Раздел 1. Основы детской практической психологии

Ответственность психолога дошкольного образовательного учреждения за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка

на каждом возрастном этапе; своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении и отношениях; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень -еще один круг задач практического психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения (Практическая психология образования. - М., 1997).

Принцип работы психолога в этом случае - не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и их корректировка, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса (Т. И. Чиркова). Залог успеха практического психолога - оптимизм, понимаемый как вера в силы ребенка, вера в то, что любая ситуация может быть изменена к лучшему (О. А. Шаграева).

Как часто практический психолог пытается говорить с родителями о том, что ребенок не готов к школе, что он отстает в своем развитии, что он замкнут, не общителен? За этими обращениями стоит искренняя тревога специалиста за судьбу малыша. Но следует при этом помнить: обилие негативной информации, которая обрушивается на родителей, не способствует решению проблемы. Подобная постановка вопроса лишь отталкивает их. И практический психолог остается один на один со своими проблемами и стремлением что-либо исправить. Не лучше ли взять ситуацию под свой контроль и сделать все, что в ваших силах? Не лучше ли заставить родителей поверить в то, что их ребенок достаточно умен и воспитан, но стоит еще немного поработать, еще больше внимания уделить ребенку - и ситуация станет более успешной, чем она была до сих пор. Психолог должен хорошо знать ребенка и начинать беседу с родителями с позитивных сторон в его развитии.

Психодиагностика и вопросы этики

Методы диагностики, которыми может располагать практический психолог в настоящее время, чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Некоторую проблему до сих пор, пожалуй, составляют методы диагностики ребенка раннего возраста. Что же касается диагностики психического развития ребенка дошкольного возраста, то здесь может возникнуть лишь одна проблема - как из лучшего выбрать лучшее.

Этическая сторона вопроса заключается в неразглашении результатов такого рода исследований, строгом соблюдении прав маленького человека.

В общении с родителями и воспитателями, педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения психологу

следует научиться принимать тревогу взрослых людей за судьбу ребенка и понимать причины возникших трудностей. Следует подвести взрослых к конструктивным разрешениям проблем. Следует обучить их конкретным технологиям работы с детьми дошкольного возраста.

Психологическое консультирование и его
теоретические основы

Психологическое консультирование - одна из наиболее сложных сторон деятельности практического психолога. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у человека, обратившегося за помощью, могут быть актуализированы дополнительные внутренние психологические силы и способности. Они же, в свою очередь, помогут ему обнаружить новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации. Считается, что принципиальными в данной сфере деятельности практического психолога являются следующие вопросы.

В чем суть процесса, возникающего между человеком, обратившимся за помощью (клиент), и человеком, ее оказывающим?

Каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта?

Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования?

Какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента?

Каковы те приемы или техника, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи (Психология: Словарь. - С. 172).

Важно помнить, что "детский практический психолог не подменяет в своей работе педагога, патопсихолога, психотерапевта или дефектолога, с которым он может тесно сотрудничать в случае пограничных проблем". Он решает свои конкретные консультативные задачи, связанные с разносторонним анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением "условно-вариативного прогноза" и психолого-педагогических рекомендаций (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере).

Возрастная и педагогическая психология, социальная психология и психология индивидуальных различий, психология аномального развития являются теоретической основой психологического консультирования.

Возрастная психология содержит информацию об особенностях психического развития ребенка на тех или иных возрастных этапах.

Она отвечает на вопрос о том, что является показателем его нормального развития, а какие особенности требуют немедленного вмешательства. Как показывает практика, очень многие особенности поведения и психики ребенка объясняются именно спецификой возраста. Об этом можно и нужно говорить с педагогами и родителями.

Социальная психология изучает закономерности процесса общения, законы поведения человека, включенного в социальные группы. Социальная психология исследует законы функционирования семейного коллектива, специфику отношений, складывающихся в группе детей, особенности становления и развития педагогического коллектива.

Педагогическая психология дает представление о принципиальных моментах построения процессов обучения и воспитания не только ребенка, но и взрослого человека. Эта информация необходима для консультирования воспитателей и педагогов по проблемам организации процесса обучения и воспитания в дошкольном учреждении. Как обучать ребенка игре, как научить решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Психология индивидуальных различий рассматривает вопросы, связанные с особенностями психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются индивидуально-психологические различия, которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы, так и целостные личностные образования (В. С. Мерлин).

Психология аномального развития позволяет сформировать у молодых специалистов представления о разных формах отклоняющегося поведения, дает им навыки профессионально грамотной диагностики и коррекции нарушений развития у детей.

Система подготовки будущих специалистов

Подготовка специалистов в области детской практической психологии на педагогическом факультете Московского городского педагогического университета ведется по широкому спектру психологических дисциплин. Студенты изучают возрастную, педагогическую и социальную психологию, психологию управления. Им читают курсы по истории детской психологии, психологии индивидуальных различий.

Вниманию будущих специалистов предлагаются спецкурсы по психологии общения и психологическим аспектам семейного воспитания. Детская практическая психология, диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста, психологическое консультирование, психокоррекция аномального развития ребенка - учебные

курсы, которые призваны вооружить студентов навыками практической работы с детьми дошкольного возраста, родителями, коллективом педагогов дошкольного детского учреждения.

Настоящее пособие подготовлено педагогическим коллективом кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ: Детская практическая психология, Психологическое консультирование, Психологическая диагностика развития ребенка, План практических занятий по курсу "Психологическое консультирование", План проведения практических занятий по курсу "Психологическая диагностика развития ребенка", Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение, Психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде, Этические и правовые основы профессиональной деятельности психолога (Г. Г. Филиппова); Психокоррекция аномального и отклоняющегося развития, Конспекты лекционных и практических занятий по курсу "Психокоррекция аномального и отклоняющегося развития" (А. Д. Кошелева); Социально-психологический тренинг и групповая психотерапия, Приложения. Практические упражнения по курсу "Социально-психологический тренинг и основные направления групповой психотерапии" (О. А. Шаграева); Организационно-методическая работа практического психолога в дошкольном учреждении, Конспекты лекционных, семинарских занятий, практические занятия по курсу "Организационно-методическая работа практического психолога в дошкольном учреждении", Приложения. Нормативные документы, регламентирующие деятельность практического психолога (В. К Перегуда).

А. Кошелева,
О. Шаграева

Часть I
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(РАННИЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

Пояснительная записка

Программа курса "Детская практическая психология (ранний и дошкольный возраст)" имеет в основе программу общего курса "Детская практическая психология" для студентов, обучающихся по специальности "Дошкольная педагогика и психология". Особенностью данной программы является углубление и расширение разделов, связанных со спецификой психолого-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Включены темы, в которых рассматривается проблема эмоционального благополучия ребенка и ее связь с психолого-педагогической работой с ребенком и его семьей. В Программу введен раздел, посвященный психологической практике в период пренатального развития ребенка и в младенческом возрасте. (Эти темы отсутствуют в имеющихся учебных пособиях по общему курсу "Детская практическая психология".)

Современное состояние психологической практики и появление социального запроса на психолого-педагогическую помощь в период беременности и воспитания ребенка грудного возраста требуют ориентации практических психологов в проблемах, характерных для детской психологии.

Программа состоит из трех разделов:

Раздел 1. Основы детской практической психологии.

Рассматриваются общие теоретические основы практической психологии и специфика детской практической психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: