Статистика государственного бюджета

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с населением, предприятиями, организациями, называются бюджетными. Отличительная черта этих отношений – непременное участие государства в этих отношениях, а также связь с формированием и использованием денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие «государственный бюджет». Государственный бюджет определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и социально слабозащищенных категорий населения.

К бюджетам бюджетной системы РФ относятся:

> федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

> бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

> местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

> бюджеты городских и сельских поселений.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов).

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют его консолидированный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику параметров государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1. объем, динамику и структуру источников и видов доходов и расходов государственного бюджета, размера его дефицита/профицита бюджета;

2. источники финансирования бюджетного дефицита;

3.размеры государственного внутреннего долга;

4. размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;

5. влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Статистикой осуществляется подбор и систематизация статистических данных о ходе выполнения государственных программ и планов, которые необходимы для разработки проектов государственного бюджета РФ и ее регионов.

Основными блоками бюджетной отчетности, которые применяются для анализа государственных и муниципальных финансов и принятия решений органами государственного управления по вопросам экономической и бюджетной политики, являются следующие:

- отчет об исполнении бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета) содержит данные об исполнении бюджета за отчетный период по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Основная цель формирования отчета об исполнении бюджета состоит в сопоставлении бюджетных назначений, утвержденных соответствующим законом (решением) о бюджете, и данных об исполнении бюджета. В этом отчете отражаются потоки доходов и расходов на кассовой основе, формируется показатель дефицита/профицита бюджета, и отражаются источники, за счет которых осуществляется финансирование дефицита бюджета, или направления использования средств, образовавшихся вследствие профицита;

- отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные об операциях сектора государственного управления и их финансовых результатах, сформированные с использованием метода начислений;

- баланс исполнения бюджета содержит данные об активах и обязательствах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода. Баланс исполнения бюджета сформирован с использованием метода начислений;

- отчет о движении денежных средств содержит данные о кассовых поступлениях и кассовых выбытиях по счетам бюджетов в разрезе кодов Классификации операций сектора государственного управления. В укрупненном виде структуру отчета о движении денежных средств можно представить следующим образом:

1) Поступления (поступления по текущим операциям; поступления от инвестиционных операций; поступления от финансовых операций);

2) Выбытия (выбытия по текущим операциям; выбытия по инвестиционным операциям; выбытия по финансовым операциям);

3) Изменение остатков средств.

Основными абсолютными показателями статистики государственного бюджета являются:

1. Доходы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы.

2. Расходы. Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Текущие расходы - это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.

Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

3. Официальные трансферты - безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

4. Чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений) в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Показатель чистого кредитования включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

5. Дефицит (превышение расходов над доходами) и профицит (превышение доходов над расходами) исчисляется:

Дефицит (профицит) государственного бюджета = (Доходы + Полученные трансферты) – (Расходы + Чистое кредитование)

или с точки зрения финансирования

Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств;

Профицит = (Заимствование - Погашение долга) - Увеличение остатков ликвидных финансовых средств;

Объем финансирования дефицита (профицита) зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. Объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита), но с противоположным знаком. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг.

Государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур перед другими секторами экономики и остальными странами мира, образованная в результате операций в прошлом и требующая погашения в будущем или переоформления в бессрочный долг. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации1)(миллиардов рублей)

(Финансы России. 2008: Стат.сб./ Росстат - М., 2008. - c.33)

Показатель      
Общее финансирование -1612,9 -1994,1 -1794,6
в том числе:      
внутреннее финансирование 2) -707,4 -1243,6 -1614,1
из него:      
долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте Российской Федерации 98,1 177,6 223,5
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 35,0 17,6 19,3
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней 9,6 1,6 12,9
остатки средств бюджетов -815,7 -1398,2 -1761,1
внешнее финансирование -905,5 -750,5 -180,5
в том числе:      
долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженные в ценных бумагах, указанных в иностранной валюте -108,0 -41,2 -95,3
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте -639,3 -681,4 -85,2
прочие источники внешнего финансирования -158,2 -27,9 -

1) Величина превышения доходов над расходами – профицит имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит бюджета покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки денежных средств бюджетов

Для характеристики состояния финансов государства проводится ежегодная разработка сводного финансового баланса. Сводный финансовый баланс охватывает часть финансовых средств, которые аккумулируются, распределяются и расходуются субъектами РФ на осуществление социально-экономических программ, совершенствование производства и не включают в себя средства населения.

Разделы сводного финансового баланса:

I раздел – Доходы;

II раздел – Расходы;

III раздел – Превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-);

IV раздел – Источники финансирования дефицита бюджета.

Сумма горизонтальных данных первого раздела дает объем образованных на территории РФ финансовых ресурсов (без средств населения), вертикальных данных – ресурсов по видам. Горизонтальные итоги второго раздела представляют объем затрат (без средств населения), произведенных на территории РФ. Итоги третьего раздела определяют разницу показателей первого и второго разделов и характеризуют превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-) в разрезе субъектов РФ и по России в целом. Показатели четвертого раздела отражают источники финансирования дефицита бюджетов РФ и федерального бюджета.

На базе абсолютных показателей можно рассчитать относительные статистические показатели, характеризующие эффективность бюджета. Основные из них:

1. Для характеристики масштабов перераспределительных процессов, осуществляемых посредством государственного вмешательства и финансовой базы деятельности государства рассчитывается соотношение доходов бюджета и ВВП (%) = (Доходы бюджета/ВВП) ×100%;

2. Для характеристики масштабов государственных расходов, служащих удовлетворению общегосударственных потребностей рассчитывается доля расходов бюджета в ВВП (%) = (Расходы госбюджета/ВВП) ×100% (таблица 3.2).

Таблица 3.2 - Расходы федерального бюджета РФ (с учетом трансфертов внебюджетным фондам) (% от ВВП)

Показатель                 2001-2007 (ср. знач.)
Всего расходов 19,3 18,4 19,0 17,8 15,8 16,3 15,9 18,1 17,3
Общегосударственные вопросы 4,5 3,7 3,5 3,0 2,4 2,3 2,0 2,5 2,8
Национальная оборона 2,6 2,8 2,9 2,8 2,5 2,7 2,5 2,5 2,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,5 1,6 1,8 1,9 1,9 2,1 2,0 2,0 1,9
Национальная экономика 1,4 1,4 1,6 1,3 1,2 1,2 1,3 2,1 1,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,3 0,0 0,1 0,1 0,1 0,0 0,2 0,9 0,2
Охрана окружающей среды 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Образование 0,7 0,8 1,0 1,0 0,9 0,7 0,8 0,9 0,9
Культура, кинематография и средства массовой информации 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Здравоохранение и спорт 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,6 0,5
Социальная политика 0,6 0,8 1,0 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,9
Межбюджетные трансферты 7,0 6,6 6,5 6,0 5,3 5,8 5,6 5,8 5,9

Составлено по: Бюджетная стратегия РФ на период до 2023 года: проект [Электронный ресурс]/Министерство финансов РФ (Минфин России). - М., август, 2008.- Режим доступа: http://www.minfin. ru - Загл. с экрана.

Средний уровень расходов федерального бюджета в 2001-2007 гг. составил 17,3% ВВП, в т.ч. 18,1% в 2007 году. Основными статьями расходов в этот период были «Межбюджетные трансферты» (5,9% ВВП), «Общегосударственные вопросы» (2,8% ВВП) и «Национальная оборона» (2,7% ВВП). В среднем на эти направления ежегодно расходовалось 29%, 18% и 16% средств федерального бюджета соответственно.

Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2001-2007 гг. составил 22,9%, средний реальный прирост – 9,1%, в то время как реальный рост ВВП за этот период составил 7%.

Расходы бюджетной системы в за 2001-2007 гг. находились в среднем на уровне от 31 до 34% ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В то же время в отдельных странах категории «развивающиеся рынки» (Таиланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составлял от 18 до 25% ВВП (таблица 3.3).

Таблица 3.3 - Структура расходов бюджетной системы

Страна Общий уровень расходов, % ВВП Непроцентные расходы Потребление госсектора Трансферты и субсидии Процентные расходы Государственные инвестиции Расходы на образование Расходы на здравоохранение
Бразилия 46,6 38,4 19,5 17,1 8,2 1,9 4,6 3,3
Болгария 38,6 35,4 17,3 15,2 3,2 3,4 3,4 4,0
Чили 24,4 23,2 12,6 7,9 1,2 2,7 3,8 2,4
Кипр 40,0 36,7 18,0 11,0 3,3 3,0 5,6 2,5
Чехия 40,6 39,4 22,7 15,0 1,2 3,4 4,0 6,2
Эстония 36,4 36,1 19,7 10,7 0,3 4,1 6,2 4,4
Греция 48,6 41,4 16,8 17,0 7,2 3,8 3,7 5,1
Венгрия 50,2 45,6 22,4 15,0 4,6 3,8 4,8 5,3
Ирландия 33,0 31,3 14,8 9,3 1,7 3,8 4,4 4,9
Корея 24,4 24,4 12,7     5,4 3,8 2,4
Латвия 36,6 35,7 21,4 12,7 0,9 1,3 5,8 3,5
Литва 33,3 31,8 20,3 11,1 1,5 2,6 5,9 4,5
Мальта 45,0 41,2 20,7 14,5 3,8 4,4 4,8 6,2
Маврикий 24,7 20,9 12,9   3,8 7,5 3,8 2,1
Мексика 25,3 20,7 11,7 5,2 4,6 3,8 4,6 2,6
Польша 43,2 40,4 17,9 17,9 2,8 3,3 5,1 4,2
Португалия 46,2 43,1 20,7 14,3 3,1 3,7 5,7 6,2
Румыния 33,7 31,4 15,7 13,7 2,3 1,9 3,4 3,8
Сингапур 21,0 20,2 11,4 8,7 0,8     1,4
Словакия 43,8 40,3 20,0 14,2 3,5 2,9 4,1 5,2
Словения 42,1 39,8 20,2 18,6 2,3 2,9   6,0
Южная Африка 26,3 21,8 18,4   4,5 2,7 5,7 5,6
Таиланд 17,8 17,8 11,2     7,7 5,3 2,3
Турция 42,7 21,4 13,8   21,3 4,6 3,5 4,0
Среднее 36,0 32,1 17,2 13,1 3,9 3,7 4,6 4,0
Новые члены ЕС 41,1 38,7 20,3 14,1 2,4 3,2 5,2 4,8
Страны Балтии 35,4 34,5 20,5 11,5 0,9 2,7 6,0 4,1
Россия 33,7 33,2 17,3 12,9 0,5 4,1 4,1 3,5

Структура бюджетных расходов в нашей стране имела существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.

3. Для оценки того, какую часть доходов органы государственного управления удерживают у частного сектора и наоборот, т.к. определенная их часть направляется обратно в частный сектор в виде трансфертов рассчитывается удельный вес налоговых (неналоговых) доходов в бюджете = (Налоговые (неналоговые) доходы)/ВВП×100%.

4. Для оценки сбалансированности бюджета и соответствия финансовых ресурсов объему общегосударственных потребностей, его отдельным составляющим рассчитывается соотношение доходной и расходной частей бюджета (%) = Доходы бюджета/Расходы бюджета ×100%.

5. Для оценки обеспеченности населения доходами бюджета рассчитывается показатель доходы бюджета в расчете на душу населения = Доходы бюджета/Среднегодовая численность населения.

6. Степень дефицитности (профицитности) бюджета страны = (Дефицит (профицит) бюджета/ВВП) ×100%;

Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее, нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП.

7. Степень дефицитности (профицитности) бюджетов различных уровней = (Дефицит (профицит) бюджета/Расходы бюджета) ×100%;

8. Для определения размеров и масштабов государственного долга рассчитывается отношению величины государственного долга к ВВП (%), характеристики структуры и динамики государственного долга, разных форм государственных долговых обязательств.

9. Для оценки вклада региона в доходы консолидированного бюджета определяется доля доходов регионального бюджета в доходах консолидированного бюджета = (Доходы регионального бюджета/Доходы консолидированного бюджета) ×100%;

10. Для выявления наиболее «уязвимых» налоговых потоков определяют уровень налоговой недоимки = (Сумма налоговой недоимки/Доходы бюджета) ×100%.

11. Для анализа выполнения бюджета могут быть исчислены относительные показатели выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования.

12. Коэффициенты эластичности доходов (расходов) бюджета по факторам:

где ∆x- изменение фактора;

∆y - изменение доходов (расходов).

Коэффициенты эластичности показывают на сколько % возрастут или снизятся доходы (расходы) бюджета при росте изучаемого фактора на 1%.

13. Представление об эффективности государственных кредитных операций дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита (%):

Эг.кред.=[(Пг.кред. – Рг.кред)/Рг.кред]×∙100%,

где Эг.кред – эффективность государственных кредитных операций;

Пг.кред – поступления по системе государственного кредита;

Рг.кред расходы по системе государственного кредита.

14. По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг (%):

где - коэффициент обслуживания внешнего государственного долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: