Статистика внебюджетных фондов

Одним из звеньев государственных финансов являются внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения, использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Согласно статье 144 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Образуются вне федерального бюджета, управляются органами государственной власти РФ. Фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан представлены на рисунке 3.1.

Социальное обеспечение по возрасту
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ)

Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ)
Охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС РФ)


Рисунок 3.1 - Конституционные права, реализуемые внебюджетными фондами

Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:

1) бюджет Пенсионного фонда РФ;

2) бюджет Фонда социального страхования РФ;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации Фондов определяются федеральным законом.

Средства Фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете, бюджеты территориальных фондов - не позднее принятия законов о бюджете субъектов РФ.

Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них. Задача статистики внебюджетных фондов – определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений различных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

Статистическими показателями внебюджетных фондов являются:

> общий объем доходов, в том числе по источникам (таблица 3.5);

> прочие доходы;

> общий объем расходов, в том числе по направлениям;

> прочие расходы;

> остаток средств на начало периода;

> остаток средств на конец периода.

Начиная с 2001 г. платежи во внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог. Суммы, которые государство получало за счет этого налога направлялись в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Но с 2010 года произошел возврат к страховым взносам в отдельные внебюджетные фонды.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд обеспечивает выплату пенсий и некоторых видов пособий населению, не участвующему в трудовом процессе. Кроме того, Пенсионный фонд участвует на долговременной основе в финансировании федеральных, республиканских и региональных программ по социальной поддержке населения и осуществляет расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов: самофинансирования и коммерческой деятельности.


Таблица 3.5 - Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

Фонд Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления
ПФ РФ Налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60%   Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФ РФ; доходы от размещения средств ПФ РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФ РФ; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления
ФСС РФ Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4% Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ; доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ; прочие поступления
ФФОМС РФ Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2% Страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ и территориальные фонды ОМС ", в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС РФ; доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФФОМС РФ; прочие поступления
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов ОМС Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4% Страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ и территориальные фонды ОМС", в части, зачисляемой в территориальные фонды ОМС; недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба межбюджетные трансферты из ФФОМС РФ; межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам ОМС, в том числе поступления в качестве страховых взносов на ОМС неработающего населения; прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ

Статистика характеризует количественные закономерности, складывающиеся в процессе формирования и использования средств Пенсионного фонда, с помощью системы статистических показателей, к которым относятся:

1) общий объем поступлений в Пенсионный фонд, в том числе по источникам:

-страховые взносы;

-средства Федерального бюджета РФ;

-прочие доходы;

2) общий объем расходов, в том числе по направлениям:

-финансирование выплат пенсий и пособий;

-управленческие расходы фонда;

-прочие расходы.

Поступление средств федерального бюджета в Пенсионный фонд связано с выплатой государственных пенсий и пособий военнослужащим и гражданам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, повышением пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством.

К прочим поступлениям Пенсионного фонда относятся:

- добровольные взносы граждан и общественных организаций;

- доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.

Изменение средств Пенсионного фонда в течение года можно представить в виде баланса:

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС,

где ДСк - остаток денежных средств фонда на конец периода;

ДС н - остаток денежных средств фонда на начало периода;

ПДС - сумма поступивших в течение года денежных средств;

ИДС - сумма израсходованных в течение года денежных средств.

Эффективность функционирования Пенсионного фонда можно определить, исчислив долю средств, израсходованных на финансирование выплат государственных пенсий, пособий и прочих расходов.

Данные о поступлении и расходовании денежных средств Пенсионного фонда РФ представлены в таблице 3.6.


Таблица 3.6 - Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации (миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.)

(Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. - Р М., 2008. –С.648)

Показатель                  
Остаток средств на начало года1)                
Поступление                  
в том числе:            
налоги, страховые взносы             6356032) 7976412) 10168972)
из федерального бюджета             6931313) 8331053) 9198793)
из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации4)     - - - - - - -
кредиты, ссуды   - - - - - - - -
Расходование                  
в том числе:                  
на финансирование выплат населению пенсий, пособий             12651863) 14928063) 17275303)
возврат кредитов, ссуд     - - - - - - -

1) С 2007 г. в действующей статистической отчетности показатель не предусмотрен.

2) Без учета поступлений из федерального бюджета за счет единого социального налога.

3) Включая средства на осуществление ежемесячной денежной выплаты.

4) Фонд занятости населения Российской Федерации упразднен с 1 января 2001 г.


Расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации состоят из следующих направлений: мероприятия в области социальной политики меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; пособия по уходу за ребенком; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на санаторно-курортное лечение, включая проезд к месту лечения и обратно; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий; пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию; дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС; оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни; финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда.

Для характеристики расходования денежных средств Фонда социального страхования статистика рассчитывает показатель общего объема израсходованных денежных средств, в том числе ряд показателей, отражающих использование денежных средств фонда по направлениям. Движение денежных средств фонда в течение года можно отразить с помощью балансового уравнения:

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС,

где ДСк - остаток денежных средств фонда на конец периода;

ДС н - остаток денежных средств фонда на начало периода;

ПДС - сумма поступивших в течение года денежных средств;

ИДС - сумма израсходованных в течение года денежных средств.

Сохраняющиеся до настоящего времени отличия российской практики от международных стандартов определяют следующие основные направления совершенствования статистики государственных финансов в РФ, которые имеют большое значение как с точки зрения развития методологии российской статистики государственных финансов, так и с точки зрения повышения качества российской макроэкономической статистики в целом:

- уточнение определения сектора государственного управления;

- расширение институционального охвата и составление статистики государственных финансов не только по сектору государственного управления, но и по государственному сектору;

- совершенствование бюджетной классификации, плана счетов бюджетного учета и форм бюджетной отчетности с целью обособленного отражения отдельных категорий и формирования показателей, необходимых для подготовки статистики государственных финансов;

- использование принципа резидентной принадлежности при делении финансовых активов и обязательств, а также операции с ними на внутренние и внешние;

- совершенствование методов оценки активов и обязательств сектора государственного управления и операций с ними, а также установление правил оценки непроизведенных активов и иных объектов, в части которых отсутствует установленная методология оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: