Анализ ситуации

В процессе занятия психолог (или педагог) внимательно наблюдает за поведением ребенка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это одна из самых сложных за­дач, стоящих перед специалистом, и без ее выполнения невозможно будет двинуться дальше в обучении ребенка. Недопустимо, если ответом на попытку ребенка вступить в контакт станет непонимание.

Близкие ребенка тоже должны более вдумчиво относиться к изменениям в его поведении.

Для того чтобы объединить усилия специалиста и родителей, советуем уделять некоторое время обсуждению итогов занятия. Разберите с мамой ребенка (или с тем из близких, кто большую часть времени проводит с ре­бенком) следующее:

— Содержание занятия: если близкие ребенка не про­являют инициативу сами, то в ходе такого обсуждения втягиваются в процесс обучения. Объясняя смысл про­исходящего на занятии, отвечая на вопросы, психолог знакомит родителей аутичного ребенка с особенностями подхода к обучению и воспитанию таких детей. Родители смогут использовать эти знания в повседневной жизни;

— Новое, появившееся в поведении ребенка:это необходимо для того, чтобы обозначить на словах моменты прогресса в развитии ребенка и спланировать дальнейшие действия. Родители, конечно же, должны знать о достижениях ребенка и учитывать это при построении своих взаимоотношений с ним;

— Непонятные моменты: педагог вынужден «рас­шифровывать» речь и действия ребенка. Порой это по­чти невозможно, если речь ребенка неразборчива и не­внятна, а действия на первый взгляд лишены логики. Мы советуем запоминать все непонятное, чтобы обсудить это после занятия с мамой. И в этом случае «сокабачны» окажется «яблочным соком», а «усус» «уксу­сом». Протягивание педагогу веревочки со словом «тот», окажется воспоминанием ребенка о том, как покупали в магазине торт и продавец завязал коробку веревочкой. А набросив на голову полотенце, ребенок, оказывается, изображал привидение, вспомнив образ из мультфиль­ма. Понимание смысла слов и действий ребенка позво­ляют поддержать его попытку пойти на контакт, всту­пить в общение. Кроме того, каждая такая попытка мо­жет быть использована в дальнейшем, постепенно набор понятых слов и действий ребенка увеличивается, и это дает новые возможности для развития общения;

— Повседневную жизнь ребенка: педагог должен знать, какие конфетки купил ребенок вчера в магазине, как провел выходные, какие книжки читал вчера с ма­мой. Ведь все, что происходит в жизни ребенка, может «всплыть» на занятии. Более того, педагог может специ­ально «организовать воспоминание»: «А хорошо вчера было в «Макдоналдсе»? Ну-ка, расскажи, что ты там ел». Полезно знать, какие ребенок любит мультфильмы, сказ­ки, детские передачи, сладости, его предпочтения в еде, и использовать эти знания на занятиях.

участие мамы в проведении занятия

Не всегда получается точно описать поведение ребенка во время занятия, воспроизвести его непонятные выска­зывания. Поэтому в некоторых ситуациях полезно учас­тие мамы в занятии.

Такое участие должно быть строго ограничено (об этом следует договориться заранее): она будет только наблюдателем и слушателем, не вмешиваясь в ход заня­тия. Но в ситуации затруднения поможет найти нужную вещь — игрушку или пластилин, а если педагог не пони­мает, что ребенок делает или говорит, — выступит в ка­честве «переводчика». Такой подход может значительно повысить эффективность занятий.

Стремление понять ребенка во всех тонкостях его проявлений становится на определенном этапе занятий одной из главных задач. Это произойдет, когда ребенок станет более активен во взаимодействии с миром. Зада­ча специалистов и родителей — поддержать эту актив­ность и развивать ее в дальнейшем. Для этого необходи­мо вникать в смысл действий ребенка, принимать его предложения поиграть. И стараться понять, что он говорит, реализовать любую возможность развития диалога.

закрепление полученных знаний в повседневной жизни

В ходе бесед родители знакомятся с содержанием занятий, получают информацию о психологических новообразованиях в развитии ребенка и используют эти зна­ния в повседневной жизни. Например, если на занятии педагог организовал игру «Цветная вода», мама повторя­ет эту игру, закрепляя названия цветов, а в дальнейшем воспроизводится игра в «Кафе» (см. с.34). Также педагог дает задания на дом. Обычно это задания, кото­рые невозможно выполнить на занятии. Например, по­мочь ребенку осуществить покупку в магазине, на про­гулке организовать взаимодействие с другим ребенком.

выработка единого подхода к обучению и воспитанию

Для того, чтобы занятия с аутичным ребенком были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Нередки случаи, когда проявления аутичным ребен­ком активности, часто резко выраженные, даже неаде­кватные, воспринимаются родителями как упрямство, капризы, попытка манипулировать взрослыми. Если та­кое происходит, психолог (или педагог) должен объяс­нить родителям особенности поведения аутичных детей, их одержимость своими желаниями, неумение ждать. Иначе может возникнуть ситуация, когда со стороны значимых взрослых предъявляются разные требования: один запрещает, а другой разрешает и поддерживает. Противоречивость требований вредна любому ребенку, а ребенок с синдромом аутизма в таком случае теряет ориентиры в жизни, возможность адаптироваться к окру­жающей среде снижается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: