Самостоятельная работа № 5

Самоанализ

Уровень собственной компетентности в области дошкольного образования студент может подвергнуть процедуре самооценки по ниже предложенным показателям. Полученные балльные оценки позволят студенту выделить сильные и слабые места в собственной профессиональной компетентности, выстроить программу самообразования.

Оценка компетентности студентов в области теоретических основ дошкольного образования

Цель: по показателям профессиональной компетентности специалистов дошкольных учреждений оценить степень готовности к педагогической деятельности.

Инструкция: оцените свою компетентность в области теоретических основ дошкольного образования по 3-балльной шкале, где 1 балл – минимальная оценка, говорящая о полной некомпетентности в этой области; 3 балла – максимальная оценка компетентности, отражающая высокий уровень компетентности в данном аспекте; 2 балла представляют промежуточный вариант между двумя крайними положениями (полной компетентностью и некомпетентностью).

Показатели компетентности студентов

1. Компетентность специалистов в области теоретико-методологических основ дошкольного образования (ДО)

1) педагог способен раскрыть содержание основных педагогических понятий: образование, воспитание, обучение, субъект, личность, развитие;

2) видит и ценит роль занятия теоретических основ ДО в практике дошкольного образования;

3) знаком с историей развития ДО в отечественной и зарубежной практике;

4) устанавливает связи между педагогической наукой и образовательной практикой;

5) разграничивает понятия субъект и объект педагогического процесса;

6) видит место дошкольного образования в целостной системе непрерывного образования;

7) знаком с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ

8) имеет целостное представление о требованиях к личности и деятельности педагога дошкольного образования;

9) обладает знаниями о целостном педагогическом процессе в ДОУ, его закономерностях, структуре, функциях, этапах, специфике;

10) способен объяснять и применять в профессиональной деятельности системный, личностный и деятельностный подходы к развитию ребенка;

11) компетентен в вопросах планирования в дошкольном образовательном учреждении.

2. Компетентность специалиста ДОУ в области воспитания детей дошкольного возраста

1) педагог знаком с возрастными возможностями и особенностями воспитания детей в ДОУ;

2) видит и ценит роль воспитания в дошкольный период;

3) ориентирован на всестороннее, гуманистическое воспитание;

4) знаком с различными концепциями воспитания детей дошкольного возраста;

5) способен раскрыть сущность процесса воспитания:

а) определить цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста;

б) охарактеризовать содержание дошкольного воспитания

в) готов выделить ведущие формы, методы и средства воспитания дошкольников и раскрыть различные подходы к их классификации.

6) обладает знаниями о реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка;

7) способен обосновать роль семьи в воспитании и развитии дошкольников;

8) готов показать значение дошкольного образования в воспитании и развитии;

9) имеет системное представление об особенностях воспитания детей дошкольного возраста;

10) четко знает закономерности воспитания;

11) обладает знаниями об особенностях воспитания одаренных детей;

12) компетентен в вопросах:

а) нравственного воспитания дошкольников;

б) эстетического воспитания;

в) умственного воспитания и развития;

г) сенсорного воспитания и развития;

д) трудового воспитания;

е) экологического воспитания;

ж) полового воспитания.

13) готов показать особенности воспитания, специфичные задачи воспитания в разных возрастных группах;

14) компетентен в основах организации и руководства педагогом совместной деятельностью детей в разных возрастных группах;

15) обладает способностью к организации педагогического взаимодействия с дошкольниками и другими участниками образовательного процесса.

3. Компетентность специалиста дошкольного учреждения в области теории обучения детей дошкольного возраста

1) педагог не испытывает затруднений в раскрытии содержания понятия «обучение»;

2) готов раскрыть структуру процесса обучения, его функции;

3) имеет стойкое представление о движущих силах процесса обучения;

4) знаком с закономерностями процесса обучения детей дошкольного возраста;

5) способен учитывать дидактические принципы при организации обучения дошкольников в ДОУ;

6) обладает системой знаний об особенностях подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению;

7) компетентен в вопросах преемственности воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;

8) имеет системное представление о содержании дошкольного образования;

9) не испытывает затруднений в раскрытии содержания понятий «социальный опыт», «образование», «содержание образования», способен рационально использовать в процессе обучения адекватные формы, методы и средства;

10) знаком со структурой содержания дошкольного образования;

11) знаком с нормативными документами, регламентирующими содержание дошкольного образования;

12) готов рассматривать учебную программу как модель содержания дошкольного образования;

13) способен дать системный и критический анализ существующих в области дошкольного образования учебных программ;

14) ориентируется в особенностях обучения детей дошкольного возраста, специфики обучения в разных возрастных группах;

15) компетентен в области организации развивающей среды в разных возрастных группах.

4. Компетентности специалиста ДОУ в области воспитания и развития детей раннего возраста

1) педагог знает особенности периода раннего детства;

2) ясно представляет значение этого возрастного периода для дальнейшего развития личности ребенка;

3) знаком с особенностями развития ребенка в пренатальный период;

4) способен раскрыть особенности и методику воспитания и обучения детей:

а) 1-го года жизни;

б) 2-го года жизни;

в) 3-го года жизни;

5) компетентен в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, знает виды адаптации;

6) не испытывает затруднений в раскрытии и прогнозировании основных трудностей ребенка, педагогов и родителей в адаптационный период;

7) ясно представляет свои педагогические функции на этом этапе.

5. Примерные показатели уровня профессионализма специалиста ДОУ в области теории и методики организации детской игры

1) педагог ясно представляет и осознает значимость игры в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного образования;

2) знаком с разными подходами к классификации детских игр;

3) обладает знаниями методики организации разными видами игр дошкольников;

4) знает специфику руководства играми детей в разных возрастных группах;

5) имеет системное представление о становлении игры в раннем возрасте;

6) знаком с различными видами игрушек и возможностями их использования;

7) компетентен в вопросах создания игровой среды в ДОУ.

Причины недостаточной компетентности в вопросах ДО

Выберите варианты ответов, соответствующие причинам недостаточной компетентности в вопросах дошкольного образования.

1. Нежелание получать педагогические знания.

2. Отсутствие профессиональной мотивации.

3. Случайный выбор профессии.

4. Рассогласование ожидаемого и реального уровней организации обучения в колледже.

5. Отсутствие готовности к учебной деятельности в условиях коледжа.

6. Затруднения в обучении в связи с семейными обстоятельствами.

7. Затруднения в обучении, связанные с собственными индивидуально типологическими особенностями, характером, протеканием психических процессов.

8. Отсутствие способности к самоорганизации и саморегуляции в ходе обучения в колледже, в процессе подготовки к занятиям, экзаменам и зачетам.

9. Высокая степень сложности, значительный объем материала, подлежащего усвоению.

10. Отсутствие или труднодоступность современной научно-методической литературы.

11. Незначительное количество занятий по теоретическим основам дошкольного образования.

12. Недостаток практического педагогического опыта.

13. Сложности во взаимоотношениях с другими студентами и преподавателями.

14. Слабо в процессе профессиональной подготовки используются различные формы активизации деятельности студентов - обучающие игры, микропреподавание, комментируемое управление, совместное целеполагание на занятиях.

15. Недоступность для посещения студентов ДОУ.

16. Неблагоприятный психологический климат в группе, на учебных занятиях.

17. Высокая степень загруженности студентов в процессе обучения.

18. Другие причины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: