В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):
1-я цифра обозначает класс АТС:
- для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в куб. дм);
11 - особо малый до 1,2
21-малый от 1,2 до 1,8
31 - средний от 1,8 до 3,5
41 - большой свыше 3,5
- для автобусов по габаритной длине (в м):
22 - особо малый до 5,0
32-малый 6,0-7,5
42-средний 8,0-9,5
52 - большой 10.5 - 12,0
62 - особо большой 18,0 и более
- для грузовых автомобилей по полной массе:
Полная масса, т | Эксплуатационное назначение автомобля | |||||
бортовые | тягачи | самосвалы | цистерны | фургоны | специальные | |
До 1,2 | ||||||
1,2 до 2,0 | ||||||
2,0 до 8,0 | ||||||
8,0 до 14,0 | ||||||
14,0 до 20,0 | ||||||
20,0 до 40,0 | ||||||
Свыше 40,0 |
Примечание: Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
- 1 - легковой автомобиль;
- 2 - автобус;
|
|
- 3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
- 4 - седельный тягач;
- 5 - самосвал;
- 6 - цистерна;
- 7 - фургон;
- 8 - резервная цифра;
- 9 - специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.
5-я цифра - модификация автомобиля;
6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01,02,03 и т. д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.
По данной классификации перед цифровым индексом в большинстве случаев указывается буквенное обозначение завода - изготовителя. Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб. дм, обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022 и т. д.
Обозначения автомобилей иностранных марок в большинстве случаев состоят из буквенного обозначения марки завода - изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. Например, городской автобус венгерского автобусного завода обозначается Ikarus-260, его модификация Ikarus-260.18 и т. д.
В настоящее время постепенно начинают использовать обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правила ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН:
Таблица 1.А – Классификация автотранспортных средств, принятая в правилах ЕЭК ООН
|
|
Категория АТС | Тип АТС | Полная масса, т | Примечание |
М 1 | АТС с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | Не регламентируется | Легковые автомобили |
М 2 | Те же, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | До 5,0 | Автобусы |
М 3 | -"- | Свыше 5,0 | Автобусы, в том числе сочлененные |
N 1 | АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Грузовые автомобили, специальные автомобили |
N 2 | -"- | Свыше 3,5 до 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили |
N 3 | -"- | Свыше 12,0 | -"- |
АТС без водителя | До 0,75 | Прицепы и полуприцепы | |
-"- | Свыше 0,75 до 3,5 | -"- | |
-"- | Свыше 3,5 до 10,0 | -"- | |
-"- | Свыше 10,0 | -"- |
Таблица 2. А – Нормы расхода дизельного топлива на обогрев салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями
Марка, модель автомобиля или автобуса | Марка отопителя | Расход топлива, литров на 1 час работы на линии | Примечание |
Ikarus-255, -255.70, -260.01, -260.18, -260.27, -260.37,260.50, -260.52 | Sirokko-262 | ||
Ikarus-260, -260.01 | Sirokko-265 | 1,4 | |
Ikarus-250.12 | Sirokko-262 (2 отопителя) | 2,4 | |
Ikarus-250, -250.58, -250.58S, -250.54, -256.59, -256.74, -256.75, -260.51 | Sirokko-268 | 2,3 | |
Ikarus-180 | Sirokko-268 Плюс Sirokko-265 | 3,7 | С учетом обогрева прицепа |
Ikarus-280, -280.01, -280.33, -280.63, -280.64 | Sirokko-268 Плюс Sirokko-262 | 3,5 | С учетом обогрева прицепа |
ЛАЗ-699А, -699Р | ОВ-95 | 1,4 | |
ЛАЗ-4202, -42021 | П-148106 | 2,5 | |
ЛиАЗ-5256 | ДВ-2020 | 2,5 | |
IFA-Robur LD-2002. LD-3000 | Sirokko-251 | 0,9 | |
Tatra-815 C1, C3 | XZA. KP-D2-24.1 | 0,8 |
Примечание: Пользование отопителями предполагается в зимнее время, т.е. в то период, когда автомобили работают по нормам расхода топлива с применением зимних надбавок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое)
Примеры расчета нормативного расхода топлива
и смазочных материалов
1. Легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 500-1500 метров, совершил пробег 244 километра.
Исходные данные:
- базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Н5= 13,0 л/100 км;
- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 метров составляет D = 5 %.
Нормируемый расход топлива составляет:
QН= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 13,0 х 244 х (1 + 0,01 х 5) = 33,3 л.
2. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus -280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей сезона Sirokko-2681 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км,при времени работы на линии 8 часов.
Исходные данные:
- базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus -280.33 составляет Hs= 43,0 л/100 км;
- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8 процентов;
- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Нот = 3,5 л/час.
Нормируемый расход топлива составляет:
QН =0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Нот х Т =
=0,01 х 43 х 164 х (1 + 0,01 х 8) + 3,5 х 8=104,2 л.
3. Из путевого листа установлено, что одиночный ботовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 т. км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобили ЗИЛ-431410 составляет Hs – 31,0 л/100 км;
- норма расхода, бензина на перевозку полезного груза составляет
Ну = 2,0л/100т. км.
Нормируемый расход топлива составляет:
QН = 0,01 x (HS x S + Hw x W) = 0,01 x (31 х 217 + 2 x 820) - 83,7 л.
4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т. км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 1501 - 2000 метров и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные.
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет HS = 25,0 л/100 км;
|
|
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw= 1,3 л/100 т. км;
- надбавки на работу в зимнее время D=8 процентов, на paботу в горных условиях на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моря D=10 процентов;
- масса снаряженного прицепа ГКВ-8350 GПР = 3,5 тонны;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:
НSA=НS+ Hw x Ggh=25+1,3 x 3,5=29,55 л/100 км.
Нормируемый расход топлива:
QН = 0,01 х (НSA x S + Hw x W) x (1+0,01 х D)=
=0,01 х (29,55 х 475 + 1,3 х 6413) х (1+0,01 х 18)=264,0 л.
5. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет HS = 34,0 л/100 км;
- надбавка на работу с частыми технологическими остановками D=10 %, надбавка на работу с частыми технологическими остановками D=8%.
Нормируемый расход топлива:
QН = 0,01 x HS x S x(l +0,01 x D)=0,01 х 34 х 152 х (1+0,01 х 18) =61 л.
6. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.
Исходные данные
- базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsc = 52 л/100 км;
- норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Нт = 8,4 л/100 км;
- надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонта D = 5%.
Нормируемый расход топлива
QH = (0,01 х Hsc х S +НТ х Т х (1 + 0,01 х D) =
= (0,01 х 52 х 127 + 8,4 х 6,8) х (1 + 0,01 х 5) = 129,3 л
7 Из путевого листа установлено, что пескоразбрасыватель ЭД-403 на базе автомобиля ЗИЛ-133ГЯ совершил пробег 74 км, из них пробег к месту работы и обратно составил S = 24 км. Работы проводились в зимнее время года.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег пескоразбрасывателя ЭД-403 составляет Hsc= 27,5 л/100 км;
- норма расхода топлива на выполнение специальной работы во время передвижения Нs = 34,5 л/100 км;
|
|
- дополнительная норма расхода топлива при разбрасывании 1-го кузова песка в смену Hsd=0,7 л;
- пробег автомобиля при выполнении специальной paботы S=50 км;
- количество кузовов разбрасываемого песка в смену N=6;
- надбавка на работу в зимнее время D=7%.
Нормируемый расход топлива:
QH = 0,01 х (Hsc х S + НS х S) х (1+0,01 х D)+ Hsd х N=
0,01 х (27,5 х 24 + 34,5 х 50) х (1 + 0,01 х 7) + 0,7 х 6=29,7 л.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(информационное)