Цивилизационные рубежи. Скандинавия. Балтия. Балканы и Юго-Восточная Европа. Крым. Черноморье 7 страница

По данным Института демографии и социальных исследований Национальной Академии наук Украины, общее число трудовых ми­грантов из Украины оценивается в 4,5 млн чел. Из них 2 млн рабо­тает в России, по полмиллиона в Италии, Польше и США, 250 тыс. в Испании, 150 тыс. в Чехии и по 75 тыс. в Греции и Португалии. Несмотря на кризис в некоторых сферах российской экономики спрос на квалифицированных работников из Украины даже растет. Традиционно много украинцев трудится на освоении нефтегазовых месторождений севера Западной Сибири. Стоимость труда на Ук­раине — 1,2 евро в час, или почти в 27 раз меньше, чем в высоко­развитых европейских странах. Однако незнание европейских язы­ков приводит к использованию украинских гастарбайтеров на низко оплачиваемой работе.

Таким образом, крупнейшая европейская страна с огромными природными и людскими ресурсами, с богатейшей культурой и ин­дустриальными традициями в значительной мере «держится» благо­даря неквалифицированному труду своих граждан за рубежом.

Средний возраст мигрантов — 35 лет. Легально работают только до 15% мигрантов. Трудовая миграция находится преимущество под контролем организованных преступных группировок, занимающих­ся также нелегальной торговлей людьми.

За годы независимости, по данным Международной организа­ции по миграции (МОМ), около 100 тыс. украинцев стали жертва­ми торговли людьми.

Вклад трудовых мигрантов в национальную экономику Украины определяется 8% ВВП. Ежегодно они инвестируют в Украину, по разным оценкам, до 15 млрд долл. По данным Национального бан­ка Украины, мигранты перевели на родину в 2008 г. 2,9 млрд долл., что на 23% больше, чем в 2007 г. Учитывая более высокую квали­фикацию украинских мигрантов в России, они перевели на родину 48% всех зарубежных переводов. Далее идут США (9%), Италия и Испания (по 6%). Капиталы трудовых мигрантов оказывают влия­ние на рост продовольственного рынка, рынка недвижимости, раз­витие малого и среднего бизнеса (начального капитала).

Только благодаря знанию русского языка два миллиона украин­ских трудовых мигрантов в России могут занимать инженерные должности, например, на нефтяных промыслах в Западной Сибири.

Таким образом, с учетом легальных и нелегальных гастарбайте­ров, выезжающих на заработки за границу, не используется чет­верть трудового потенциала страны. Как и в начале двадцатого ве­ка, самые молодые и активные украинцы ищут работу на чужбине. Многие западные села обезлюдели, в них остались старики и дети.

Трансформируются родственные отношения, рушатся семьи. В результате на Украине появилось такое позорное явление, как социальная беспризорщина, когда дети гастарбайтеров на долгие годы остаются без родителей. Не только опустели украинские села, даже в крупных городах из-за массовой трудовой миграции и осо­бенностей внутреннего рынка изменилась демографическая и про­фессиональная структура населения. На 28 млн человек в трудоспо­собном возрасте, из которых значительная часть трудится за рубе­жом, приходится 13,8 млн пенсионеров. Около 3 млн украинских граждан трудится на 2,5 тыс. рынках, при этом 80% торговцев име­ют высшее образование. Во многих крупных городах градообра­зующим предприятием стали бывшие «толкучки». Так, например, в миллионной Одессе крупнейшим предприятием стал промтовар­ный рынок «Седьмой километр».

Преодоление институционной слабости государственного правления. Мировой финансовый кризис показал в первую очередь институ­ционную слабость государственного управления на Украине. Конкурентоспособность государства ограничивается из-за низкого профессионального качества властной элиты. За годы независимо­сти на Украине сменилось 14 (!) правительств за 16 лет. Согласно Конституции главной исполнительной власти является президент. Однако в реальной действительности гарант Конституции перекла­дывает ответственности на главу правительства, а сам выполняет функции верховного арбитра и представительские функции во внеш­ней политике.

