Человек - субъект исторического процесса

Знакомство с философией истории будет неполным без раскрытия места и роли человека в историческом процессе. Философия исходит из того, что человек - это субъект истории, т.е. деятель, тво­рец, автор всех происходящих в ней событий и изменений. «Человеческая история, - замечал Маркс, - тем отличается от истории природы, что первая сделана нами, вторая же не сде­лана нами...» Деятельность («дело») человека - это и есть то, что «запускает» исторический процесс, приводит его в дина­мичное состояние. Без активных действий человека история угасает, она не сможет состояться.

Деятельность человека как субъекта истории универсальна, т.е. многогранна и целостна. Человек - это работник, трудящийся, способный создавать орудия труда и применять их (на­пример, в аграрном деле). Будучи включенным в разнообраз­ные социальные связи, он выполняет те или иные социальные роли - в семье, трудовом коллективе и т.д. Человек - это так­же «политическое животное», которое живет в мире полити­ки, участвует в нем в качестве гражданина - избирателя, чле­на какой-нибудь партии или же профессионального политика. В истории человек выступает и как существо познающее, тво­рящее мир духовной культуры - мифы, религию, науку, искус­ство, философию и т.д. Подлинным призванием человека в ис­тории являются создание и совершенствование общества, в котором он живет, устройство общества по-человечески, т.е. в соответствии с собственным социальным идеалом.

Деятельное участие человека в историческом процессе есть не что иное, как раскрытие им своих сил, физической и духов­ной энергии и воплощение ее в своих поступках и делах. В этом смысле история общества выступает и как процесс становле­ния, развития человека, его духовного мира, сил и творческих способностей, всей его деятельной природы.

История, таким образом, имеет две стороны - становление об­щества как системы отношений между людьми и становление человека как субъекта общественной жизни. Человек и обще­ство - это явления, которые взаимосвязаны и переплетены и взаимодействие которых в итоге порождает исторический про­цесс, историю. Философия раскрывает историю не как хаос событий, а как вполне логичный, упорядоченный процесс, со­держанием которого является становление человеческого рода как уникального явления мироздания.

Говоря об антропологической наполненности истории, Маркс писал: «История не делает ничего, она "не обладает ни­каким необъятным богатством", она "не сражается ни в каких битвах"! Не "история", а именно человек, действительный, живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. "История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История - не что иное, как деятельность преследую­щего свои цели человека».

В истории, таким образом, действует так называемый субъективный фактор - все то, что несут с собой люди как субъекты истории. Этот фактор включает в себя потребности и интересы людей, их сознание (чувства, страсти, знания, вера и т.д.), способности, формы и способы деятельности. Очевидно, что в истории ничто не происходит без намерений людей и их целей. Человек словно бы выплескивает из себя свою внут­реннюю энергию, которая воплощается в тех или иных исто­рических действиях и событиях. Влияние субъективного фак­тора, однако, вовсе не означает, что в истории все желания и устремления людей непременно осуществляются. Нет, так про­исходит не всегда. Более того, зачастую в итоге своих действий люди получают совсем не тот результат, который замышляли вначале. Так бывает, в частности, во время социальных рево­люций, которые, как известно, нередко предают забвению те возвышенные лозунги, под которыми осуществлялись.

Люди сами творят свою историю. Но очевидно, что они дела­ют это не произвольно, а с учетом того социального «капитала», который уже создан предшественниками и существует так в фор­ме объективного фактора истории - существующих в обществе социальных институтов и норм, производительных сил, образа жизни, традиций, состояния природной среды и т.д. Включаясь в историю, новое поколение людей вынуждено сообразовывать свои действия с данными обстоятельствами, учитывать их.

История общества трудно предсказуема, в ней многое не ле­жит на «поверхности» и скрыто от наблюдения. В ней всегда имеет место и стихия - действие спонтанных сил, не поддаю­щихся сознательному контролю и управлению. Известно, на­пример, как непросто контролировать и регулировать совре­менную рыночную экономику, освоение природной среды. Стихийные процессы существуют везде - в экономике и соци­альной сфере, в политической жизни, в духовном творчестве. Человек - творец истории, но это вовсе не означает, что он ее полновластный повелитель. Любопытная деталь: на протяже­нии многих столетий люди настойчиво пытались подчинить кон­тролю условия своей жизни. Иногда (как, например, в XX веке) это сопровождалось даже насилием со стороны государства (вспомним хотя бы коллективизацию крестьянства в 30-е годы в нашей стране). Да и сама попытка построить коммунизм - разве это не стремление «обуздать» строптивую и непокорную Историю, «приручить» ее?

При поверхностном взгляде исторический процесс выглядит как безбрежный океан хаоса, неуправляемый поток страстей, деяний и событий, социальных изменений. Есть ли во всем этом нагромождении какой-то порядок, система, закономерность или же история - это царство случая и произвола?

На эти вопросы в истории философии давались разные отве­ты. Так, религиозные философы полагали, что общество сотворено Богом и все происходящее в нем - это воплощение боже­ственного провидения, замысла. В некоторых философских учениях проводилась мысль, что в истории нет законов, а есть лишь всеобщая и слепая «воля к власти» или же «воля к жиз­ни» (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр). Философия же, ориентирован­ная на научное понимание и объяснение истории, исходит из того, что в истории общества, так же как и в природе, действу­ют законы, которым история подчинена. Они представляют собой объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (за­висимости), проявляющиеся в деятельности людей. Научная философия истории выделяет, например, законы материаль­ного производства, которые действуют в сфере экономической жизни общества. В истории имеют место закон классовой борь­бы и закон возрастания роли народных масс в историческом процессе, которые были сформулированы в марксистской фи­лософии. Существуют законы функционирования и развития цивилизаций, законы их смены.

Особенностью законов истории является, во-первых, то, что они не действуют автоматически, помимо воли и желания лю­дей. В самом деле, революция в обществе не сможет произойти сама по себе, автоматически, не так ли? Во-вторых, закон ис­тории - это как бы тенденция, вектор и путь общественного развития, который придает истории системность, упорядочен­ность и некоторую направленность. Знание этих законов озна­чает знание пути, которым движется история и куда ориенти­ровано это движение. Тот, кто не знает (или же не хочет знать) путь - тот действует произвольно, и поэтому он рано или по­здно потерпит поражение, обнаружив свой авантюризм и не­дальновидность. Надо иметь в виду и то, что законы истории носят статистический (вероятностный) характер, проявляя свою сущность и содержание лишь в итоге, в конечном счете. Разумеется, наличие законов вовсе не означает, что в истории нет места для случайности. Напротив, «поле» истории сплошь усыпано случайностями, значительными и незначительными, заметными и незаметными, и нет им конца. Но их следует рас­сматривать в общем контексте всего исторического потока. История - это река, а в реке, как известно, все слитно и едино.

Важнейшей характеристикой истории является ее дина­мизм, изменчивость. «Все течет, все изменяется», - говорили древние философы, и это в полной мере относится к истории. В философии истории сложились, в основном, две версии дви­жения истории - циклическая (Д. Вико, О. Шпенглер) и прогрессистская (Гегель, Маркс). В первом случае полагалось, что в истории общества имеют место некие повторяющиеся циклы (рождение, юность и т.д.), заканчивающиеся в итоге смертью социальных систем, цивилизаций. Во втором случае подчер­кивалось восходящее, прогрессивное движение истории к не­коему благополучному, совершенному состоянию. Прогрессистские концепции несли в себе большой заряд оптимизма, выражая дух молодой промышленной цивилизации, склады­вавшейся в Европе в Новое время. Что же движет историей?

Очевидно, что изменения в ней происходят как результат пе­ресечения и взаимодействия бесчисленного множества объек­тивных и субъективных обстоятельств, причин, факторов (вне­шних причин) и предпосылок. К происходящим в истории изменениям причастны все - большие массы людей и отдель­ные личности (великие и незаметные), действия социальных групп, партий и движений, государств, деятельность живая и застывшая (техника, орудия труда, социальные институты, традиции и т.д.). Каждый человек вносит свою лепту в истори­ческий процесс, пусть даже этот вклад и мало заметен. В неко­торых философских учениях (например, в марксизме) счита­ется, что основной движущей силой истории являются народные массы, трудящиеся. Они - решающая сила истории, осуществляющая в ней (в конечном счете) коренные измене­ния. Народ - это творец материальной и духовной культуры, создатель и хранитель языка как ядра культуры. Да и сами гении (вспомним хотя бы Ломоносова) - разве они не «дети» народа?

Другие философские учения подчеркивают особую роль героической личности, как учение Ницше о «сверхчеловеке», который якобы сумел освободиться от слабых сторон своей природы. Подобные идеи развивали также русские народники XIX века в своем учении о «героях» и «толпе» (Н.К. Михай­ловский и др.). Высокую, но взвешенную оценку роли выдаю­щейся личности в истории давал русский марксист Г.В. Пле­ханов. Он писал, что такой человек «...видит дальше других и хочет сильнее других». Великий человек - это начинатель, который не только знает назревшие нужды общества, но и берет на себя почин их удовлетворения. Такого рода личность есть, по определению Плеханова, герой, выражающий своими дейст­виями ход истории.

На самом деле надо полагать, что народ и личность - это два полюса единого целого, которые призваны дополнять друг дру­га своими действиями и которые не следует противопоставлять друг другу. Мера же участия каждого из этих полюсов всегда устанавливается в каждом конкретном случае.

Кратко говоря, «мотором» истории является сам человек -живой, ищущий и деятельный, всегда беспокойный и целеус­тремленный («Ведь если я гореть не буду, / и если ты гореть не будешь, /и если мы гореть не будем, /так кто же здесь рассеет тьму?» - сказал об этом Назым Хикмет, турецкий писатель XX века). Его деятельность несет с собой новацию - обновле­ние, совершенствование. Дух творческой деятельности есть дух подлинно человеческой истории. Это и есть то, без чего исто­рия не сможет произойти и состояться.

Итак, субъектами истории являются отдельные личности, социальные группы, народ в целом как совокупный субъект дей­ствия. Само общество тоже выступает как целостный субъект -по отношению к природной среде или же космическому про­странству. В основе деятельности субъектов истории лежат по­требности и интересы, которые осознаны или же не осознаны. Действия субъектов носят сознательный (со знанием дела) или же несознательный, стихийный характер, что проявляется, на­пример, в социальной борьбе. В истории имеют место и законо­мерные, и случайные процессы и явления.

Исторический процесс протекает в разных формах. Фило­софия учит, что в истории имеет место эволюция - сравнитель­но медленный и плавный процесс накоплений и изменений, который не сопровождается сменой основ общества, его строя. Нередко эволюция проявляет себя в виде реформ, которые це­ленаправленно изменяют отдельные стороны социального орга­низма. Но в истории общества есть и революции - процессы изменений, которые в корне преобразовывают весь социальный организм (социальные, политические, научные и иные рево­люции). Наиболее заметны среди них социальные революции (например, Великая Октябрьская 1917 года в России, француз­ская в XVIII веке), которые принципиально меняют весь строй общества и в связи с этим всегда авторитарны и сопровожда­ются применением насилия в различных формах. История об­щества включает в себя и такие явления, как прогресс и рег­ресс, которые выражают направленность изменений в истории. В первом случае (прогресс) речь идет о восходящем развитии общества, когда происходят укрепление всех его сторон и воз­вышение (в духовном и физическом смысле) самого человека. Второй случай (регресс) - это распад социальных связей и дег­радация общества, падение и духовное обнищание человека.

Таким образом, в истории общества имеют место взаимодей­ствие, борьба и взаимодополнение противоположных начал - объективного и субъективного, классового и общечеловеческо­го, стихийного и сознательного и т.д. История, мы опять обра­щаемся к этому образу, - это река, полноводная и широкая, иногда бурная, а иногда спокойная. История - это река собы­тий, источником и автором которых является человек как субъект исторического процесса. История - это река жизни человеческого рода, наполненная страстями, исканиями, под­вигами и прегрешениями.

Философия стремится также постигнуть смысл человечес­кой истории, ее внутреннюю наполненность, «тайну» и при­звание. Какое значение имеет история человечества? На этот вопрос правильно можно ответить, лишь раскрывая «челове­ческое» содержание исторического процесса. Что такое история: цепь событий? Деятельность государств? Борьба интересов? А может быть, история - это мировая бессмыслица, нагро­мождение событий, хаос? Есть ли в ней смысл, т.е. мысль, за­мысел? Можно сказать, что история в подлинно философском ее понимании - это вечное становление человека в качестве человека как существа, всегда незавершенного и поэтому уст­ремленного в неопределенную и таинственную бесконечность. В этом состоит ее основное содержание как подлинно антропо­логического процесса. Из науки известно, что в истории когда-то было начало, но у нее, будем надеяться, не окажется конца, и поэтому каждый человек сможет проявить себя в ней, испол­нив свои призвание и долг.

Вывод. История, исторический процесс не могут рассмат­риваться в отрыве от общества как социального организма, ведь история - это развитие самого общества, движение его от эпохи к эпохе. Основная задача философии истории состо­ит в осмыслении коренных проблем исторического процесса -его сущности и содержания, форм проявления, смысла. Исто­рия - это всегда человеческий процесс, наполненный живой и разносторонней деятельностью живых людей.

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: