Тема 1. Практическая психология как наука и практика

Теоретическая и практическая психология. История развития теоретической и практической психологии. Бытовая и научная практическая психология. Взаимосвязь теоретической и практической психологии.

Взаимодействие теории и практики в психологии. Функции теоретической психологии: изучение возрастных особенностей развития ребенка; разработка и апробация диагностических методик; разработка методов и принципов коррекционной и развивающей работы. Функции практической психологии: постановка проблем для теоретической психологии; апробация и коррекция методик, методов и приемов работы; апробация теоретических подходов к проблеме развития психики.

Цели и задачи теоретической и практической психологии. Теоретическая психология изучает закономерности и механизмы функционирования и развития психики. Практическая психология осуществляет практическую работу по оптимизации психического развития, профилактике психологических проблем и оказанию психологической помощи населению.

Бытовая и научная практическая психология, их отличия друг от друга. Бытовая психология как применение человеком знаний и представлений о душе и психических способностях других людей в процессе взаимодействия с ними. Научная психология основывается на научных знаниях о закономерностях и механизмах развития и функционирования психики. Промежуточные формы практической психологии: религиозная, культовая, народные традиции, магия.

Психологические техники и психологическая помощь. Различие между психотехниками (методами и приемами психологической работы) и психологической помощью (профессиональной индивидуально

ориентированной помощью в решении психологических проблем).

История практической психологии. Истоки практической психологии. Шаманство как первая форма практической психологии. Разделение культовой и религиозной практической психологии. Религия как форма профессиональной работы с душой человека. Развитие научной практической психологии в XIX-XX вв.

Формы оказания психологической помощи в разные исторические эпохи и в разных культурах. Традиции оказания психологической помощи в разных культурах, ориентация на профессиональную помощь или помощь близких людей в зависимости от особенностей семейного уклада и культурно-религиозных традиций. Особенности российской культуры (ориентация на помощь близких людей и самостоятельное решение психологических проблем, живучесть культовой психологии).

Статус практической психологии в современном обществе. Повышение запроса на профессиональную психологическую помощь. Уменьшение ориентации на помощь близких людей, разрыв межпоколенных связей. Обострение социальных и политических проблем. Размытость и расширение культурных и семейных моделей.

Тема 2. Основные понятия практической психологии

Психолог. Цели, задачи деятельности, позиция во взаимодействии. Профессиональные качества. Возможность сочетания разных видов деятельности (теоретическая и практическая, разные виды практики), специализация (по возрасту, проблемам, техникам, теоретическим подходам).

Клиент. Позиция во взаимодействии. Индивидуальный и групповой клиент. Семья как групповой клиент. Ребенок и родитель как совокупный клиент.

Заказчик. Возможность совпадения заказчика и клиента в одном лице. Несовпадение клиента и заказчика в детской практической психологии.

Пользователь психологической информации. Пользователем может быть: клиент, заказчик, групповой клиент. В детской практической психологии пользователем являются родители, а также (после них) другие специалисты, работающие с ребенком.

Психологическая помощь. Сущность и содержание психологической помощи. Виды и формы оказания психологической помощи. Невозможность оказания психологической помощи без запроса клиента.

Психологическое взаимодействие. Взаимодействие психолога с клиентом. Позиции психолога во взаимодействии с клиентом. Сопротивление клиента, манипуляции клиента психологом. Сотрудничество психолога с клиентом.

Психологическое воздействие. Формы и средства психологического воздействия. Вопросы, повторение фраз клиента, обсуждение путей решения проблемы и т. п.

Психологический запрос. Психологическая проблема. Формы запроса: на психологическую помощь, манипулятивный, на прямой совет и т. п. Формулировка проблемы (что представляет трудность для клиента и что он хочет изменить, почему не может).

Психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция как основные виды психологической практики.

Тема 3. Виды психологической практики

Четыре основных вида психологической практики и критерии их отличий (по целям, мере ответственности психолога, степени внедрения во внутренний мир клиента и уровню стандартизации):

психологическая диагностика: определение уровня и особенностей психического развития; минимальная мера ответственности психолога; минимальная степень внедрения во внутренний мир клиента; максимальный уровень стандартизации;

психологическое консультирование: помощь в решении жизненных проблем клиента; высокая мера ответственности психолога; максимальная степень внедрения во внутренний мир клиента; минимальный уровень стандартизации;

психологическая коррекция: исправление нарушений психического развития; средняя мера ответственности психолога; высокая степень внедрения во внутренний мир клиента; средний уровень стандартизации;

психотерапия: низкая мера ответственности психолога; высокая степень внедрения во внутренний мир клиента; средний уровень стандартизации.

Особенности методов в каждом виде психологической практики и их взаимопроникновение. Виды и формы психологических методик, техник и средств работы. Взаимосвязь диагностики и коррекции, сочетание диагностики и психологического воздействия в психологическом консультировании и терапии.

Профессиональная подготовка психологов к работе в разных видах психологической практики. Необходимость дополнительного образования для психотерапевтов и психологов-консультантов, специализации для детских практических психологов, овладения психотерапевтическими техниками и коррекционными методиками.

Тема 4. Особенности детской практической психологии как вида психологической практики

Детская практическая психология как вид самостоятельной психологической практики. Области применения детской практической психологии. Особенности практики в разных областях (в

дошкольных учреждениях общего и специального типа, в закрытых детских учреждениях, в районных психологических центрах и консультациях, в детских поликлиниках и т.п.).

Сочетание всех видов психологической практики в детской практической психологии. Необходимость осуществления психодиагностики, психокоррекции, развивающей и профилактической работы, работы с детьми групп риска, применение элементов психотерапии и психологического консультирования с родителями.

Обеспечение психического здоровья ребенка и оптимальных условий его развития как основная цель детской практической психологии. Создание условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, поддержка его особенных возможностей, обеспечение эмоционального благополучия.

Особенности клиента, заказчика, пользователя психологической информацией в детской практической психологии. Ребенок как основной клиент в детской практической психологии. Его тесная связь с родителями (возрастные особенности этой связи), что делает систему "ребенок - близкий взрослый" совокупным клиентом. Отсутствие у ребенка запроса на психологическую помощь. Родители как заказчики и пользователи психологической информацией. Педагоги и другие специалисты в роли заказчиков и пользователей, взаимодействие родителей ребенка с ними.

Особенности психологических проблем, связанные с логикой психического развития ребенка. Возрастные особенности развития. Кризисы развития. Компетентность родителей в проблемах развития ребенка. Семья и проблемы психического развития ребенка.

Развивающая работа как основная форма деятельности детского практического психолога. Обеспечение возрастных и индивидуальных возможностей развития как основная цель работы детской практической психологии. Развивающая работа в разном возрасте ребенка.

Особенности работы детского психолога в детских учреждениях разного типа и с населением. Работа психолога в дошкольных учреждениях государственного и негосударственного типа, общих и специальных, в детских поликлиниках, в центрах психологической помощи и психологических консультациях.

Тема 5. Современные особенности социального запроса и психологической практики в нашей стране

История развития практической психологии в России. Дореволюционный период, практическая психология и педология в первой четверти XX в., специальная педагогика и психология середины XX в., начало развития детской практической психологии в последней четверти XX в. Современное состояние практической психологии в крупных городах, областных центрах и в сельской местности.

Отличия во взаимодействии теоретической и практической психологии в России и за рубежом. Традиции использования психологической помощи в зарубежной практике. Четкая структура и взаимосвязь работы разных звеньев психологической практики. Медленное развитие доверия к психологической помощи в России, недостаточное распространение и пропаганда психологической практики.

Особенности национальных взаимоотношений и ориентация на общение как форму психологической помощи. Приверженность к дружеским формам психологической помощи, традиционная ориентация на религиозную культовую практическую психологию.

Недостаточная информированность населения о возможностях практической психологической помощи, недоступность психологической помощи не только в регионах, но и в центральных городах. Плохая информированность населения и практических работников о формах и центрах оказания психологической помощи, отсутствие доступных справочников и информационных изданий.

Роль популярной научной и околонаучной литературы в формировании отношения к психологической помощи у населения. Большое количество непрофессиональной литературы по проблемам психологической помощи, полное отсутствие планомерной просветительской работы в этой области.

Процессы миграции и социального расслоения. Смешение культурных, социальных, религиозных и семейных моделей, характерное для больших городов России. Проблемы, возникающие при резком расслоении социальных слоев.

Особенности организации детской практической психологии и подготовки специалистов в нашей стране. Недостаточно четкая организация звеньев психологической работы, отсутствие специалистов в отдаленных от центров районах, недостаточный учет времени и сил, затрачиваемых на психологическую работу с детьми, недостаточное количество специалистов в детских учреждениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: