Эгейская художественная культура

Эгейская культура была открыта в начале ХХ века английским археологом А. Эвансом на острове Крит. Раскопки, сделанные в городе Кноссе доказывают мастерство архитекторов в освоение и организации пространства. Кносский дворец (прообраз легендарного лабиринта с быком Минотавром) органично вписан в ландшафт. Зодчие учитывали форму ландшафта, течение вод и воздушных потоков. Дворец расположен на невысоком холме. Его центр – прямоугольный двор, вокруг которого свободно группируются помещения. Стены парадных залов расписаны фресками (сцены праздников, торжественных обрядов, обыденной жизни). Поклонение богам происходило на природе, в священных рощах и пещерах.

Микенский дворец- прообраз греческого храма и греческого жилища. В центре – очаг –символ человеческого уюта. Вокруг очага 4 колонны, которые поддерживают навес с отверстием для дыма. Зал служил для торжественных собраний и пиров. Воинствующий дух ахейцев отразился на сюжетах фресок: сцены охоты и битв. Композиции статичны, симметричны.

«Гомеровская Греция» представлена предметами гончарного искусства, которые украшают символическими узорами, затем появляются фигуры птиц и зверей, и, наконец, человеческие фигуры.

Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главные из них жили на Олимпе. Позднее в мифах появляется герой, это рожденный женщиной сын бога.

В 8 веке до н.э. появляется алфавитное финикийское письмо, что обусловливает рождение литературы – эпоса, который представлен творчеством легендарного поэта (аэда) Гомера.

Реальная жизнь полиса представлена в творчестве Гесиода (поэма «Труды и дни»).

Климатические изменения (похолодание), происходящие в железный век, требуют от культур принятия решений. Многие народы не выдержали испытаний, остались «неисторическими».В Элладе (Греция) складывается особая античная культура. Похолодание здесь проходит мягче, спасал горный рельеф, но пришлось перестроить сельское хозяйство: использование железных орудий, посев новых культур (оливы, виноград). Море благоприятствует развитию торговли, освоению новых островов. Строятся корабли, дома из дерева. Формируется «средний класс». Отношения между людьми регулируются на основе законов. Возникают объективные условия для установления режима рабовладельческой демократии. Появляется возможность для проявления экономически, политически и духовно свободных людей.

«Гомеровская Греция». Об этом периоде можно судить по предметам гончарного искусства. Узоры символизируют элементы мироощущения греков: геометрический узор, фигурки зверей и птиц, наконец, человеческие фигурки. Формы сосудов разнообразны, зависят от функций: амфоры, для хранения вина и масла, кратеры для смешивания вина с водой, пискиды для благовоний, энохии для разлива вина во время трапез.

Ксоаны – статуи из дерева или камня, изображения богов, которые греки наделяли человеческими чертами, свидетельствуют об интересе человека к самому себе.

Вспомним, греки были язычниками. Наиболее почитаемые боги – Олимпийцы \12\, главный среди них –Зевс. Число 12 не случайно, оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. Позже в мифах появится герой, в котором воплощены идеальные черты человека: благородство, социальная значимость, воинские доблести, его почитают, высокое общественное положение \ Геракл\.

Связь между людьми и богами осуществляется через оракулов, которые обращались к природе для получения прорицаний: шепот листьев чудодейственного дуба, журчание воды священного источника, присматривались к полету птиц или поведению животных!

Появление в 8 веке до нашей эры финикийского алфавитного письма обусловило рождение литературы. Первый странствующий аэд –Гомер, создает (?) «Илиаду» и «Одиссею» – эпос. Мифы в его произведениях принимают исторический характер. Олимпийские игры с 776 года проходили каждые 4года и продолжались несколько дней: это период священного перемирия. Здесь утверждался культ красоты тела, ценились не происхождение, а сила, ловкость, красота. Героям ставились памятники.

8-6 века до нашей эры К. Яспер с определял как «осевое время», когда культура должна ответить на вызов биосферы и сделать выбор в своем развитии. В «железный век» происходят климатические изменения, надвигается похолодание, которое на территории Греции проходит мягче, благодаря горному рельефу. Происходит перестройка сельского хозяйства, посевы новых культур: виноград, оливы. Лес идет на постройку домов и кораблей. Море позволяет развиваться торговле и освоению новых территорий. Греки чувствуют себя частью природы, но особенной частью. Культивируется социальность, осознается ценность личности, что приводит к формированию европейских ценностей, изначально осознаваемых мудрецами: необходимо 10 поколений, прежде чем они станут достоянием общества в целом.

Грек учится у природы, поэтому творчество трактуется как мимесис \подражание \, но вводит свой порядок, гармонию и равновесие. Так возникает город – ясная и продуманная система архитектурных форм: ордеров \ордо - порядок, строй \, который становится основой и всей европейской архитектуры. Ордер в архитектуре – это соотношение несомых и несущих частей сооружения, их равновесность, гармония \дорический, ионический, коринфский \. Названия соответствуют местам возникновения, позднее наполняются человеческим смыслом: дорический – мужественность и героизм, ионический – женственность, мягкость, изящество, коринфский –близок ионическому. Ордер – общая система правил, не исключающая творческого поиска художника, зодчего и т.п.

В конце 7 века до нашей эры завершается формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль, периптер.

Художественная культура греческой классики 6-4 века до н.э.\.

В основе греческой классики лежит представление о мере и гармонии. Ведущая роль принадлежит Афинам, расцвет которых связан с именем первого стратега Перикла \444-429\, возле которого группировалась интеллектуальная и художественная элита: Софокл, Гипподам, Геродот. «Называется наш строй демократия, ввиду того, что сообразуется не с меньшенством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права… Никогда …человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности, вследствие ничтожности своего положения… Мы любим красоту, соединенную с простотой и любим образованность, не страдая слабостью духа… каждый человек в отдельности… может проявить себя полноценной и самостоятельной личностью в самых разнообразных положениях и с наибольшей ловкостью и изяществом»\Перикл \. Афиняне чувствовали себя победителями, были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, способны воплотить в своих творениях; они любили своих мастеров и годились ими. Для хранения культурных ценностей строились специальные здания – плеотеки \ плео – многочисленный, теке – хранилище \. Агон /соперничество / - основная черта античного образа жизни.

Художественная культура поздней античности \4век до н.э. –5 век нашей эры\

Рим подчиняет весь Апеннинский полуостров, Карфаген, Грецию и все восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-администативное государство с хорошо отлаженным строем жизни; появляются и работают новые механизмы управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание: закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. Культура открыла и продемонстрировала на практике особую форму сосуществования разных народов и культур, возможности централизованной власти.

Литература:

Бернал Дж. Наука в истории общества.

Лосев А.Ф. Античная эстетика. Ранняя классика.

Ясперс К. Смысл и назначение истории.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.

Йонас Ганс. Изменившийся характер человеческой деятельности. \\Человек. 1999. № 1,2.

Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура.

Эстетика: Словарь \ под общей ред. А.А. Беляева и др. 1989

Искусство Древних греков.

Греческое искусство, фундамент и первый идеал художественной культуры Запада, передало нам сами формы красоты. Из огромного наследия, которое благодаря колонизации распространилось от Малой Азии до Южной Италии, мы рассмотрим лишь произведения самых выдающихся мастеров и наиболее оригинальные шедевры.

За более чем тысячелетнюю историю эллинского населения Греции, Малой Азии, островов в Эгейском и Ионическом море, Великой Греции, Сицилии и других колониях от Черного моря до западного Средиземноморья, государств возникших на месте державы Александра, выработало в живописи, скульптуре и архитектуре типы, формы и ценности, которые легли в основу европейского чувства прекрасного, которое посей день во многом считается непревзойденным. Освобождение истории Древнего искусства от классификаторской практики археологии позволяет по-новому взглянуть на древнегреческую культуру от архаической эпохи до блистательного растворения в римском искусстве императорской эпохи. Эллинское наследие воспринято Европой разными путями:

1. Напрямую через Византию;

2. в бывших римских провинциях – через памятники протороманского и романского стиля;

3. в эпоху Возрождения;

4. в эпоху классицизма;

5. Новое время и наши дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: