Образование в обществе реализует две основные функции:
1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);
2) развития (общества, личности).
Реализовать эти функции помогают 2 образовательные модели. Функцию воспроизводства осуществляет теоретическая (знаниевая) модель, функцию развития – универсальная (деятельностная) модель.
Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых» ЗУН, необходимых личности для реализации общественных функций (культурных, социальных, экономических). Эта модель способствует формированию сознания личности с конкретным типом мировоззрения, ценностями, идеалами, принципами, образом жизни, определенными ЗУН. Яркий пример – советская школа. Поэтому теоретическая модель еще называется традиционной или предметно-ориентированной.
Универсальная модель образования обеспечивает подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Эта модель предусматривает не столько передачу ЗУН, сколько развитие универсальных личностных качеств, способности добывать самостоятельно знания и применять их в новых условиях. Отсюда другие названия этой модели: универсальная, личностно-ориентированная.
|
|
К важнейшим способностям личности относят:
- способности действовать в нестандартной ситуации (самостоятельно и правильно решать задачи в новых условиях);
- способности к личностному самоизменению и саморазвитию (н., навыки самообразования, формирование собственного мировоззрения);
- способности к рефлексии, диалогу, анализу ситуации и определению целей, способов и средств их достижения, а также к сотрудничеству с другими.