ТЕМА 14
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ
В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
Ф. Энгельс
Вопросы темы
История общества в зеркале философской мысли.
2. Человек - субъект исторического процесса.
Основная идея
История - это движение и развитие человеческого общества в социальном времени и социальном пространстве от эпохи к эпохе.
История общества в зеркале философской мысли.
Общество - это очень сложный объект для социально-философского исследования. Так же непросто изучать и историю, которая наполнена деятельностью великого множества живых людей, запутана, разнолика и непредсказуема. История - это прошедшее (вчера, позавчера), которое уже никогда не откроется перед нашим взором и не повторится.
Термин «история» применяется в философии в нескольких смыслах.
Во-первых, история - это процесс развития общества в социальном времени и социальном пространстве, от одной эпохи к другой.
|
|
Во-вторых, история - это социальный, культурный процесс в отличие от бытия природы.
В-третьих, история - это одна из многочисленных наук об общественной жизни. В рамках этой темы курса философии мы рассматриваем историю преимущественно в первом ее значении - как процесс смены форм и состояний общественной жизни, ее движение и развитие.
Философия истории - это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания. Она ориентирована на осмысление таких мировоззренческих проблем, как
· смысл,
· источники и движущие силы,
· законы развития и формы проявления исторического процесса, его направленность,
· «цель» истории.
· вопрос о месте и роли человека как субъекта исторического творчества, «автора», «режиссера» и «актера» своей собственной драмы.
В истории философии возникли и сформировались две мировоззренческие позиции, два основных подхода к пониманию исторического процесса. Это - подход в рамках философского идеализма («линия Платона*) и подход с позиций философского материализма («линия Демокрита *)1. Они в корне отличаются ответами на вопросы о сущности общества, источниках и механизмах его функционирования и развития.
Суть первого подхода («линия Платона») заключается в полагании того, что основную роль в общественной жизни якобы играет духовное начало в различных его формах - сознание индивида, общественное сознание, «мировой разум» и т.д. «Разум правит миром» - так предельно кратко сказал об этом восприятии истории древнегреческий философ Анаксагор. В соответствии с таким подходом и сам человек рассматривается как существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и других идеальных качеств. Для сторонников «линии Платона» (Фома Аквинский, Г. Гегель и др.) духовное начало ценится несравненно выше материального, и поэтому особое внимание обращается на исследование форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и др.), внутреннего мира самого человека. Полагается, что особую роль в истории общества играют так называемые «исторические» личности (правители, полководцы, пророки), которые якобы знают тайны и внутренний смысл истории, ее божественный замысел. Основными в рамках философского идеализма являются такие понятия, как «сознание», «душа», «Бог», «любовь» и т.п. История, таким образом, есть духовный в основе своей процесс. Примером подобной ее трактовки могут быть слова Гегеля: «Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы».
|
|
Суть второго подхода («линия Демокрита») к исследованию общества и его истории состоит в признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производство. Эта деятельность - исток и почва всей общественной жизни. В конечном счете, на ее основе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, все устройство общественной жизни. Материальное производство – это субстанция общественной жизни и движущая сила истории, которая (субстанция) оказывает определяющее и всестороннее влияние на общественный организм. Что же касается духовной жизни во всех ее формах и проявлениях, то она есть отражение, т.е. порождение, общественного бытия людей, нечто вторичное. С точки зрения философского материализма духовный фактор («духовные производительные силы», по определению Маркса) весьма активно участвует в историческом процессе. Однако он все же не является основной причиной развития общества. Считается, что выдающиеся личности накладывают печать собственной воли и характера на ход событий в обществе и даже на портрет («физиономию», по выражению Плеханова) эпохи, но главную роль в истории все же играют трудящиеся, народные массы.
Основными в рамках «линии Демокрита» как теоретического подхода к познанию общества и его истории являются такие социально-философские понятия, как «труд», «материальное производство», «классы», «народ», «социальная революция».
Определенное место в философии истории нашел натурализм - принцип исследования, который полагает определяющую роль природной среды в функционировании и развитии общества (Ш. Монтескье и др.). Существуют также учения, в основе которых лежит психологизм - принцип исследования, подчеркивающий особую роль человеческой психики в общественной жизни (3. Фрейд и др.). Соответственно общество рассматривается как среда, в которой люди проявляют свои естественные инстинкты, страсти и эмоции. Фрейд считал, что история общества являет собой нарастание несвободы человека в связи с гнетом культуры, социальных норм. Во второй половине XX века получил распространение технократизм - подход к исследованию истории, преувеличивающий роль техники и технологий в существовании и развитии общества (А. Тоффлер и др.).
В рамках советского периода философии истории господствовал так называемый формационный подход к исследованию исторического процесса. Он сформировался в классическом марксизме XIX века и развивал основные положения философского материализма («линии Демокрита»). В названном подходе центральным является понятие общественно-экономической формации, сформулированное Марксом. Под ней понималось общество, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа материального производства как базиса всей общественной жизни. Формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая) рассматривались как ступени восходящего (прогрессивного) развития человечества, а сама история мыслилась, по определению Маркса, как естественноисторический процесс. Переход от одной формации к другой происходит путем классовой борьбы и социальных революций.
|
|
Формационный подход выполнял в марксизме задачу обоснования идеи коммунизма как якобы неизбежной и высшей стадии в истории человечества, некоего «царства свободы». Однако эта теоретическая позиция наряду с достоинствами имеет и недостатки, что особенно очевидно в наше время.
Учение о формациях спрямляло и тем самым упрощало исторический процесс, сводя все его богатство и многообразие лишь к простой схеме «пятичленки» (выделение пяти формаций), по высказыванию Плеханова. История становилась похожей на некий локомотив, пассажиры которого безмятежно ожидают прибытия на конечную остановку. Но ведь в своей действительности история отнюдь не есть, по словам Чернышевского, «тротуар Невского проспекта» (центральная улица в Санкт-Петербурге, прямая и широкая). Она идет через поля -то пыльные, то грязные, то через болота, а то и через дебри и т.д., являя собой весьма противоречивый и отнюдь не линейный характер. (Как заметил Гегель, история не есть арена для счастья.)
В марксизме история единого человечества умозрительно была разделена на так называемую «предысторию» (до коммунизма) и «подлинную историю» (коммунизм). Социалистическая революция рассматривалась как скачок в «светлое будущее», а само это будущее воспринималось как завершение истории, ее заключительный пункт. Соответственно в капитализме видели лишь тормоз общественного развития, который подлежит революционному уничтожению, а все связанное с ним (например, прежняя мораль и психология людей, традиции и обычаи общества) - это лишь досадный «пережиток прошлого», который непременно следует устранить, даже прибегая к революционному насилию.
|
|
Формационное учение подчеркивало особую роль экономического фактора в истории общества - труда, материального производства, техники и технологий. Вообще понятие труда является исходным и основным в этом подходе, что выражает дух индустриального (промышленного) общества. Человек здесь - преимущественно лишь экономический человек. Тем самым не раскрывалась в полной мере вся человеческая субъективность - психология людей, их религия и мораль, традиции и обычаи, ценностные ориентации. По сути дела, формационный подход был теорией обезличенной истории, ее макроанализом. А ведь история общества есть не что иное, как многообразная деятельность человека как живого существа, история его исканий и переживаний, обретений и утрат. Вот почему история без человека - это нонсенс, т.е. нелепость, бессмыслица.
Конечно же, формационный подход к пониманию сущности общества и его истории имел и позитивные стороны. Это идея системного характера общества, принцип историзма в его исследовании, высокая оценка роли материального производства и трудящихся масс в истории, понимание истории как закономерного процесса. Однако он уже во многом не отвечает современным требованиям из-за схематизации исторического процесса и своего утопизма, недооценки новых факторов общественного развития (например, глобальных проблем человечества). Поэтому в последние годы в отечественной философии все активнее утверждается так называемый цивилизационный подход к пониманию общества и его истории. В философии истории он сформировался достаточно давно и получил большое распространение (например, в творчестве английского историка А. Тойнби). Основные идеи этой теоретической позиции состоят в следующем.
Для исследования исторического процесса в этом случае применяется прежде всего понятие «цивилизация». В философии оно имеет несколько основных смысловых значений. Во-первых, цивилизация рассматривается как некий социально-культурный организм, сложившийся на основе отдельного народа или региона планеты - русская, индийская, европейская цивилизации и т.д. Во-вторых, под цивилизацией принято понимать ту ступень всемирной истории человечества, которая закономерно пришла на смену дикости и варварству человечества и стала «естественным» («гражданским») состоянием общества. И, в-третьих, цивилизация - это крупная эпоха (стадия) в истории человечества, символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории. Эта эпоха имеет свои специфические признаки и черты, а ее основным содержанием является культура во всех ее проявлениях. Именно в этом значении мы чаще всего и употребляем данное понятие для исследования общества и его истории.
В отличие от общественно-экономической формации понятие цивилизации являет собой степень развития всего общества, а не только лишь его экономической сферы. Соответственно оно показывает, насколько человек сумел в своем становлении и развитии выйти за пределы чисто животного состояния. Понятие цивилизации применяется для человеческого измерения общественной жизни и исторического процесса, и человек здесь -это универсальный (всесторонний, целостный) человек. С помощью этого понятия общество рассматривается как мир, где человек самореализует себя в различных формах творчества, раскрывает свои сущностные силы. В связи с этим в цивилизационном подходе большое познавательное значение имеет понятие «деятельность». История в таком случае рассматривается как деятельность человека в разнообразных формах ее проявления (не только материальное производство, но и политическое участие, художественное творчество, религиозные верования и т.д.).
Теория цивилизации не противостоит, а дополняет имеющиеся в формационном учении положительные стороны. Однако она делает акцент не на социально-экономической, а на человеческой (антропологической) стороне исторического процесса и рассматривает ее во всех аспектах. Без такого измерения истории невозможно объяснить и проследить появление в истории новаций (новизны), которые наполняют общественную жизнь более жизнеспособным, культурным содержанием. Потребности и интересы, цели и идеалы живых людей есть побудительные силы их деятельности, реальные пружины исторического процесса. При цивилизационном подходе история предстает как органическое единство объективного (застывшая деятельность) и субъективного (живая деятельность), стабильного и изменчивого. Исторический процесс раскрывается как взаимосвязь и переплетение общего (логика развития производительных сил) и особенного (своеобразие в развитии отдельных стран и регионов, народов и конкретных эпох).
Для того чтобы представить общую логику, т.е. последовательность исторического процесса как социокультурного явления, необходимо выделить основные исторические типы цивилизаций. Назовем их.
Собирательская (присваивающая) цивилизация вбирает в себя очень длительный период выделения человека из животного стада и постепенного становления его как существа разумного и деятельного. Она основана преимущественно на использовании готовых продуктов («даров») природы. Здесь человек по
причине своего несовершенства находился едва ли не в полной зависимости от природы, ее сил, капризов и тайн.
Аграрная цивилизация возникла и существовала благодаря использованию людьми простых орудий труда и приручению животных, эмпирическому познанию, господству мифов и религии. Она олицетворяла собой первые ростки власти человека над природой, переход к производящей деятельности. В это время появляются письменность, классовая структура общества, государство.
Промышленная (индустриальная) цивилизация зародилась в Европе примерно в середине XVIII века. В ее основе лежат научное восприятие окружающего мира и применение точного знания, машин и иных технических устройств, т.е. индустриальный труд. Перекладывая на технику свои естественные функции, человек значительно расширил степень своей свободы и диапазон возможностей, вторгся в природную среду. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства, ускорил темпы развития истории.
Постиндустриальная цивилизация в виде отдельных очагов стала формироваться во второй половине XX века на волне современной научно-технической революции. Она основывается на принципиально новых («высоких») технологиях - ядерной, информационной, космической и иных. Здесь человек выполняет уже в основном функции контролера по отношению к машинам и техническим устройствам («техносфера»), а его деятельность постепенно начинает обретать космические масштабы, выходя далеко за пределы Земли.
При изучении истории общества нередко применяют и другие типологии цивилизаций. В частности, выделяют два противоположных типа социальных организмов - западную и восточную цивилизации. Так называемая западная («европейская») цивилизация основана на частной собственности и свободе индивида, научном знании и интенсивном промышленном производстве, высоких темпах прогресса. Для восточной («азиатской») цивилизации характерны созерцательность в познании, экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни, большая роль обычаев и традиций, медленное накопление прогрессивных изменений. Эти два типа цивилизаций символизируют собой принципиально разные уклады жизни людей, характер их общественного сознания и механизмы развития.
Распространенным является применение в современной философии истории и таких понятий, как «традиционное общество», «информационноеобщество», «открытое общество» и т.п.
Цивилизационному подходу присущ антропологизм, т.е. восприятие истории как многогранной деятельности человека. Сама цивилизация предстает в таком случае как совокупность всех результатов и достижений в деятельности человека, который является субъектом (участником, творцом) исторического творчества.
Специфическим социокультурным организмом является русская цивилизация. Россия - это огромный мир, находящийся на стыке двух континентов, на пересечении различных потоков мировой истории и культуры. НА. Бердяев писал: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она составляет два начала. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное». Русская цивилизация в своей действительности - это своеобразный менталитет1, традиции и верования, способы хозяйствования, образ жизни, политическая культура и особая роль государства в жизни общества, строение души и мышления человека, язык, нравы. Своеобразна и история России, в которой нашлось место прогрессу и застою, бунту и покорности, но больше всего было неуемного желания россиян преобразовать свое бытие и устремиться в будущее, к Правде и высокому социальному идеалу.
Многие русские мыслители пытались понять место России в мировой истории, постигнуть ее судьбу и предвосхитить ее будущее. Большой вклад в отечественную философию истории внесли ПЛ. Чаадаев, АИ. Герцен, В.О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, НА. Бердяев. Известно, например, сколь страстными и острыми были споры о путях развития России между западниками и славянофилами. Во второй половине XIX века в оборот вошло понятие «русская идея», которое выражает место России в историческом потоке, ее своеобразие и призвание, нравственный долг перед другими народами. Данное понятие выражается через традиционно «русские» вопросы: «Кто мы и откуда?», «Что мы хотим и к чему призваны?», «Что делать?» и т.п. Русская идея в концентрированной форме выражает национальное самосознание россиян, их представление о самих себе в соотнесении со всемирной историей. B.C. Соловьев, вводя в 1888 году в оборот это понятие, писал, что Россия призвана «...всем сердцем и душой войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление вселенского единства человеческого рода». Русская идея - это идея сплочения нации, ее духовного единства на основе своего национального идеала.
Исторический процесс представляет собой определенную последовательность мировых событий, которые происходят в социальном времени (смена эпох) и в социальном пространстве (развитие отдельных стран и регионов). История человечества -это громадный и неисчерпаемый поток событий, чем-то напоминающий канат из тысяч нитей, длинных и коротких, прочных и хрупких. Историю можно сравнить и с рекой, в которой сосуществуют различные, нередко разнонаправленные (в том числе и скрытые) потоки и движения. В истории общества все органично переплетено и все взаимодействует, дополняя друг друга. В каждой капельке потока истории сплетены воедино Прошлое, Настоящее и Будущее, уходящее и приходящее. Что же представляет в этом смысле современное российское общество?
Заметим вначале, что прежнее советское общество сложилось и существовало как тоталитарное. Это означало полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, включая и личную жизнь человека, его внутренний мир. То был так называемый «казарменный», или «административный», социализм. В таком обществе всегда существует отчуждение человека, т.е. его несвобода, порабощение обществом и государством. Экономическое отчуждение в советском обществе проявлялось в отстранении человека от собственности и результатов собственного труда. Отчуждение крестьян от земли вело к утрате ими качеств хозяина и труженика, порождало варварское отношение к окружающей природе. Политическое отчуждение означало строго ограниченное и контролируемое участие людей в публичной политической жизни, в формировании ими органов государственной власти и управления. Духовное отчуждение вело к кризису морали и нравственности, распаду высокой культуры и распространению лжи, бездушия и цинизма. Тоталитарному обществу присущи и такие негативные явления, как гнет государственной идеологии, преследование инакомыслящих («диссидентов»), милитаризация общественной жизни и отсутствие легальной рыночной экономики, культ правящей личности.
Совокупным результатом отчуждения человека стал всесторонний кризис самого способа (образа) жизни людей, устоев общества и его институтов. Успехи в социально-экономической и культурной сфере достигались, как правило, непомерной социальной ценой (например, за счет бездумного использования природных ресурсов).
Весной 1985 года начался медленный, противоречивый и очень трудный переход от тоталитаризма к иному общественному устройству - перестройка, а затем и более радикальные реформы коренным образом изменили нашу страну. Россия сегодня - это общество переходного типа, находящееся в состоянии модернизации, т.е. глубоких изменений своих основ. В нем существует острое противоречие между основами рождающейся, но еще несовершенной демократии и остатками (реликтами) побежденного, но не преодоленного негативного наследия. Посттоталитарное общество, каким сейчас является Россия, всегда очень быстро и без сожаления отвергает свое прошлое, но, увы, оно слишком медленно осваивает и накапливает более разумное новое. Если быть оптимистом, то можно сказать (пусть даже с оговорками), что главным вектором движения современного российского общества является постепенное становление в нем нового образа жизни, основанного на принципах свободы человека, демократии и правового государства. Но становление в России «нормального» общества не произойдет в одночасье. Это очень длительный и трудный процесс изменений и в обществе, и в самом человеке.