Экологическая обстановка. В обозримом будущем экологическая обстановка на Украине будет определяться в первую очередь последст­виями чернобыльской трагедии, радионуклидное загрязнение угро­жает здоровью значительной части населения и затрагивает пло­щадь 4,6 млн га сельскохозяйственных угодий. Неудовлетворитель­ное качество питьевой воды и атмосферное загрязнение в промыш­ленных районах еще больше обостряют экологическую проблему. И наконец, обратимся к явлению, которое не может отразить самая лучшая статистика.

Конституцией Украины декларируется построение правового де­мократического государства наподобие западных обществ. Однако социальные институты, обеспечивающие преобразования в западно­европейском обществе, не всегда приемлемы для другого социума, где существует приоритет государства над личностью. Либерализация не всегда означает демократизацию в стране, где любовь к ближнему выше закона, а чувство коллективизма доминирует над индивидуа­лизмом. В результате на пути к европейской интеграции опьянен­ная свободой Украина погрузилась в мифологический хаос. Среди рожденных многочисленных мифов наибольшее распространение получили мифы о государстве, демократии и простых решениях. Велики надежды на зарубежные модели «экономического чуда». При этом предпринимаются попытки совместить несовместимое — открытое общество и либеральную экономику с некомпетентностью в политике, бизнесе и науке.

После провозглашения независимости имелись неоспоримые предпосылки для уверенного взгляда в будущее Украины, распола­гающей компактной и освоенной территорией без экстремальных условий для жизни человека. Страна трудолюбивых и образованных людей, умеренных природных стихий с плодородными почвами, не обделенная богатыми минеральными и другими ресурсами. Высо­кий коэффициент транзитности территории и выход к морям соз­дают благоприятные условия для мирохозяйственной интеграции. Однако доминирование корыстных личных интересов национальной элиты над государственными привели к маргинализации страны.

Популизм первых лет независимости Украины сменился не­смолкаемыми причитаниями об утраченных возможностях, дефици­те финансовых, материальных, энергетических и других ресурсов. Но в мире общеизвестны примеры, когда обделенные природным богатством страны стали процветающими. Независимость, свалив­шаяся как манна небесная, не стала сплачивающей идеей, ради ко­торой идут на бескорыстный патриотизм и самоотверженный труд во имя отечества.

Малочисленность и незавершенность формирования националь­ной элиты представляет большую опасность для становления госу­дарственности. Историческая маргинализация украинской аристо­кратии проявилась в ее полонизации и русификации. В прошлом немногочисленную украинскую элиту раздирали острые противоре­чия между украинофилами и русофилами, либералами, консервато­рами и радикалами по поводу выбора путей развития общества.

Устарела концепция украинской нации, основанная на миро­воззрении времен Великой французской революции и немецкого философа Иоганна Гердера, отмечавшего важность крестьянской культуры, местных языков и фольклора. Современное государст­во — это не национальный ансамбль песни и пляски, а компли­ментарные отношения всех проживающих в нем народов. Государ­ство обязано быть гарантом защиты свободы личности и прав кон­кретного человека.

Социокультурная биполярность и рубежность украинского на­рода делает невозможным консолидацию общества на одной из культурно-исторических традиций — западноевропейской или про- российской. Отсутствует политическая партия или движение с ре­альной консолидирующей программой. Раскачивание «качелей» между сторонниками разных социокультурных традиций уже при­вело к «троянским» завоеваниям украинской независимости, среди которых деиндустриализация, моральная деградация и деинтеллек­туализация общества. Невостребованными оказались большинство граждан, бескорыстно и преданно служивших государству. Игнори­рование социокультурной рубежности стало исторической трагеди­ей для одного из крупнейших европейских народов, длительное время не обладавшего государственностью.

10.2. Политико-административное устройство

Политико-административное устройство Украины как независимо­го государства никогда не планировалось. Биполярность (социо­культурная, расселения людей и размещения производительных сил) усиливает рубежность и требует проведения региональной по­литики, способствующей укреплению территориальной целостности государства.

Современные границы Украины сложились в результате дли­тельного развития на геополитических и геоэкономических рубежах Запада и Востока, где под воздействием древнерусского, западноевро­пейского и российского влияния сформировались культурно-истори­ческие области. Раздел Украины между Польшей и Россией усилил эт­нокультурные различия между западными и восточными территориями.

Украинское общество формировалось преимущественно на цен­тральноевропейских и восточноевропейских социокультурных ру­бежах. С Запада пришли традиции индивидуализма и самоуправления, а от России — общинные традиции и достижения индустриализа­ции. Рубежность традиций коллективизма и индивидуализма, не­приятие «духа капитализма» для большинства людей с советским менталитетом затрудняют выбор чисто социалистического или тра­диционалистского путей развития.

В истории административного устройства выделяются традиции городского и казачьего самоуправления. В Великом княжестве Ли­товском и Речи Посполитой в украинские города пришло особое магдебургское право. Самоуправление было даровано Львову (1356), Каменец-Подольскому (1374), Луцку (1432), Киеву (1497), Полтаве, Чернигову и других городам. Киев обладал магдебургским правом свыше трех столетий и утратил последним в 1835 г. В разные пе­риоды российской истории экономические привилегии (порто­франко и др.) с элементами самоуправления (градоначальства) име­ли портовые города Одесса, Керчь, Феодосия, Евпатория, Севасто­поль, Херсон и Николаев. В Российской империи в современных границах Украины выделялись Киевское генерал-губернаторство (Волынская, Киевская и Подольская губернии), Екатеринославская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Харьковская, Черниговская и частично Бессарабская губернии.

Современное административно-территориальное деление Украи­ны включает Автономную Республику Крым, 24 области, 490 рай­онов и два города государственного подчинения (Киев и Севасто­поль), 156 городов республиканского и областного подчинения. Местным фундаментом государственной власти остается администра­тивная область — основная территориально-административная еди­ница несуществующего Советского Союза.

В экономическом пространстве Украины выделялись Донецко- Приднепровский, Юго-Западный и Южный крупные экономиче­ские районы Советского Союза. В основу экономического райони­рования был положен производственный принцип специализации в общесоюзном разделении труда. В Донецко-Приднепровском КЭР выделялись подрайоны Донецкий, Приднепровский и Харьковский, в Юго-Западном — Киевский, Волынский, Подольский и Карпат­ский, а в Южном — Причерноморский и Крым.

Донецко-Приднепровский экономический район был одним из крупнейших в Советском Союзе, специализировался на обслужива­нии военно-промышленного комплекса (ракетостроение, танкострое­ние и т.д.). Здесь размещалась южная угольно-металлургическая база. Угольная и металлургическая промышленность являются ба­зовыми отраслями украинской экономики. Основные производствен­ные фонды этих отраслей морально устарели, требуют реконструкции или модернизации. В металлургии необходима замена доменного передела более совершенными технологиями. Крупный экономиче­ский район специализировался также на металлоемком, преимуще­ственно тяжелом машиностроении, химической промышленности, производстве стройматериалов. Здесь сосредоточены разнообразные полезные ископаемые, но местные энергетические запасы угля и при­родного газа в значительной степени исчерпаны. Закрываются не­рентабельные шахты, растет социальная напряженность в Донбассе. Не случайно забастовки шахтеров служат индикатором политиче­ской обстановки в стране.

Юго-западный экономический район выделялся в общесоюзном разделении труда развитым машиностроением и металлообработ­кой, автомобилестроением, самолетостроением, точным машино­строением, многоотраслевым агропромышленным комплексом.

Южный экономический район отличался развитым морским хо­зяйством (судостроение и судоремонт, торговый и рыболовный флот, морская химия), сельскохозяйственным машиностроением, станкостроением, развитой пищевой и легкой промышленностью и интенсивным сельскохозяйственным производством. Особенно выделялась роль района в обеспечении потребностей военно­морского флота (судостроение, приборостроение и т. д.). Общесо­юзное значение имело курортно-рекреационное хозяйство.

В основу современного районирования Украины, декларирую­щей построение гражданского общества, должны быть положены приоритеты человека над производством. Тяжелое наследие Черно­быля, неразумного «преобразования природы», подорванная биопро­дуктивность земли, морей и рек требуют особого внимания к эколо­гическому фактору. Целесообразно упразднить административный ранг городов районного, областного и государственного подчинения. При централизованном управлении экономикой ранг упрощал воз­можность финансовых злоупотреблений. При развитии местного са­моуправления каждая территориальная община независимо от числен­ности населения должна иметь равные экономические возможности.

10.3. Унитарная региональная политика

После вступления Украины в Совет Европы и Ассамблею европей­ских регионов усилилось стремление осуществить политико-адми­нистративную реформу по западному образцу. Однако в другом со­циокультурном пространстве это превращается в крупномасштаб­ную имитацию европейского регионализма в подходах к местному самоуправлению. Центр стремится осуществлять унитарную регио­нальную политику, не учитывающую цивилизационный разлом и социокультурные особенности территорий. При этом строится жест­кая вертикаль исполнительной власти, а местные территориальные общины ограничиваются в экономической самостоятельности.

Согласно принятой вертикали исполнительной власти на Украи­не главы не только областных, но и районных администраций ут­верждаются президентом страны. Казалось бы, необходимо усилить уровень местного самоуправления, предоставив территориальным сообществам право избирать главу местной власти. Однако при та­ком подходе нарушается баланс законодательной и исполнительной ветвей власти, между которыми отмечается конфронтация в вопро­сах региональной политики. Сторонники сильной исполнительной вертикали ссылаются на опыт европейских стран, например Фран­ции, где местные префекты назначаются президентом страны, но при этом не учитывают степень высокой интегрированности терри­торий в рыночные отношения, наличие сложившейся прослойки среднего класса.

Современный европейский регионализм основывается на принци­пах местного самоуправления и субсидиарности и экономической самостоятельности. Чтобы лишить украинские регионы экономиче­ского достоинства и усилить их зависимости от центральной власти, в 2000 г. директивой правительства все административные области Украины стали дотационными, обязаны большую часть налоговых и других поступлений перечислять в центр и просить у него финан­совые средства на решение местных проблем. Под предлогом кон­центрации средств для выплаты внешних долгов исполнительная власть превратила регионы в просителей бюджетного финансирова­ния. Исполнительная власть боится экономически сильных регионов и пытается присвоить себе право перераспределения бюджетного финансирования. Кроме того, объявление большинства регионов дотационными позволяет временно скрыть экономическое неравенст­во между наиболее бедной Западной и остальной Украиной, высту­пающей донором.

Украина, как член Совета Европы и Конгресса местных и регио­нальных властей, обязана привести отечественное законодательст­во в соответствие с Европейской хартией о местном самоуправле­нии. Если в 1990-е годы было 27 местных бюджетов, то по новому Бюджетному кодексу — 685. Кроме Киева, Севастополя и област­ных бюджетов, независимыми станут бюджеты городов областного подчинения и районные. В условиях отсутствия нового Налогового кодекса у местных общин ограничены возможности для создания финансового фундамента развития. Практически исчерпаны воз­можности расширения доходной базы за счет новых местных нало­гов. В целях сохранения малого и среднего бизнеса необходимо со­кращать местные налоги и сборы. Проводимая административная реформа на основе имитации принципов европейского регионализ­ма предполагает еще более жесткую исполнительную вертикаль власти. В условиях дефицита государственного бюджета Киев стре­мится урезать местные бюджеты, ограничить местное самоуправление путем централизованного перераспределения бюджетных средств. При этом, например, городские власти лишаются заинтересованно­сти в создании благоприятного климата для развития производства.

Относительно благополучны бюджеты в местах, где размещены экспортные производства или концентрируются потоки импортного ширпотреба. Например, в Одесской области только областной центр, города Ильичевск, Южный, Белгород-Днестровский и Овидиопольский район являются недотационными. В Одессе главным градооб­разующим производством вместо Черноморского пароходства стала внутренняя торговля и морской порт. Бюджет Южного формирует­ся за счет торгового порта и припортового завода, экспортирующе­го химические продукты. В Овидиопольском районе расположен один из крупнейших на Украине оптово-розничных рынков, чьи отчисления в бюджет сопоставимы с Ильичевским портом. В Бел- городе-Днестровском зарегистрировано большое количество одес­ских торговых фирм.

Киев трансформируется в бюрократическую столицу, в том числе за счет перераспределения в свою пользу зарубежных инвестиций. В отличие от Москвы, ставшей одним из мировых городов с высо­кой геоэкономической рентой, экономические возможности Киева ограничены.

Крупнейшие индустриальные центры расположены в Восточной Украине. Харьков, до 1960-х годов опережавший Киев по числен­ности населения, промышленному потенциалу высокотехнологиче­ских отраслей и числу высших учебных заведений, сохраняет функ­ции крупного центра машиностроения и оборонно-промышленного комплекса страны. Донецк и Днепропетровск являются столицами базовых отраслей экономики, угольной промышленности и черной металлургии. Промышленность этих городов вносит наибольший вклад в формирование ВНП Украины.

Киев еще не сложился как культурно-политический центр госу­дарства. Поэтому в отличие от России, где выражено противостоя­ние между центром и периферией, на Украине характерно противо­стояние между регионами. Региональные элиты (местные корпора­тивные кланы) ведут борьбу за представительство в государственной власти, адекватное экономической мощи территорий. Особенно ост­ро противостояние между центром и регионами в перераспределе­нии налоговых поступлений в местный и государственный бюджет.

Социокультурный регионализм проявляется в наличии трех регио­нальных блоков Западной, Восточной и Южной Украины. В первое десятилетие независимости в политическом пространстве домини­ровала национальная (галицийская) идея. Львовская элита во главе с бывшими диссидентами выполняла роль общенационального ли­дера в борьбе за власть и становление украинской государственности. В результате национальная идея скомпрометирована воинственным провинциализмом. Галицийская идея «самостийников», присвоив­ших монопольное право выступать от всей Украины, нанесла ог­ромный ущерб становлению государственности. Политический со­юз панукраинистов с бывшей партноменклатурой способствовал формированию преступной властной элиты, расцвету казнокрадства и деиндустриализации государства. Это в первую очередь сказалось на экономике Западной Украины. Регион не только не стал лиде­ром деловой активности и привлечения зарубежных инвестиций, а превратился в дотационную территорию, самую большую зону бедности и безработицы, живущую за счет других регионов страны.

Экономический регионализм выражен в наличии небольшого ко­личества областей-доноров (Днепропетровская, Донецкая и ряд других) и большого количества территорий депрессивного развития. Дотационными являются большинство областей Западной Украи­ны. Особенно следует выделить западные территории депрессивного развития (Закарпатская, Черновицкая области и юг Одесской облас­ти), имеющие небольшой стаж вхождения в геоэкономическое про­странство Украины.

Большие региональные различия отличаются в уровне сред­ней зарплаты. Здесь лидирует Киев, а также Донецкая, Запорожская и Днепропетровская области, где средняя зарплата в 2—3 раза вы­ше, чем в Западной Украине. Регионы различаются по уровню ре­альной безработицы, в несколько раз превышающей данные офи­циальной статистики. Примерно 6 млн украинцев не имеют работы или получают зарплату значительно ниже мирового уровня бедно­сти. Наиболее высокий уровень безработицы в Западной Украине (Ивано-Франковская, Львовская, Волынская, Ровенская, Житомир­ская и Черновицкая области).

Средний уровень бедности на Украине составляет 28%. Почти 15 млн украинских граждан относятся к категории бедных. Самый высокий уровень бедности отмечен в Луганской и Николаевской областях (свыше 43%), далее идут Западная Украина (Волынская, Ровенская, Житомирская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновиц­кая области), Херсонская и Запорожская области, Автономная Рес­публика Крым. Наиболее низкий уровень бедности (менее 20%) кроме столичного Киева в Черниговской, Харьковской, а также в Закарпатской, Киевской и Одесской области. Если Киев выделя­ется самым высоким уровнем зарплаты, то в пограничных областях уровень жизни поддерживается за счет трансграничной частной торговли (Черниговская, Харьковская и Одесская области) или вы­сокой доли трудоспособного населения, временно работающего за рубежом (Закарпатская область). В регионах с относительно низким уровнем бедности высокая самозанятость, временная трудовая ми­грация, высокая доля незарегистрированного сектора экономики (теневой торговли и личного подсобного хозяйства).

В связи с экспансией российского капитала на Украину пред­почтение отдается Восточной и Южной Украине с наиболее благо­приятным социопсихологическим климатом. Поэтому в будущем это обстоятельство еще больше усугубит проблему создания новых рабочих мест в Западной Украине, где, особенно в Галиции, про­явилась нетерпимость к России, русскому языку и культуре.

На Украине отсутствуют символы, способные консолидировать общество. В первые годы независимости попытка коррумпирован­ной власти, состоящей из бывшей номенклатуры и националистов, поставить на главный пьедестал вместо Ленина Тараса Шевченко привела к тому, что потребуются годы, чтобы восстановить доброе имя великого поэта. В качестве символа Галиции и украинской со­циал-демократии чаще называется имя Ивана Франко, а для ради­кальных националистов символом является Степан Бендера. Для украинской Украины Мазепа и Петлюра — рыцари революции и сим­волы евроинтеграции, для русскоязычной Украины они — измен­ники и предатели. У каждой Украины свои исторические символы и мифы о голодоморе и репрессиях, бендеровцах и петлюровцах, индустриализации и советской власти.

Особенностью региональной политики Украины является низ­кий профессиональный уровень территориальных проектов соци­ально-экономического развития. В основу региональных программ развития положены уже несуществующие методики социалистиче­ского устойчивого планирования от достигнутого уровня, игнори­рующие геополитические и геоэкономические факторы.

Для страны, через которую проходит цивилизационный разлом, наиболее оптимальным является федеративное устройство. Однако административная реформа на этой основе возможна при сильной власти, способной консолидировать украинское общество. Пробуж­дение «регионального патриотизма» во время парламентских выбо­ров 2006 г. стало местной реакцией восточных и южных регионов Украины на националистическую политику киевской «оранжевой» власти, неспособной создать консолидированную модель украин­ского общества и условия для социально-экономического развития регионов. Однако этот местечковый патриотизм также основан не на принципах европейского регионализма, а на территориальном се­паратизме. В конце концов, националистическая модель унитарно­го регионализма сменилась олигархическим регионализмом, также лишенным каких бы то ни было принципов, заложенных в осно­ву политики ЕС.

10.4. Западная, Восточная и Южная Украина

Территория Украины в современных границах сложилась в резуль­тате длительного развития на геополитических рубежах Запада, Востока и Юга, где сформировались три крупные геополитические «плиты» социокультурных регионов Западной, Восточной и Южной Украины. Геополитическая рубежность отразилась в формировании исторических областей, представляющих своеобразные «острова», обладающие собственной энергетикой развития с высокой степенью социокультурной связанности. В мощном геополитическом и гео- экономическом пространстве они объединялись и, наоборот, в пе­риод войн, смут и анархии распадались на самостоятельные страты «удельных княжеств».

Геополитические «плиты» имеют разную природу рельефа и кли­мата. Запад занят Карпатами, Подольской и Приднестровской воз­вышенностями, Восток и Юг — соответственно Приднепровской и Причерноморской низменностями. На западе преимущественно расположены лесная зона и лесостепь, на востоке — степь, лесо­степь и лес, на юге — ковыльные степи. Географический север Ук­раины и «полюс» холода не совпадают, наиболее холодные террито­рии расположены на северо-востоке страны. Не случайно в этом направлении шла миграция в период монголо-татарского нашест­вия и в эпоху Руины, когда заселялись буферные земли между Мо­сковской Русью и степью. На северо-востоке зимы снежные и жи­вотным трудно добывать корм, поэтому степные орды предпочитали кочевать южнее.

Западная, Восточная и Южная «плиты» имеют транспортно­коммуникационные особенности. В лесной зоне основные пути про­ходили по рекам, а в Диком Поле сухопутные военные и торговые шляхи — по водоразделам (суходолам). В советском геополитическом пространстве три «плиты» были известны как крупные экономиче­ские районы со специализацией во всесоюзном разделении труда.

После распада Советского Союза вскрылись потенциально «сейсмические» геополитические зоны в Европе, обнажились ста­рые политические, экономические и этнические границы. Это осо­бенно наглядно проявляется на примере пакта Молотова — Риббент­ропа. В соответствии с секретными статьями Договора о ненапа­дении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 г. и германо-советским договором о Дружбе и границе между Герма­нией и Советским Союзом от 23 сентября 1939 г. Западная Украина и Бессарабия вошли в советскую сферу влияния. Галиция и Вос­точная Волынь были воссоединены с Советской Украиной. Совет­ским Союзом в нарушение принятых соглашений была присоединена Северная Буковина. В Украину вошла также Южная Бессарабия, а левобережное Приднестровье, имевшее с 1924 г. права автономии, было передано провозглашенной Молдавской ССР.

Западные и приморские территории, наиболее близко располо­женные к объединенной Европе, оказались среди наиболее депрес­сивных районов Украины. Обращает на себя внимание, что речь идет не просто о территориально-административных единицах, а об исторических областях с относительно небольшим сроком пребы­вания в геополитическом пространстве Украины (Крым, Закарпа­тье, Северная Буковина и Южная Бессарабия или Буджак). Здесь были расположены крупные транспортные узлы Советского Союза — закарпатский железнодорожный и автомобильный, дунайские и крым­ские порты, международный аэропорт. В свою очередь эти истори­ческие области представляют собой геоэкономические «острова», отделенные от остальной территории страны естественными пре­градами — Карпатами, Сивашем и Днестровским лиманом. Геоэко­номические «острова» Украины слабо увязаны с коммуникацион­ным каркасом государства (Крым, Закарпатье, Буджак и др.).

Местечковый подход к региональному развитию, попытка све­сти проблемы территорий к имитации простых экономических ре­шений (свободная экономическая зона, программа реструктуриза­ции хозяйства и другие) без государственной стратегии реального вхождения этих территорий в формирующееся коммуникационное пространство Украины может со временем привести к социальным потрясениям. Это уже проявляется в высокой степени криминали­зации, безработице и реальном снижении качества и уровня жизни, который в недавнем прошлом был значительно выше среднесоюз­ного. При длительном отсутствии реальной государственной страте­гии регионального развития местные экономические требования могут перерасти в политические. Рассмотрим особенности транс­формации основных геополитических «плит», составляющих основу формирующегося коммуникационного каркаса Украины.

Западная Украина — социокультурный регион и геополитическая «плита», испытывающая сложные процессы трансформации в неза­висимом государстве. Включает историко-географические области Галицию, Волынь, Закарпатье и Северную Буковину, входящие в про­шлом в геополитические пространства Австро-Венгрии, Российской империи и других государств. Галиция является родиной радикаль­ного украинского национализма. Значительная часть украинского населения исповедует маргинальную греко-католическую религию. Истинно верующие местные украинцы ощущают себя частью за­падно-христианского мира. Западная Украина стала наиболее де­прессивным в экономическом отношении регионом Украины с вы­соким уровнем безработицы.

Западная геополитическая «плита» создавалась преимуществен­но под воздействием центральноевропейских традиций, характери­зующихся относительным либерализмом. В Западной Украине вы­деляется несколько исторических областей: Галиция (Галичина), Волынь, Закарпатье, Северная Буковина и Подолье с характерными проблемами геоэкономической трансформации. Центральноевро­пейские традиции в Галиции, Закарпатье и Северной Буковине на­считывают почти семьсот лет. Здесь влияние на формирование ук­раинской нации особенно оказывал католицизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: