В философии творчество понимается как творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено человеческой активностью и обусловлено наличием у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок. Творческие способности представлены в образовательном контексте в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «креативность».
По Д.Б. Богоявленской системообразующим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. В качестве единицы анализа творческой личности вводится интеллектуальная активность личности, которая включает в себя интеллектуальные способности и личностно-мотивационные факторы умственной деятельности.
Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы, методы, средства.
В психологической антропологии выделены системообразующие характеристики (качества) творческой личности:
-продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе;
|
|
-интеллектуально-творческая инициатива;
-жажда познания и преобразования;
-чувствительность к проблеме, новизне;
-потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач;
-критичность ума;
-самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем.
Как педагогическое явление творчество рассматривается педагогикой. В качестве объекта педагогика исследует творческую направленность личности в любой сфере деятельности. Творческая направленность – это совокупность креативных представлений человека о себе и способах их проявлений. Предпосылкой формирования творческой направленности является творческий потенциал.
Как педагогическое явление творчество осознается субъектами педагогического процесса как личностная ценность, реализующаяся через создание психолого-педагогических условий для возможности объективного и субъективного творчества.