Педагогическая наука рассматривает целостную учебно-воспитательную, т. е. образовательную деятельность, о которой говорят, что она «осуществляется», «реализуется», «протекает», т. е. существует реально в постоянном движении, развитии, осуществляется в динамике. В этом смысле мы говорим об образовании как о педагогическом процессе.
Педагогический процесс образования рассматривается по-разному, в зависимости от того, о какой модели или образовательной парадигме мы ведем речь.
В технократической педагогике педагогический процесс описывается как способ взаимодействия между заданным содержанием образования и обучающимися, которые должны это содержание усвоить. Здесь педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности и интересы педагогов и учащихся.
В традиционной парадигме педагогический процесс направлен в основном на усвоение ЗУН, недостаточно внимания уделяется развитию способов мышления, формированию разных типов деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений и общения.
|
|
Педагогический процесс, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей учащихся благодаря совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образования. При этом осуществляется овладение способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Такое содержание образования в универсальной модели становится деятельностным. Для его реализации необходимо использовать деятельностный подход.
При реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе особое значение приобретают так называемые активные или рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения (проблемное, развивающее; проектные и игровые методы); групповые, индивидуальные, бригадные формы; использование различных ТСО.
Деятельностный подход к образованию противостоит: 1) вербальным методам обучения; 2) догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); 3) монологическим и обезличенным формам словесного взаимодействия педагога с учащимися; 4) пассивному, малоэффективному процессу учения; 5) логически завершенной системе ЗУН, которая не в полной мере реализуется на практике.
Деятельностный подход таким образом способствует освоению учащимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельности; системных знаний; развитию у них способностей к познанию и преобразованию мира, формированию готовности к самообразованию и саморазвитию.