Самоанализ
Уровень собственной компетентности в области дошкольного образования студент может подвергнуть процедуре самооценки по ниже предложенным показателям. Полученные балльные оценки позволят студенту выделить сильные и слабые места в собственной профессиональной компетентности, выстроить программу самообразования.
Оценка компетентности студентов в области теоретических основ дошкольного образования
Цель: по показателям профессиональной компетентности специалистов дошкольных учреждений оценить степень готовности к педагогической деятельности.
Инструкция: оцените свою компетентность в области теоретических основ дошкольного образования по 3-балльной шкале, где 1 балл – минимальная оценка, говорящая о полной некомпетентности в этой области; 3 балла – максимальная оценка компетентности, отражающая высокий уровень компетентности в данном аспекте; 2 балла представляют промежуточный вариант между двумя крайними положениями (полной компетентностью и некомпетентностью).
|
|
Показатели компетентности студентов
1. Компетентность специалистов в области теоретико-методологических основ дошкольного образования (ДО)
1) педагог способен раскрыть содержание основных педагогических понятий: образование, воспитание, обучение, субъект, личность, развитие;
2) видит и ценит роль занятия теоретических основ ДО в практике дошкольного образования;
3) знаком с историей развития ДО в отечественной и зарубежной практике;
4) устанавливает связи между педагогической наукой и образовательной практикой;
5) разграничивает понятия субъект и объект педагогического процесса;
6) видит место дошкольного образования в целостной системе непрерывного образования;
7) знаком с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ
8) имеет целостное представление о требованиях к личности и деятельности педагога дошкольного образования;
9) обладает знаниями о целостном педагогическом процессе в ДОУ, его закономерностях, структуре, функциях, этапах, специфике;
10) способен объяснять и применять в профессиональной деятельности системный, личностный и деятельностный подходы к развитию ребенка;
11) компетентен в вопросах планирования в дошкольном образовательном учреждении.
2. Компетентность специалиста ДОУ в области воспитания детей дошкольного возраста
1) педагог знаком с возрастными возможностями и особенностями воспитания детей в ДОУ;
2) видит и ценит роль воспитания в дошкольный период;
3) ориентирован на всестороннее, гуманистическое воспитание;
4) знаком с различными концепциями воспитания детей дошкольного возраста;
|
|
5) способен раскрыть сущность процесса воспитания:
а) определить цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста;
б) охарактеризовать содержание дошкольного воспитания
в) готов выделить ведущие формы, методы и средства воспитания дошкольников и раскрыть различные подходы к их классификации.
6) обладает знаниями о реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка;
7) способен обосновать роль семьи в воспитании и развитии дошкольников;
8) готов показать значение дошкольного образования в воспитании и развитии;
9) имеет системное представление об особенностях воспитания детей дошкольного возраста;
10) четко знает закономерности воспитания;
11) обладает знаниями об особенностях воспитания одаренных детей;
12) компетентен в вопросах:
а) нравственного воспитания дошкольников;
б) эстетического воспитания;
в) умственного воспитания и развития;
г) сенсорного воспитания и развития;
д) трудового воспитания;
е) экологического воспитания;
ж) полового воспитания.
13) готов показать особенности воспитания, специфичные задачи воспитания в разных возрастных группах;
14) компетентен в основах организации и руководства педагогом совместной деятельностью детей в разных возрастных группах;
15) обладает способностью к организации педагогического взаимодействия с дошкольниками и другими участниками образовательного процесса.
3. Компетентность специалиста дошкольного учреждения в области теории обучения детей дошкольного возраста
1) педагог не испытывает затруднений в раскрытии содержания понятия «обучение»;
2) готов раскрыть структуру процесса обучения, его функции;
3) имеет стойкое представление о движущих силах процесса обучения;
4) знаком с закономерностями процесса обучения детей дошкольного возраста;
5) способен учитывать дидактические принципы при организации обучения дошкольников в ДОУ;
6) обладает системой знаний об особенностях подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению;
7) компетентен в вопросах преемственности воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
8) имеет системное представление о содержании дошкольного образования;
9) не испытывает затруднений в раскрытии содержания понятий «социальный опыт», «образование», «содержание образования», способен рационально использовать в процессе обучения адекватные формы, методы и средства;
10) знаком со структурой содержания дошкольного образования;
11) знаком с нормативными документами, регламентирующими содержание дошкольного образования;
12) готов рассматривать учебную программу как модель содержания дошкольного образования;
13) способен дать системный и критический анализ существующих в области дошкольного образования учебных программ;
14) ориентируется в особенностях обучения детей дошкольного возраста, специфики обучения в разных возрастных группах;
15) компетентен в области организации развивающей среды в разных возрастных группах.
4. Компетентности специалиста ДОУ в области воспитания и развития детей раннего возраста
1) педагог знает особенности периода раннего детства;
2) ясно представляет значение этого возрастного периода для дальнейшего развития личности ребенка;
3) знаком с особенностями развития ребенка в пренатальный период;
4) способен раскрыть особенности и методику воспитания и обучения детей:
а) 1-го года жизни;
б) 2-го года жизни;
в) 3-го года жизни;
5) компетентен в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, знает виды адаптации;
6) не испытывает затруднений в раскрытии и прогнозировании основных трудностей ребенка, педагогов и родителей в адаптационный период;
|
|
7) ясно представляет свои педагогические функции на этом этапе.
5. Примерные показатели уровня профессионализма специалиста ДОУ в области теории и методики организации детской игры
1) педагог ясно представляет и осознает значимость игры в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного образования;
2) знаком с разными подходами к классификации детских игр;
3) обладает знаниями методики организации разными видами игр дошкольников;
4) знает специфику руководства играми детей в разных возрастных группах;
5) имеет системное представление о становлении игры в раннем возрасте;
6) знаком с различными видами игрушек и возможностями их использования;
7) компетентен в вопросах создания игровой среды в ДОУ.
Причины недостаточной компетентности в вопросах ДО
Выберите варианты ответов, соответствующие причинам недостаточной компетентности в вопросах дошкольного образования.
1. Нежелание получать педагогические знания.
2. Отсутствие профессиональной мотивации.
3. Случайный выбор профессии.
4. Рассогласование ожидаемого и реального уровней организации обучения в колледже.
5. Отсутствие готовности к учебной деятельности в условиях коледжа.
6. Затруднения в обучении в связи с семейными обстоятельствами.
7. Затруднения в обучении, связанные с собственными индивидуально типологическими особенностями, характером, протеканием психических процессов.
8. Отсутствие способности к самоорганизации и саморегуляции в ходе обучения в колледже, в процессе подготовки к занятиям, экзаменам и зачетам.
9. Высокая степень сложности, значительный объем материала, подлежащего усвоению.
10. Отсутствие или труднодоступность современной научно-методической литературы.
11. Незначительное количество занятий по теоретическим основам дошкольного образования.
12. Недостаток практического педагогического опыта.
13. Сложности во взаимоотношениях с другими студентами и преподавателями.
14. Слабо в процессе профессиональной подготовки используются различные формы активизации деятельности студентов - обучающие игры, микропреподавание, комментируемое управление, совместное целеполагание на занятиях.
|
|
15. Недоступность для посещения студентов ДОУ.
16. Неблагоприятный психологический климат в группе, на учебных занятиях.
17. Высокая степень загруженности студентов в процессе обучения.
18. Другие причины.