В XX столетии человечество оказалось перед нелегким выбором: исчезнуть как род или же выжить, изменив свои качества.
1. Философия об общественном, прогрессе. Антропологический кризис.
Современное общество - это «дитя» собственной истории, порождение противоречивой природы социального прогресса. Шаг за шагом в обществе накапливались изменения и черты, определившие его нынешнее состояние. Вот почему характеристику человеческой цивилизации рубежа XX-XXI веков предварим введением в проблему общественного прогресса, очень актуальную для нашего времени.
Первые представления о прогрессе общества стали возникать тогда, когда человек научился мыслить рационально и ставить вопрос о том, есть ли общество нечто неизменное, раз и навсегда данное, или же ему свойственно изменение, переход в иное состояние. В мифах античного общества существовало представление о некоем «золотом веке» человечества - безмятежном состоянии, которое затем было утрачено, и на смену ему пришли заботы и печали людей. Для большинства античных философов история общества представала как простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное и вечное («космос», «логос», «мировой разум»). В учениях некоторых философов {Сенека и др.) появился фатализм - убежденность в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоятельствам своей жизни. Настоящее время кратко как миг, а будущее сомнительно, поэтому человеку остается лишь прошлое как единственно определенное и устойчивое.
В Средние века религиозная философия утверждала мысль о якобы изначальной греховности человека и неизбежности наказания за это, о суете сует и тщетности человеческой жизни, о безвозвратно утраченном рае. Сформировалось учение о грядущем конце мира и человечества, о Страшном суде. Считалось, что в истории уже все заранее предрешено, и места для свободы и творчества не остается. В эпоху Возрождения появилась твердая уверенность в том, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это будет некое «царство разума», а его творцом станет уже не Бог, а сам человек как господин и повелитель окружающей природы, кузнец собственного счастья. Социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла) разрабатывали детальные проекты такого общества. Будучи оптимистами, они горячо верили, что в этом обществе возобладает свободный труд, социальное равенство и свободное развитие человеческой личности.
Философия Нового времени стала увязывать общественный прогресс прежде всего с развитием научного знания, культуры. Такой подход нашел развернутое воплощение во французском Просвещении XVIII века (ЖА. Кондорсе, Ф. Вольтер). Полагалось, что история общества - это продукт Разума, который способен к бесконечному совершенствованию своих способностей. Утверждая рационалистическую трактовку прогресса, Кондорсе писал: «Настанет, таким образом, момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума». Просветители давали высокую оценку нарождавшейся промышленной цивилизации и связывали с ней надежды человечества на лучшее будущее.
Иное понимание общественного прогресса предложил итальянский философ Д. Вико, автор теории «исторического круговорота». Он считал, что каждый народ проходит в своем развитии три эпохи - божественную, героическую и человеческую. После прохождения своей вершины общество оказывается в состоянии упадка, а потом движение вновь начинается по восходящей линии. В истории складывается, таким образом, круговорот, повторение пройденного.
В Новое время была высказана также и идея противоречивости общественного прогресса, которую формулировал и обосновывал Ж. Ж. Руссо. Он считал, что развитие цивилизации и культуры вовсе не означает прогресса, а, напротив, ведет к нравственной деградации и падению человека. Естественной для существования человека является природа, к которой ему следует возвратиться.
В классической немецкой философии стала обосновываться идея закономерности и неодолимости прогресса общества (И. Гердер, Г. Гегель). Так, Гегель попытался представить историю общества как логичный процесс смены состояний, двигателем которого является «мировой разум». История, по убеждению Гегеля, - это прогресс в продвижении к состоянию свободы. Мировой разум придает развитию общества разумный порядок и строгую гармонию.
Оптимистический подход к пониманию общественного прогресса сложился и в классической марксистской философии. Общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая и др.) предстали в марксизме как ступени восходящего развития человечества. Локомотивами истории являются с точки зрения этой философии творчество трудящихся масс, социально-классовая борьба и революции. На смену «неподлинной» истории неминуемо придет коммунизм, который наконец-то освободит человека от рабства в различных формах его проявления. Коммунизм - это идеальное состояние истории, скачок человечества из «царства несвободы» в «царство свободы».
В русской социальной философии проблема общественного прогресса рассматривалась и решалась с различных позиций. Так, представители естественнонаучной философии (М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связывали его возможность с точным знанием, развитием техники и промышленности. Плеханов и Ленин смотрели на прогресс общества сквозь призму материалистического понимания истории и теории классовой борьбы. Славянофилы (И.В. Киреевский и др.) считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России своим традиционным национальным ценностям (православие, самодержавие и народность). В русской религиозной философии (B.C. Соловьев, НА. Бердяев и др.) решение проблемы прогресса общества виделось на основе сохранения духовности в таких ее формах, как религия и мораль, нравственность людей. Религиозные философы отрицательно относились к идее применения насилия в истории, пусть даже и во имя самых высоких целей.
Явившись противоречивой эпохой в истории человечества, XX век породил и противоположные трактовки понятия общественного прогресса. В понимании прогресса ряд мыслителей (Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Тойнби) придерживались пессимистической точки зрения. По их убеждению, в истории имеет место не прогресс, а всего лишь повторение уже пройденных состояний, «вечное возвращение». Более того, многочисленные факты духовной деградации человечества в начале века дали повод полагать, что прогресса уже больше не существует (СЛ. Франк) и цивилизация движется к гибели.
В XX веке существовали и оптимистические трактовки общественного прогресса. В ряде теорий (А. Тоффлер, У. Ростоу и др.) он связывался с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей перспективы человечества. Многочисленные концепции (теория постиндустриального общества, теория конвергенции, теория микроэлектронной революции и др.) настойчиво пытались убедить, что прогресс современного общества обязательно состоится, и это произойдет благодаря силе науки и техники.
Обращение к истории социально-философской мысли показывает, что тема общественного прогресса всегда являлась в ней предметом большого внимания. Это вызвано стремлением философии вскрыть пружины исторического процесса, выявить его важнейшие тенденции и формы проявления, предвосхитить будущее человечества. Что же это такое - прогресс общества?
Под общественным прогрессом принято понимать тип развития общества, характеризующийся поступательным (восходящим), направленным и необходимым переходом его от низшего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного в обществе. Прогресс общества - это прежде всего становление цивилизованности (культурности) во взаимоотношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее формах. Сферы его проявления совпадают с основными подсистемами общества, и в соответствии с этим принято выделять экономический, социальный, политический прогресс в обществе, называть иные формы его проявления. В основе общественного прогресса лежат умственная и практическая деятельность человека, непрерывное совершенствование им орудий труда и навыков их применения, развитие науки и техники, рост потребностей общества.
Данное понятие всегда соотносится с понятием регресса, под которым в философии понимаются попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм жизни общества. Прогресс и регресс - две стороны исторического процесса, которые друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении - это всегда регресс в другом. (Возьмем для примера технику: это прогресс или регресс в истории?) Вот почему нельзя представлять себе всемирную историю идущей вперед гладко и аккуратно, прямолинейно, без зигзагов, попятных движений или застоя в развитии.
Исторический процесс по природе своей всегда противоречив, и часто эти противоречия очевидны. В истории общества нет только светлых тонов, она многоцветна. Она не может выражать интересы всех людей. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образованность и невежество, творчество и разрушение неразлучны, как свет и тень. В течение многих веков в основе общественного прогресса лежала «низкая алчность» (Энгельс). Основной целью общества и двигателем его прогресса было обретение богатства для узкого слоя людей. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой угнетения и страданий других. Такой, увы, оказалась логика истории человеческого рода, и давняя мечта угнетенных масс о «золотом веке» представляется в связи с этим отнюдь не беспочвенной.
Тема прогресса общества и противоречивой природы истории логично подводит нас к проблеме бытия человека в современном мире. Все мы существуем на разломе крупных эпох в истории человечества. Наше время - это время глубокой технологической революции и становления постиндустриальной («техногенной», «информационной») цивилизации. Это время опережающего развития науки и роста искусственного мира, становления всемирного интеллекта, расширения рамок индивидуальной свободы. С помощью впечатляющего научно-технического прогресса оторвавшись от природы и овладев ее силами, род человеческий оказался перед выбором: быть или не быть? Наша эпоха носит переходный характер, и это определяет важнейшие черты современного человека, его взаимосвязи и отношения с окружающим миром.
XX век оказался очень противоречивой эпохой в истории человечества. Это столетие принесло миру выдающиеся научные открытия, породило грандиозный прогресс орудий труда и техники, разрушило жестокие тоталитарные и колониальные режимы, разорвало цепи земного притяжения. Но это был и век чудовищных войн и геноцида народов, разрушения природы и культуры, век цинизма и пошлых вкусов. Наше время -время триумфа человека и его великого грехопадения. Человек отчетливо предстал как созидатель и разрушитель в одном лице, а его разум в полной мере проявил свою негативную сторону. К третьему тысячелетию нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. В публицистику, философию и науку стало входить понятие антропологической катастрофы. Оно означает разрушение подлинно человеческого в человеке, негативные изменения в его духовности и природе, глубочайший и всесторонний кризис человека. Если в конце XIX века философия устами Ф. Ницше сказала, что Бог умер, то в XX веке Она заговорила о другом: человек умер, по выражению Э. Фромма.
В начале XX столетия стал очевиден кризис антропоцентризма как идеи особого места и роли человека в мире, его всесилия и притязаний на господство над окружающей средой.
Зародившись в эпоху Возрождения и будучи оправданным в свое время, в XX столетии это мировоззрение стало одним из источников потенциальной опасности для окружающего мира. Бездумное следование принципам антропоцентризма означало бы обострение конфликта между человеком и природной средой, вело к разрушению жизни на планете и физической гибели человеческого рода.
О кризисе и исчерпании прежней формы гуманизма как идеи высшей ценности человека заговорили многие мыслители. Русские философы НА. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, СЛ. Франк отмечали, что мировоззрение антропоцентризма способствовало противопоставлению человека и окружающего мира. По их убеждению, культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нем самоуверенность и эгоизм, чрезмерные амбиции вместо кропотливой работы над своей духовностью. Они считали, что в наше время наступил конец человечности, здесь якобы все стало дозволенным. Антропоцентризм вылился в насилие над историей и привел к вражде в отношениях с природой. Об опасности «зверя» в человеке настойчиво предупреждал Достоевский.
В философском иррационализме (Ницше, Шопенгауэр и др.) сделан акцент на особой роли в человеке его инстинктов и влечений. Именно они якобы и порождают волю к власти, жестокость и бесчеловечность в действиях людей. Представители этого течения призывали не идеализировать человека, как это часто было до них в европейской философии, а рассматривать его и под углом зрения негативных форм деятельности. Глубокий анализ противоречивой природы человека сделал Фрейд в своей концепции психоанализа. Он обосновывал идею об извечном конфликте между человеком и обществом, о наличии агрессивности в его действиях. Более детальный анализ деструктивных форм деятельности человека дал Фромм в своей теории социального характера. Он выделил и охарактеризовал такие проявления «злокачественной агрессии» современного человека, как практика разрушения, принесение своей жизни в жертву кумиру, некрофильство, садизм. В отличие от иных эпох в истории общества в XX веке все это стало массовым явлением.
Некоторые современные философы (К. Лоренц и др.) стали подчеркивать, что в наше время человек оказался враждебен природе, превратившись в ее разрушителя и убийцу. Исходящее от него зло непреодолимо, а благо недостижимо. Велики «грехи» современного человека: насилие над природной средой, бездуховность, широкомасштабные военные конфликты и многое другое. В современной философии высказываются суждения о том, что человек превратился в «расчеловечившегося зверя». Об этом заговорила и художественная литература XX века (Е.И. Замятин, Р. Брэдбери и др.), указывая на различные признаки духовного и физического вырождения человека, утрату им человечности, социокультурных качеств.
Человек и в самом деле значительно изменился в течение нынешнего столетия. Эти изменения коснулись не только его социальных, но и биологических качеств (характеристик). Отбросив крайние суждения, отметим следующее.
Разные изменения в современном человеке происходят в русле тех процессов, с которыми сопряжены становление постиндустриальной цивилизации («научно-технологическое» общество) и формирование ноосферной культуры. Наибольшее воздействие на человека оказал научно-технический прогресс. С бурным развитием техники и машин стал постепенно разрушаться так называемый «природный» («биосферный») человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену медленному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали концентрироваться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде. Наступила техническая эра в истории человечества.
В своей статье «Человек и машина» Бердяев подчеркивал, что современная эпоха влечет культуру к гибели, поскольку здесь вещь становится выше человека. По убеждению философа, техника разрывает и противопоставляет плоть и дух, различные эпохи в истории. Она дает человеку ощущение своего могущества и подталкивает его к экспансии (вторжению) во внешний мир. Разрушается сама человеческая природа, его душевно-эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, поскольку совершенно чужда ему. И, отмечал Бердяев, технический мир на какой-то ступени развития как бы восстает против своего творца и более уже не повинуется ему.
Характеризуя бытие человека в современном мире, немецкий философ К. Ясперс писал, что до технической эпохи человек чувствовал себя единым с землей и небом. Это был «его мир» как нечто непреходящее, хотя и ничтожное. В современной же ситуации человек оказался как бы оторванным от своих естественных корней. Он теряет почву под ногами и обретает ощущение беспомощности, будучи не в состоянии хоть как-то
изменить стремительный ход событий и направить его в приемлемую сторону. Непомерная гордость человека XX века и его уверенность в себе как «господине мира» вступают в противоречие с осознанием собственной беспомощности. Как выйти из такого положения? - это основной, по убеждению Ясперса, вопрос современной ситуации с человеком. Вообще человеку наших дней трудно понять, что же происходит в гигантском водовороте нынешнего времени. Будучи не в состоянии спастись на твердом «берегу», мы пытаемся сделать это в бурном море событий, которые увлекают и пленяют нас.
К. Ясперс отмечал также, что современный человек уже как бы не принадлежит себе. Он есть часть действующего гигантского и бездушного механизма. Человек распадается на отдельные функции, он деловит и действует по правилам. Он нивелируется и теряет свое индивидуальное своеобразие, хотя и стремится к видимости самостоятельности. Над ним господствуют социальная масса и всесильный аппарат деспотичного государства, которые растаптывают его и лишают свободы существования.
Современный технический мир порождает кризис природ кого человека. Ученые отмечают, что по мере развития техники сам человек тоже становится похожим на техническое устройство, на машину. В своих действиях и образе жизни он автоматически воспроизводит логику функционирования и развития технической среды его обитания. Для «технологического человека» характерны вытеснение высокой духовности и любви, переживаний и других чувств, подмена их автоматическими реакциями и набором ежедневно выполняемых функций, как это обычно делает робот. Отмечая эти тенденции, немецкий писатель Г. Гессе писал о XX столетии, что «...век этот не знал, что делать со своей духовностью, или, вернее, не знал, как определить подобающее духу место в структуре жизни и государства».
«Роботообразный человек» действует по программе, как исполнитель чужой воли. Это - «постчеловек», идущий на смену естественному, из природы вышедшему человеку. Его душевная жизнь заменяется автоматическими реакциями, его мировоззрение есть техницизм, а целью является искусственный комфорт. Да и сама жизнь человека как организма уже нередко является жизнью с искусственными органами, вплоть до самого сердца. Техника освобождает человека от таких его естественных функций, как физический труд, активное движение, живое общение друг с другом. Человеческая мысль все больше заменяется машинным мышлением. Техника дает возможность даже детей выращивать искусственным способом, лишая женщин материнского счастья. Все это и есть зримые признаки умирания природного (биосферного) человека. Он умирает путем разрушения своих корней в виде естественного образа жизни, и трудно сказать, кем он станет в будущем. Да и само будущее не окажется ли будущим без человека?
Э. Фромм в своей книге «Революция надежды» писал о призраке, который бродит в наше время. Это призрак полностью механизированного общества, нацеленного на максимальное производство материальных благ и управляемого компьютерами. «В ходе его становления, - размышлял ученый, - человек, сытый и довольный, но пассивный, безжизненный и бесчувственный, все больше превращается в частицу тотальной машины». С победой такого общества исчезнут индивидуализм и возможность быть наедине с самим собой. Чувства людей будут контролироваться психологическими и иными средствами, а общественное мнение станет манипулироваться с помощью разветвленной системы средств массовой информации. Контроль над сознанием - вот один из опаснейших признаков грядущего общества. (В художественной литературе он предсказан в романах-антиутопиях О. Хаксли, Дж. Оруэлла, Е. Замятина и других писателей-фантастов.) Похоже, что человек в современном обществе как бы утрачивает контроль над собой и слепо выполняет те решения, которые принимают за него электронные машины. У него нет других целей, кроме производства и потребления. Мы все пассивны, пишет Фромм и делает вывод: «Мы ничего не желаем, но и ничего не не желаем». Мы стремительно превращаемся в бездумную и бесчувственную машину.
Как же все это случилось? Почему современный человек превратился в узника собственных творений? Размышляя над этим, Фромм пишет, что человек односторонне сосредоточился на технике и потреблении материальных благ. Тем самым он утратил живой контакт с собой и с жизнью. Расставшись с религиозной верой и ее гуманистическими ценностями, он лишился способности испытывать глубокие эмоциональные переживания. Созданный же им мир техники оказался настолько могущественным, что стал определять образ мышления человека, порождать дегуманизированное общество и многочисленные призраки бесчеловечности.
Как отдельную проблему Фромм рассматривал негативное влияние техники на социальный характер человека. Машинный мир развивает в человеке деструктивность в форме некрофилии (страсть к разрушению жизни). Любовь к неживому проявляется, в частности, в поклонении к автомобилю, в увлечении фотографией, в аппаратомании. XX век породил тип человека, для которого страсть к разрушению в форме войны стала естественным образом его жизни (Гитлер и др.).
Современный человек - это «рыночный» человек. Для него, пишет Фромм, весь мир превращен в объект купли-продажи. Продаются уже не только вещи, но и сам человек, его физическая сила и ловкость, знания и умения, мнения, чувства и даже улыбка. Другой же человек воспринимается всего лишь как инструмент для достижения каких-то утилитарных целей, потребления и обогащения.
Мир коренным образом изменился, следовательно, изменился и сам человек. Теперь это уже человек, существующий не столько в природном, сколько в им созданном искусственном техническом мире. Поэтому он - неестественный человек, существо все более и более искусственное. Это человек, зачастую бессильный перед социальным миром и ощущающий себя заброшенным в него, словно в чуждую и враждебную среду, и поэтому он - одинокий человек. Вместе с тем это человек, ставший частицей единого планетарного сообщества, и поэтому, осознает он это или же нет, он является «гражданином мира». Современный человек логикой собственной деятельности погружен в стихию острейших проблем, им же созданных и затрагивающих судьбы всех «обитателей» социального мира1.
Острые противоречия исторического процесса сделали современное общество предельно сложным и запутанным, резко усложнили бытие человека в нем. Сложилась парадоксальная ситуация, о которой финский философ П. Кууси написал: «Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада... Семена разрушения произрастают в нас самих». Прогресс общества породил глобальные проблемы современной цивилизации как концентрированное выражение противоречивости и драматизма человеческой истории. Что они представляют собой?
2. Сущность глобальных проблем, их истоки и пути решения.
Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво заговорили ученые и политики, писатели и общественные деятели в 70-80-е годы XX века, когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере. Большой вклад в осмысление глобальных проблем внес Римский клуб - Международная неправительственная организация, основанная в 1968 году и поставившая задачу всестороннего осмысления этих проблем, их происхождения и природы, путей и способов решения. Деятельность клуба (его первым президентом стал итальянский ученый А. Печчеи) проявилась прежде всего в форме подготовки теоретических докладов («Пределы роста», «Человечество на поворотном пункте» и др.), в которых анализировались наиболее острые проблемы цивилизации.
Глобальные проблемы возникли из различных источников на волне всемирных процессов - широкомасштабного освоения природных ресурсов, формирования единого хозяйственного организма человечества, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов. Во-первых, ряд из них порожден конкретными причинами исторического характера. Это, например, резкая граница в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами («золотой миллиард» человечества) и странами так называемого «третьего мира» (бывшие колонии). Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса (это относится прежде всего к современной экологической проблеме). В-третьих, отдельные проблемы порождены характером исторического времени, особенностями XX столетия. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые трудноизлечимые болезни и т.д. Данные проблемы порождены также и стихийными факторами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкретно-историческими обстоятельствами.
Глобальные проблемы - это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые социоприродные противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Груз глобальных проблем - это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода.
В научной и учебной литературе выделяют три группы глобальных проблем: интерсоциальные (проявляются в отношениях между странами и государствами), антропосоциальные (существуют в отношениях между человеком и обществом) и природосоциальные (проявляются в отношениях между природой и обществом). Комплекс глобальных проблем характеризует их как сложный узел острых противоречий и трудностей в развитии современной цивилизации. Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм и делая неопределенным его дальнейшее существование. В своей действительности совокупность глобальных проблем представляет собой следующую картину.
Проблема всемирного ядерного разоружения является порождением острого идеологического, политического и военно-технологического соперничества ряда государств, имевшего место во второй половине XX века. Увы, но история человечества наполнена бесконечными военными конфликтами. Всего их на планете произошло свыше 4500, и они унесли сотни миллионов человеческих жизней. Войны оказались спутниками человеческого рода, о чем сокрушался английский поэт Дж. Мильтон: «О срам людской! / Согласие царит меж бесов проклятых, но человек, - / Сознаньем обладающая тварь, - / Чинит раздор с подобными себе...» В Первую и Вторую мировые войны были вовлечены десятки стран и народов. Это потрясло до основания человеческую цивилизацию, нанесло ей колоссальный материальный и нравственный ущерб и сопровождалось огромными людскими жертвами.
В 1945 году Соединенные Штаты Америки применили атомное оружие против гражданского населения Японии, и это означало наступление ядерной эры человечества. Затем стали создаваться все более мощные его виды и современные средства доставки. Человечество было вовлечено в затяжную гонку ракетно-ядерных вооружений. К настоящему времени ряд стран (Россия и США, Англия, Франция и Китай, Индия и Пакистан) официально обладают ядерным оружием и средствами его доставки. Кроме этого «ядерного клуба» еще около 30 стран технологически способны создавать данный вид оружия массового поражения. За послевоенную историю человечество не раз оказывалось на грани его применения, как, например, осенью 1961 года во время Карибского кризиса между США и СССР. После 1945 года на нашей планете осуществлено более 2000 испытаний ядерного оружия. Однако авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала чрезвычайную опасность выхода «мирного атома» из-под контроля человека и беззащитность общества перед этой бедой. Нетрудно представить себе весь трагизм негативных последствий применения ядерного оружия на планете, где постоянно происходят военные конфликты.
К настоящему времени накоплено и хранится в военных арсеналах несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потенциал позволяет 30-35 раз уничтожить все живое на нашей планете. Одним из отрицательных последствий этого станет «ядерная зима», т.е. резкое падение температуры из-за огромного загрязнения атмосферы планеты от многочисленных пожаров. Ядерная война разрушит материальную культуру человечества, которая создавалась тысячелетиями. Она подорвет естественные условия существования человека, включая и его генетические основы. Победителя в этой войне не будет, потому что ее последствия на планете невозможно локализовать и преодолеть.
Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требуют колоссальных материальных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий. Парадоксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные разумным человечеством, «работали» во второй половине XX века прежде всего на создание ракетно-ядерных «меча» и «щита». Их создавали и обслуживали сотни тысяч квалифицированных специалистов. Самые ценные и редкие материалы, новейшие технологии использованы в этом деле. Надо признать, что научно-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась «на высоте». Например, современная баллистическая ракета с десятью разделяющимися боеголовками в полете на 10 тыс. км не отклоняется в сторону свыше 200 м и может стереть с лица Земли многомиллионный город.
Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т.п.). Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают очень большим поражающим эффектом. В последние годы были созданы и применены новые системы вооружений с высокой степенью эффективности - вакуумная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое. Сфера военной деятельности распространилась и на космическое пространство. Причем создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений и порождает сложную для разрешения ситуацию. Человечество все больше увязает в некоем круге неразумности, выбраться из которого все труднее. Самоубийство - что еще может быть более печальным концом истории человеческого рода?
Сегодня уже очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях всеобщего и полного ядерного разоружения. Эта идея все больше осознается мировым сообществом. В последние годы стали заключаться соглашения по ограничению и уничтожению оружия данного типа. Мир без насилия и войн и есть та почва, без которой невозможно нормальное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых. Суть же проблемы разоружения - это преодоление логики раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе согласования национальных и общечеловеческих интересов и ценностей. Разоружение - это преодоление состояния безумия человечества, которое слепо мчится к бездне своего небытия. Безъядерный и ненасильственный мир является первым и необходимым условием для дальнейшего существования человеческого рода.
Экологическая проблема стала глобальной во второй половине XX века в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества. Ее негативные последствия уже сказались практически во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение биосферы как естественной среды обитания и существования человечества. В теме «Человек и окружающая природа» мы уже раскрыли истоки и проявления этой проблемы. Заметим лишь, что в последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса. Фактически налицо экспансия «технического» человека в среду своего обитания. Экоэкстремизм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоящие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. С 1945 года разрушено около 11% плодородной почвы, что равно территории Китая и Индии, вместе взятых. При существующих темпах уничтожения лесов и потребления органического топлива температура на нашей планете может подняться к 2100 году на 6°, а уровень вод Мирового океана - на 5-7 м, и это будет иметь катастрофические последствия для многих стран. Опасным явлением последних лет стало разрушение озонового слоя атомосферы. Загрязняется и космическое пространство, в котором оставлено около 7 тыс. искусственных объектов (спутники, станции).
Проблемы экологии обостряются жестокой экономической конкуренцией между государствами и монополиями за обладание природными ресурсами. Этому способствует и сама сущность частной собственности, проявляющаяся в погоне за прибылью как основным мотивом в хозяйственной деятельности. Частная собственность все чаще оказывается тормозом на пути решения экологической проблемы. Вот почему в настоящее время человечество встало перед насущной необходимостью принять концепцию направляемого развития, что означало бы жесткий контроль за хозяйственной деятельностью и потреблением природных ресурсов. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто здравого смысла. Ее острота не исчезла, а практическое решение во всемирном масштабе находится, по сути дела, на самой ранней стадии.
Демографическая проблема вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов для его существования. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн человек, а к началу XIX века их было уже около 1 млрд. В 20-е годы XX века численность населения удвоилась и на октябрь 1999 года составляла 6 млрд человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн новорожденных. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где существует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказывают увеличение населения к 2025 году до 8,5 млрд, а в перспективе - до 12,5 и даже до 20 млрд, что будет означать колоссальный демографический взрыв. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.
Продовольственная проблема возникла как бы на стыке трех названных выше проблем - ядерного разоружения, экологической и демографической. Сегодня колоссальные материальные ресурсы направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. К тому же ежегодно сокращается плодородный слой земли, необходимый для аграрной деятельности. В начале XX века на одного человека в мире приходилось 9 га культурных земель, в середине века - уже 6, а в ближайшие годы останется всего лишь около 2 га. По оценкам ООН, нормальным питанием сейчас обеспечено лишь около 20% населения Земли, а еще столько же голодает. Неуклонный рост населения все больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете.
Проблема «Север-Юг» означает резкое различие в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и странами так называемого «третьего мира». Она сложилась во многом в силу причин исторического характера - как наследие прежней колониальной системы, уродливого разделения труда, несправедливого экономического обмена между государствами. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих групп стран составляет примерно 60:1. Смертность в развитых странах мира равна примерно 12 человек, а в развивающихся - около 67 на 1 тыс. населения. Соответственно резко различается и средняя продолжительность жизни населения этих стран. Проблема «Север-Юг» означает наличие в современном мире двух полюсов - богатства и нищеты. Ее решение невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества и его доброй воли, без создания на нашей планете нового экономического порядка.
Энергетическая проблема обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (лес, нефть и газ, каменный уголь) или же их ограниченностью (водные ресурсы), в то время как запросы материального производства требуют все новых и новых природных материалов для переработки. Растущие потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадиционные источники в виде энергии морских приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии. Это необходимо, поскольку, как полагают специалисты, мировых запасов газа хватит на 55-60 лет, нефти - на 30-35 лет, а каменного угля и того меньше.
Комплекс названных нами проблем современной цивилизации и их иерархия (порядок, масштаб, значение) этим не исчерпываются. Сюда с полным основанием можно отнести и такие, как международный терроризм, наркомания, СПИД, онкологические и другие тяжелые заболевания («болезни цивилизации»), сохранение памятников истории и культуры. Ученые предупреждают и об опасности столкновения Земли с крупными космическими объектами естественного происхождения. Очевидно, что XXI век несет с собой отнюдь не безмятежное существование человеческого рода.
Все глобальные проблемы, вместе взятые, характеризуют современное человечество как единое и взаимозависимое, планетарное сообщество. Острота и масштабы этих проблем настойчиво ставят вопрос о духовном и физическом выживании человечества и сохранении человеческого рода, о поиске стратегии выживания. «Стрелка часов мировой истории, - с тревогой писал Бердяев, - показывает час роковой, час наступающих сумерек, когда пора зажигать огни и готовиться к ночи». Все большее распространение в мировом сообществе получают обоснованная тревога в ожидании «судного дня» и страх перед будущим цивилизации. Впрочем, надо ли впадать в излишний пессимизм и поддаваться унынию?
Решение глобальных проблем возможно, но лишь при осознании истоков, остроты и масштабов, негативных последствий накопления «критической массы» этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы мира - это как бы члены единого экипажа с общими интересами. Выживание человечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами.
Решение глобальных проблем возможно, но лишь при обязательном переходе к устойчивому (направляемому) развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности для будущих поколений. Это очень важно и для России, которая осуществляет глубокие реформы во всех областях общественной жизни. Нужен не «свободный», а регулируемый рынок. Требуется социальное государство, которое беспокоилось бы о выживании своей нации и выполняло бы биосферную функцию (защита природной среды) как непременное условие выживания общества.
Решение глобальных проблем возможно, но лишь на путях так называемого «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств. Этот путь сформулирован А. Печчеи, который во главу угла поставил задачу изменения самого человека, его внутреннего мира. Такая революция предполагает изменения ценностных ориентации и установок человека, психологии и мировоззрения людей, их отношения друг к другу и к окружающему миру, преодоление корыстного эгоизма. Человеку, как «свободному атому», следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточиться на ином - на сохранении и воспроизводстве жизни во всех ее формах. Право на существование имеет все живое, а не только лишь человек.
Перед цивилизацией сегодня лишь два пути: покорять мир - и погибнуть вместе с ним; покорить свою собственную, человеческую природу - и выжить вместе с миром. Вот почему надо учиться культуре выживания, приспосабливая к этому свой духовный и физический опыт. Идти к диалогу и гармонии между Человеком и Миром, идти в новый Мир с новым Человеком. Сохранить планету Земля для себя и своих потомков - такова задача, стоящая перед современной цивилизацией. Не правда ли, великая миссия предстоит Человеку в XXI столетии?
Вывод. В XX веке человеческая цивилизация столкнулась с острыми глобальными проблемами, которые символизируют собой сложный, а нередко и драматичный ход мировой истории, противоречивость бытия человека в мире. Эти проблемы ставят вопрос о физическом и духовном выживании человечества и его сохранении как вида. Но будущее человеческого рода все же возможно, если он изменит свои качества и направит энергию своего Разума на поиск новых форм своего существования и новой миссии в этом мире.
Контрольные вопросы