Выделяют деструктивные и конструктивные конфликты
Причины деструктивных конфликтов.
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами. К ним относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей. Неправомерные действия подчиненных руководитель видит обычно лучше, чем свои ошибочные действия. Кроме того, он является той инстанцией, которая и должна нейтрализовать ошибки подчиненных. Поэтому остановимся именно на ошибочных действиях руководителей, приводящих к деструктивным конфликтам.
Ошибочные действия руководителей можно сгруппировать в три направления:
1) нарушения служебной этики;
2) нарушения трудового законодательства;
3) несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда.
К нарушениям служебной этики относятся:
– всевозможные проявления грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным;
– обман подчиненных (явный и неявный), невыполнение обещаний;
|
|
– нетерпимость к мнениям, отличным от своего собственного, зажим критики;
– ущемление прав подчиненных;
– злоупотребление положением начальника;
– поручения исполнителю "через голову" непосредственного руководителя (и вообще работа с исполнителем без ведома непосредственного руководителя);
– утаивание информации (в том числе неосознанное), ставящее подчиненного в положение неопределенности;
– критика, принижающая достоинства человека.
Проявления несправедливой оценки руководителем подчиненных:
– ошибки в применении поощрений и наказаний (наиболее вероятны, когда отсутствует продуманная система поощрений и наказаний);
– недостатки в распределении работ между исполнителями;
– установление оклада, нарушающего баланс "вклад – оклад";
– приглашение работника со "стороны", когда кандидаты на эту должность есть в самом коллективе;
– руководитель болезненно относится к авторитету подчиненного;
– огульная критика группы подчиненных (такая критика неконкретна и воспринимается как несправедливая, т.к. каждый может посчитать, что она к нему не относится);
– нечеткая формулировка руководителем поручаемых заданий;
– -недооценка руководителем разъяснительной работы.