региональных блоков Западной, Восточной и Южной Украины. В первое десятилетие независимости в политическом пространстве доминировала национальная (галицийская) идея. Львовская элита во главе с бывшими диссидентами выполняла роль общенационального лидера в борьбе за власть и становление украинской государственности. В результате национальная идея скомпрометирована воинственным провинциализмом. Галицийская идея «самостийников», присвоивших монопольное право выступать от всей Украины, нанесла огромный ущерб становлению государственности. Политический союз панукраинистов с бывшей партноменклатурой способствовал формированию преступной властной элиты, расцвету казнокрадства и деиндустриализации государства. Это в первую очередь сказалось на экономике Западной Украины. Регион не только не стал лидером деловой активности и привлечения зарубежных инвестиций, а превратился в дотационную территорию, самую большую зону бедности и безработицы, живущую за счет других регионов страны.
Экономический регионализм выражен в наличии небольшого количества областей-доноров (Днепропетровская, Донецкая и ряд других) и большого количества территорий депрессивного развития. Дотационными являются большинство областей Западной Украины. Особенно следует выделить западные территории депрессивного развития (Закарпатская, Черновицкая области и юг Одесской области), имеющие небольшой стаж вхождения в геоэкономическое пространство Украины.
Большие региональные различия отличаются в уровне средней зарплаты. Здесь лидирует Киев, а также Донецкая, Запорожская и Днепропетровская области, где средняя зарплата в 2—3 раза выше, чем в Западной Украине. Регионы различаются по уровню реальной безработицы, в несколько раз превышающей данные официальной статистики. Примерно 6 млн украинцев не имеют работы или получают зарплату значительно ниже мирового уровня бедности. Наиболее высокий уровень безработицы в Западной Украине (Ивано-Франковская, Львовская, Волынская, Ровенская, Житомирская и Черновицкая области).
Средний уровень бедности на Украине составляет 28%. Почти 15 млн украинских граждан относятся к категории бедных. Самый высокий уровень бедности отмечен в Луганской и Николаевской областях (свыше 43%), далее идут Западная Украина (Волынская, Ровенская, Житомирская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области), Херсонская и Запорожская области, Автономная Республика Крым. Наиболее низкий уровень бедности (менее 20%) кроме столичного Киева в Черниговской, Харьковской, а также в Закарпатской, Киевской и Одесской области. Если Киев выделяется самым высоким уровнем зарплаты, то в пограничных областях уровень жизни поддерживается за счет трансграничной частной торговли (Черниговская, Харьковская и Одесская области) или высокой доли трудоспособного населения, временно работающего за рубежом (Закарпатская область). В регионах с относительно низким уровнем бедности высокая самозанятость, временная трудовая миграция, высокая доля незарегистрированного сектора экономики (теневой торговли и личного подсобного хозяйства).
В связи с экспансией российского капитала на Украину предпочтение отдается Восточной и Южной Украине с наиболее благоприятным социопсихологическим климатом. Поэтому в будущем это обстоятельство еще больше усугубит проблему создания новых рабочих мест в Западной Украине, где, особенно в Галиции, проявилась нетерпимость к России, русскому языку и культуре.
На Украине отсутствуют символы, способные консолидировать общество. В первые годы независимости попытка коррумпированной власти, состоящей из бывшей номенклатуры и националистов, поставить на главный пьедестал вместо Ленина Тараса Шевченко привела к тому, что потребуются годы, чтобы восстановить доброе имя великого поэта. В качестве символа Галиции и украинской социал-демократии чаще называется имя Ивана Франко, а для радикальных националистов символом является Степан Бендера. Для украинской Украины Мазепа и Петлюра — рыцари революции и символы евроинтеграции, для русскоязычной Украины они — изменники и предатели. У каждой Украины свои исторические символы и мифы о голодоморе и репрессиях, бендеровцах и петлюровцах, индустриализации и советской власти.
Особенностью региональной политики Украины является низкий профессиональный уровень территориальных проектов социально-экономического развития. В основу региональных программ развития положены уже несуществующие методики социалистического устойчивого планирования от достигнутого уровня, игнорирующие геополитические и геоэкономические факторы.
Для страны, через которую проходит цивилизационный разлом, наиболее оптимальным является федеративное устройство. Однако административная реформа на этой основе возможна при сильной власти, способной консолидировать украинское общество. Пробуждение «регионального патриотизма» во время парламентских выборов 2006 г. стало местной реакцией восточных и южных регионов Украины на националистическую политику киевской «оранжевой» власти, неспособной создать консолидированную модель украинского общества и условия для социально-экономического развития регионов. Однако этот местечковый патриотизм также основан не на принципах европейского регионализма, а на территориальном сепаратизме. В конце концов, националистическая модель унитарного регионализма сменилась олигархическим регионализмом, также лишенным каких бы то ни было принципов, заложенных в основу политики ЕС.
10.4. Западная, Восточная и Южная Украина
Территория Украины в современных границах сложилась в результате длительного развития на геополитических рубежах Запада, Востока и Юга, где сформировались три крупные геополитические «плиты» социокультурных регионов Западной, Восточной и Южной Украины. Геополитическая рубежность отразилась в формировании исторических областей, представляющих своеобразные «острова», обладающие собственной энергетикой развития с высокой степенью социокультурной связанности. В мощном геополитическом и гео- экономическом пространстве они объединялись и, наоборот, в период войн, смут и анархии распадались на самостоятельные страты «удельных княжеств».
Геополитические «плиты» имеют разную природу рельефа и климата. Запад занят Карпатами, Подольской и Приднестровской возвышенностями, Восток и Юг — соответственно Приднепровской и Причерноморской низменностями. На западе преимущественно расположены лесная зона и лесостепь, на востоке — степь, лесостепь и лес, на юге — ковыльные степи. Географический север Украины и «полюс» холода не совпадают, наиболее холодные территории расположены на северо-востоке страны. Не случайно в этом направлении шла миграция в период монголо-татарского нашествия и в эпоху Руины, когда заселялись буферные земли между Московской Русью и степью. На северо-востоке зимы снежные и животным трудно добывать корм, поэтому степные орды предпочитали кочевать южнее.
Западная, Восточная и Южная «плиты» имеют транспортнокоммуникационные особенности. В лесной зоне основные пути проходили по рекам, а в Диком Поле сухопутные военные и торговые шляхи — по водоразделам (суходолам). В советском геополитическом пространстве три «плиты» были известны как крупные экономические районы со специализацией во всесоюзном разделении труда.
После распада Советского Союза вскрылись потенциально «сейсмические» геополитические зоны в Европе, обнажились старые политические, экономические и этнические границы. Это особенно наглядно проявляется на примере пакта Молотова — Риббентропа. В соответствии с секретными статьями Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 г. и германо-советским договором о Дружбе и границе между Германией и Советским Союзом от 23 сентября 1939 г. Западная Украина и Бессарабия вошли в советскую сферу влияния. Галиция и Восточная Волынь были воссоединены с Советской Украиной. Советским Союзом в нарушение принятых соглашений была присоединена Северная Буковина. В Украину вошла также Южная Бессарабия, а левобережное Приднестровье, имевшее с 1924 г. права автономии, было передано провозглашенной Молдавской ССР.
Западные и приморские территории, наиболее близко расположенные к объединенной Европе, оказались среди наиболее депрессивных районов Украины. Обращает на себя внимание, что речь идет не просто о территориально-административных единицах, а об исторических областях с относительно небольшим сроком пребывания в геополитическом пространстве Украины (Крым, Закарпатье, Северная Буковина и Южная Бессарабия или Буджак). Здесь были расположены крупные транспортные узлы Советского Союза — закарпатский железнодорожный и автомобильный, дунайские и крымские порты, международный аэропорт. В свою очередь эти исторические области представляют собой геоэкономические «острова», отделенные от остальной территории страны естественными преградами — Карпатами, Сивашем и Днестровским лиманом. Геоэкономические «острова» Украины слабо увязаны с коммуникационным каркасом государства (Крым, Закарпатье, Буджак и др.).
Местечковый подход к региональному развитию, попытка свести проблемы территорий к имитации простых экономических решений (свободная экономическая зона, программа реструктуризации хозяйства и другие) без государственной стратегии реального вхождения этих территорий в формирующееся коммуникационное пространство Украины может со временем привести к социальным потрясениям. Это уже проявляется в высокой степени криминализации, безработице и реальном снижении качества и уровня жизни, который в недавнем прошлом был значительно выше среднесоюзного. При длительном отсутствии реальной государственной стратегии регионального развития местные экономические требования могут перерасти в политические. Рассмотрим особенности трансформации основных геополитических «плит», составляющих основу формирующегося коммуникационного каркаса Украины.
Западная Украина — социокультурный регион и геополитическая «плита», испытывающая сложные процессы трансформации в независимом государстве. Включает историко-географические области Галицию, Волынь, Закарпатье и Северную Буковину, входящие в прошлом в геополитические пространства Австро-Венгрии, Российской империи и других государств. Галиция является родиной радикального украинского национализма. Значительная часть украинского населения исповедует маргинальную греко-католическую религию. Истинно верующие местные украинцы ощущают себя частью западно-христианского мира. Западная Украина стала наиболее депрессивным в экономическом отношении регионом Украины с высоким уровнем безработицы.
Западная геополитическая «плита» создавалась преимущественно под воздействием центральноевропейских традиций, характеризующихся относительным либерализмом. В Западной Украине выделяется несколько исторических областей: Галиция (Галичина), Волынь, Закарпатье, Северная Буковина и Подолье с характерными проблемами геоэкономической трансформации. Центральноевропейские традиции в Галиции, Закарпатье и Северной Буковине насчитывают почти семьсот лет. Здесь влияние на формирование украинской нации особенно оказывал католицизм.