Образование как педагогический процесс. Сущность деятельностного подхода к обучению и воспитанию

Педагогическая наука рассматривает целостную учебно-воспитательную, т. е. образовательную деятельность, о которой говорят, что она «осуществляется», «реализуется», «протекает», т. е. существует реально в постоянном движении, развитии, осуществляется в динамике. В этом смысле мы говорим об образовании как о педагогическом процессе.

Педагогический процесс образования рассматривается по-разному, в зависимости от того, о какой модели или образовательной парадигме мы ведем речь.

В технократической педагогике педагогический процесс описывается как способ взаимодействия между заданным содержанием образования и обучающимися, которые должны это содержание усвоить. Здесь педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности и интересы педагогов и учащихся.

В традиционной парадигме педагогический процесс направлен в основном на усвоение ЗУН, недостаточно внимания уделяется развитию способов мышления, формированию разных типов деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений и общения.

Педагогический процесс, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей учащихся благодаря совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образования. При этом осуществляется овладение способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Такое содержание образования в универсальной модели становится деятельностным. Для его реализации необходимо использовать деятельностный подход.

При реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе особое значение приобретают так называемые активные или рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения (проблемное, развивающее; проектные и игровые методы); групповые, индивидуальные, бригадные формы; использование различных ТСО.

Деятельностный подход к образованию противостоит: 1) вербальным методам обучения; 2) догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); 3) монологическим и обезличенным формам словесного взаимодействия педагога с учащимися; 4) пассивному, малоэффективному процессу учения; 5) логически завершенной системе ЗУН, которая не в полной мере реализуется на практике.

Деятельностный подход таким образом способствует освоению учащимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельности; системных знаний; развитию у них способностей к познанию и преобразованию мира, формированию готовности к самообразованию и саморазвитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: