Статистика государственных финансов

Государственные финансы – денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей членов общества (национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, управление, охрана окружающей среды, образование, культура, здравоохранение и спорт, социальная политика). Эти денежные отношения возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и ВНД, а также части национального богатства.

Предметом статистического изучения являются, как государственные финансы в целом, так и выделяемые в сфере государственных финансов звенья – государственный бюджет (различных уровней государственного управления), внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Статистика государственных финансов включает статистику бюджетов различных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики.

Информационная база статистики государственных финансов сформируется на основе данных, разрабатываемых Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Федеральной налоговой службой. Информационную основу статистики государственных финансов в Российской Федерации составляют данные бюджетной отчетности. Порядок формирования бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. При формировании бюджетной отчетности используются такие инструменты, как бюджетная классификация и план счетов бюджетного учета.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль поступления доходов и расходования денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.

Бюджетная отчетность включает данные о потоках и запасах единиц сектора государственного управления Российской Федерации. Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

- принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

- перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

Единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствования.

В соответствии с Классификатором институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) сектор «Государственное управление» включает подсектора:

> Федеральные органы государственной власти и управления.

> Органы государственной власти и управления субъектов Федерации.

> Органы местного самоуправления.

> Фонды государственного социального обеспечения.

В сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц:

1. Органы государственной власти и управления всех уровней – министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т.п.

2. Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т.п.).

Каждый из подсекторов, включает в себя операции, связанные с исполнением соответствующего бюджета, активов и обязательств.

В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения» включаются государственные фонды, созданные в соответствии с нормативными актами РФ, основной функцией которых является осуществление государственных программ социального обеспечения. Они контролируются органами государственного управления и финансируются за счет обязательных взносов наемных работников и работодателей. Размер выплачиваемых фондами пособий, как правило, не зависит от суммы уплаченных взносов.

Фонды государственного социального обеспечения функционируют на федеральном и региональном уровнях власти. В связи с тем, что их деятельность регламентируется едиными нормативными актами, они объединены в один подсектор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: