Тема 1. Области детской практической психологии

Разные направления деятельности детского практического психолога, включающие все виды психологической работы. Развивающая работа, профилактика и коррекция проблем в развитии ребенка, выявление групп риска, консультирование родителей по проблемам психического развития ребенка и особенностей взаимодействия с ними, консультирование других специалистов, работающих с ребенком.

Психологическое просвещение: просвещение родителей и специалистов, работающих с ребенком о закономерностях психического развития, проблемах развития, методах из профилактики и коррекции.

Просвещение детей включает повышение компетентности относительно своих переживаний и переживаний сверстников, овладения навыками самоконтроля и саморегуляции.

Психологическая профилактика: выявление возможных особенностей и нарушений развития, осуществление мероприятий по их предупреждению (прогноз нормативных кризисов при изменении структуры семьи, проблемы адаптации, профилактика кризисов развития и т.п.).

Психолого-педагогический консилиум: собирается по инициативе руководства учреждением, педагогов, родителей или психолога. В каждом случае у психолога будут разные задачи и тактика работы. Необходима подготовка к консилиуму: выявление проблем ребенка, беседы с родителями, подготовка материалов диагностики предложений решения проблемы.

Психологическая консультация: проводится с родителями, педагогами и другими специалистами; может быть индивидуальной и групповой.

Психологическая диагностика: диагностика общего психического развития, индивидуальная диагностика, диагностика проблем (выявление групп риска), уточняющая диагностика. Диагностика с детьми обычно проводится в индивидуальной форме.

Психологическая коррекция: направления и формы коррекционной работы. Диагностика динамики коррекции. Зависимость успешности коррекции от индивидуальных особенностей ребенка.

Особенности работы с семьей и в детском учреждении в разных областях психологической практики. Развивающая работа в семье и в детском учреждении. Участие родителей в развивающей работе. Профилактическая работа в семье и детском учреждении. Роль психологического просвещения родителей и педагогов. Особенности работы с семьей детей групп риска. Учет отношения воспитателей к разным детям в группе при коррекционной и профилактической работе.

Реализация возрастных возможностей психического развития, стимуляция развития индивидуальных особенностей ребенка, создание благоприятного психологического климата и оказание своевременной психологической поддержки и помощи как основные задачи детского практического психолога. Учет индивидуально-типологических и личностных особенностей каждого ребенка, его склонностей, особенностей семейной ситуации и истории жизни при осуществлении психологической работы. Тесный контакт с воспитателями для тщательного отслеживания особенностей и динамики развития каждого ребенка.

Тема 2. Виды психологической работы

Виды работы детского психолога, применяемые для решения его основных задач: групповая и индивидуальная работа, сочетание групповой и индивидуальной работы, развивающая работа, психологическое

просвещение, психологическая профилактика, психологическая коррекция.

Психологическая работа с ребенком (диагностика, коррекция, развивающая работа, психопрофилактика, элементы психотерапии); с родителями и персоналом детского учреждения (беседы, лекции, дискуссии, ролевые игры); с группой детей (игры, занятия, развивающая и профилактическая работа, психокоррекция); с ребенком и родителями (коррекция детско-родительского взаимодействия, элементы психотерапии); с группой родителей и группой семей (совместные игры и занятия, проведение тематических мероприятий); с детьми и персоналом (совместные игры и занятия, подготовка и осуществление общих мероприятий); с педагогами и другими специалистами детских учреждений (обсуждения, ролевые игры, психологическое просвещение).

Формы работы: лекции, беседы, тренинги, коррекционные занятия, игровые занятия, организация совместной деятельности, объединение детей в подгруппы с развивающими и коррекционными целями, индивидуальные и групповые формы работы, формы сочетания групповой и индивидуальной работы в группе детей.

Тема 3. Формы организации работы детского практического психолога

Четыре аспекта организации работы в детской практической психологии: научно-исследовательский, прикладной, практический и организационный. Возможность сочетания некоторых аспектов работы, сотрудничество с методическими и научными организациями. Формы обмена опытом (конференции, семинары, встречи).

Специфика и требования к специалистам, взаимосвязь всех аспектов работы. Необходимость осуществления постоянных связей между специалистами, ведущими научную, методическую и организационную работу. Инициатива практических работников, их запрос о помощи и сотрудничестве с другими специалистами. Информация со стороны научных организаций о современных разработках в области теоретической и практической психологии.

Организационная система психологической службы, состоящая из трех основных звеньев: практический психолог в детском учреждении (дошкольном учреждении общего и специального типа, государственном или негосударственном, в детской поликлинике, районной консультации и т.п.); районный кабинет методической службы и психологической помощи (центр психолого-педагогической и социальной помощи, психологический кабинет при департаменте и т.п.); центр психологической службы (при научной организации, крупном учебном центре, лечебном заведении).

Задачи каждого звена: практический психолог осуществляет непосредственную (диагностическую, развивающую, профилактическую,

коррекционную, просветительскую) работу с детьми, родителями, коллективом детского учреждения; районный кабинет предоставляет информацию и обеспечивает необходимыми пособиями и материалами практических психологов, осуществляет повышение их квалификации, организует научно-практические конференции и семинары, осуществляет консультирование для населения и специалистов; центр психологической службы осуществляет научные исследования, проводит обучение специалистов, консультирует специалистов и население, осуществляет психологическую помощь по специальным проблемам.

Тема 4. Содержание работы детского практического психолога

Специфика разделения работы детского практического психолога, связанная с возрастными особенностями психики ребенка. Необходимость углубленного знания особенностей возрастного развития для узкой специализации по определенному возрасту и знания общих закономерностей и проблем развития других возрастов. Особенности работы с младенцами, детьми раннего и дошкольного возраста, детьми с особенностями развития.

Эмоциональное благополучие ребенка как условие успешного психического развития. Понятие об эмоциональном благополучии ребенка. Семейная ситуация и отношение родителей к ребенку как условие формирования уровня его эмоционального благополучия. Связь уровня эмоционального благополучия с уровнем развития самоконтроля, познавательной мотивации, эмоциональной сферы, способности к адаптации и с другими сторонами развития ребенка.

Проблема взаимоотношения развития и обучения. Развивающее обучение и обучение, форсирующее развитие. Зона ближайшего развития. Развивающее общение как основная форма обучения в младенчестве и раннем возрасте. Эксплуатация возрастных особенностей развития ребенка.

Периодизация детского развития в аспекте задач детской практической психологии: пренатальное развитие (организация развивающей среды за счет оптимизации состояния матери и психологического просвещения матери и семьи); новорожденностъ и младенчество (организация поддерживающей и развивающей среды, налаживание взаимодействия матери и других близких взрослых с ребенком, профилактика нарушений развития общения, психических процессов, привязанности); ранний возраст (помощь родителям в организации развивающей среды, налаживание ситуативно-делового и внеситуативно-познавательного общения, профилактика проблем адаптации и обострения кризисов развития); дошкольное детство (обеспечение развивающей, профилактической и коррекционной работы с ребенком и семьей, подготовка к школе); период адаптации к школе (профилактика и коррекция школьной дезадаптации, выявление детей групп риска и работа с ними);

младший школьный возраст (профилактика и коррекция неуспеваемости, девиантного поведения, психологических проблем ребенка и семьи); отрочество (профилактика и коррекция кризиса подросткового возраста, особенностей полового созревания, девиантного поведения); ранняя юность (профилактика и коррекция девиантного поведения, личностных проблем, профориентация).

Содержание работы детского практического психолога: учет особенностей возраста, диагностика темпов и особенностей развития, развивающая работа, выявление проблем развития, коррекционная работа, выявление детей группы риска, профилактика отклонений в развитии, работа с семьей и коллективом детских учреждений.

Тема 5. Программа работы детского практического психолога

Особенности работы практического психолога в детском учреждении и в психологических центрах, обслуживающих население. В детском учреждении работа осуществляется с постоянным контингентом детей и членов их семей, в задачи работы входит планомерная диагностика психического развития, профилактика нормативных кризисов развития, сложностей адаптации; работа проводится последовательно в течение нескольких лет с одними и теми же детьми. В психологических центрах работа с более или менее постоянным контингентом (обычно с детьми и семьями группы риска, социально дезадаптированными, имеющими проблемы развития) сочетается с работой с "одноразовыми" клиентами, обращающимися за индивидуальной консультацией. Часто нет возможности проследить динамику и эффективность проведенной работы.

Планирование работы психолога в детском учреждении включает в себя выделение этапов работы, их последовательности, определение объема времени на каждый этап, содержания работы по этапам, необходимых средств.

Можно выделить следующие этапы работы психолога в детском учреждении.

Период адаптации включает знакомство с персоналом и контингентом детей и родителей, объяснение целей и задач своей работы, налаживание сотрудничества с другими специалистами, обсуждение условий работы с руководством.

Этап наблюдения включает планомерное сплошное наблюдение за детьми, по результатам которого составляется план последующей работы и формулируются первоочередные задачи: выявление проблемных зон в развитии детей и работе учреждения - особенности принятой в учреждении программы и концепции воспитания и обучения; особенности контингента детей и требований и ожиданий родителей; выявление детей с явными проблемами развития.

Диагностический этап, включающий планирование общей диагностики психического развития, необходимой диагностики

процесса адаптации детей, вновь поступивших в учреждение, диагностики уровня готовности к школе в подготовительной группе, планирование и проведение диагностики выявленных проблем в развитии детей, выявление детей групп риска.

Планирование коррекционных мероприятий включает коррекцию общих проблем учреждения (например, концепции обучения и развития, не соответствующей целям и задачам развития ребенка, форм неблагоприятного стиля взаимодействия педагогов с детьми и т. п.) и частных проблем индивидуального развития детей, выявленных в ходе диагностики.

План развивающей и профилактической работы с детьми разного возраста строится с учетом выявленных на этапе наблюдения и диагностики особенностей развития, включает в себя работу с детьми (по общим и индивидуальным проблемам, групповую и индивидуальную), работу с семьями и коллективом учреждения.

Планирование работы с семьями воспитанников заключается в составлении графика тематических встреч с родителями, индивидуальных консультаций, в организации наглядной просветительской работы.

Особенности работы психолога в детских учреждениях закрытого типа зависят от профиля данного учреждения и чаще всего требуют специальной подготовки. В любом случае включают работу с персоналом учреждения, семьями воспитанников (или семьями усыновителей).

Организация индивидуальной психологической работы, планирование встреч с клиентом, коррекционной работы и способов контроля результатов. Для проведения индивидуальной психологической работы с детьми, родителями и сотрудниками учреждения необходим кабинет, оснащенный пособиями, диагностическими материалами, обстановка кабинета должна обеспечивать психологический комфорт клиента. Необходимо, чтобы вся документация хранилась в отдельном, недоступном другим лицам месте, пользование ею возможно только с разрешения психолога.

Оформление психологического заключения. Психологическое заключение в письменной форме предоставляется родителям ребенка по их запросу или по запросу третьих лиц. В соответствии с характером запроса (диагностика, характеристика особенностей развития, выявление проблем развития и т.п.) составляется текст заключения. В тексте необходимо доступным для заказчика языком описать необходимую информацию, аргументировав ее результатами обследования ребенка. Предоставляемая информация не может быть использована во вред ребенку. Родители должны быть проинформированы о ее содержании и возможных последствиях для ребенка. Психолог решает, какую информацию можно, а какую нельзя включать в заключение.

Раздел 3. Содержание работы детского практического
психолога с детьми дошкольного возраста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: