Тема 2. Младенчество

Роль взаимодействия с матерью в первые месяцы развития ребенка. Необходимость полностью сосредоточиться на ребенке в первые месяцы его жизни, быстро и качественно удовлетворять его

потребности. Ребенок первых месяцев жизни своими проявлениями выражает свои ощущения и состояния. Необходимо чутко реагировать на эти проявления, стараться понять, что они означают. Сосредоточенность матери, ее удовольствие от взаимодействия с ребенком - залог дальнейшего успешного его развития.

Организация развивающей среды и оптимизация взаимодействия с матерью как основная форма психологической помощи. В первые месяцы жизни необходимо обеспечить ребенку стимуляцию для развития всех органов чувств. Лучшее средство для этого тесное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с матерью. Большое значение имеет организация предметно-игровой среды, которая должна носить развивающий характер и быть ориентирована на зону ближайшего развития ребенка. Психологу следует профессионально объяснить родителям особенности выбираемых ими развивающих игрушек и других средств, их адекватность возрастным задачам развития и индивидуальным особенностям ребенка.

Развитие привязанности. Развитие привязанности, которая считается одной из важнейших личностных структур, происходит поэтапно. Младенчество является важнейшей фазой в этом развитии. Прочная привязанность (оптимальный ее вариант) формируется на основе уверенности ребенка в своевременной и качественной помощи и поддержке матери. Желательно, чтобы до шести месяцев сформировалась привязанность к матери, а до года - вторичные привязанности к другим близким взрослым. Возможно формирование множественных привязанностей в первые шесть месяцев жизни, при условии стабильности состава семьи в течение всего первого года жизни ребенка.

Работа психолога в условиях вынужденной временной разлуки матери с ребенком. При этих условиях необходимо заблаговременно организовать образование у ребенка привязанности к заменяющему мать взрослому. Отсутствие матери (если она является основным объектом привязанности) на длительный срок (более двух недель в первые шесть месяцев жизни и трех недель во вторые) недопустимо. Отсутствие матери в течение дня при ее адекватной замене и полноценном выполнении ею своих функций в остальное время не вредит развитию привязанности у ребенка.

Особенности планирования работы в семьях с учащейся и работающей мамой. Необходимо предварительно, учитывая график и интенсивность занятости матери, спланировать образование у ребенка замещающих привязанностей. Важно, чтобы все взрослые, ухаживающие за ребенком, осуществляли полноценное эмоциональное общение с ним, придерживались одного стиля ухода, были постоянными членами семьи.

Разделение материнских функций в семье. Организация взаимодействия младенца со старшими детьми в семье. В младенчестве все взрослые осуществляют по отношению к ребенку одни и те же функции

(дублируя или заменяя мать). Однако целесообразно предоставить матери возможность наиболее интенсивного взаимодействия с ребенком, переложив на других членов семьи помощь по дому. Необходимо предоставлять матери возможность отдыхать, восстанавливать силы, поддерживать ее оптимальное психическое и физическое самочувствие. Особого внимания требует организация взаимодействия родителей и младшего ребенка со старшим в семье (необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей обоих детей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: