Творческий потенциал личности. Технологии развития творческого потенциала

Творческий потенциал личности – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как биологическому виду. Чтобы развить творческую личность, необходимо пробудить в ребенке потребность к созданию нового, нестереотипного продукта, научить делать самостоятельный выбор, принимать важные решения, нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности.

Качеством личности, помогающим жить в постоянно изменяющемся мире является креативность как готовность к постоянному, в течение всей жизни личностному и профессиональному развитию. Поэтому современному учащемуся необходимо:

-обрести свое «Я», позволяющее более эффективно воспринимать реальность и выстраивать свои отношения с миром;

-быть естественным, спонтанным в своих чувствах и проявлениях;

-пребывать в состоянии творчества, которое является проявлением душевного здоровья личности и окрашивает любую деятельность, придавая ей эмоциональную насыщенность.

Для педагогики значимо объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами, а также субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности.

Динамика развития творческого потенциала учащихся определяется развитием следующих личностных преобразований:

-способность открытия нового знания;

-появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

-овладение новыми способами деятельности;

-импровизационность как способность внезапно принимать решения;

-расширение поля интеллектуальной активности;

-креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся, – это личность, профессионал, осознающий, что творчество – одно из самых характерных проявлений человеческой свободы.

В систему социально-педагогических характеристик такого педагога входят:

-способность к целостному самосовершенствованию;

-признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой;

-установка на диалог с учащимися и взаимопонимание;

-умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

-готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости к критике, нововведениям;

-умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство его творческого развития.

Функции творчества в жизни личности:

-выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

-включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

-выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

-определяет собственную индивидуальность для другого;

-реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

-защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

В педагогике известны различные технологии развития творческого потенциала личности.

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;

2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);

3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.

4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.

5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.

Примерами технологий развития творческого потенциала личности являются:

-технология, способствующая актуализации и развитию творческого потенциала личности – автор Ю.Я. Иванов;

-технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) – автор Г.С. Альтшуллер;

-технология развития коллективного социального творчества (коммунарская методика) – автор И.П. Иванов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: